ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПОНИМАНИИ В. Ю. КАТАСОНОВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПОНИМАНИИ В. Ю. КАТАСОНОВА

Снегирев А.О. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г.Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Глобализация представляет собой проблему потому что с ней связан ряд сложных вопросов, таких как, войны, кризисы утрата национального суверенитета и потеря самобытности. В данной работе мы попробуем разобраться в том, что всё-таки представляет собой глобализация, какие плюсы и минусы несёт в себе данный процесс.

Глобализация ведёт к потери самобытности того или иного народа, потерям традиций и обычаев, исторически сложившихся в течение очень долгого времени. Чтобы начать аргументировать данную точку зрения, необходимо объяснить такое понятие, как глобализация, и вникнуть в его суть, а также изучить все аспекты и закономерности данного процесса и дать им оценку.

Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических, культурных и, главное, религиозных связей.

Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений.

Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства.

Глобализация – плод не только Просвещения, но и постмодернизма. В основании же последнего – именно недоверие к проекту Просвещения, к любому «метарассказу», любой целостной мировоззренческой системе. Каждая такая система взглядов должна быть разоблачена, подвергнута деконструкции, интерпретирующей любые культурные цели и идеалы как некий репрессивный аппарат, подавляющий скрытые витальные влечения. Культура, в соответствии с заповедями З. Фрейда, мыслится здесь как род невроза. И современный экологический кризис есть, с этой точки зрения, как раз следствие репрессивности культуры. Отсюда такое внимание к экологии: сначала говорят об экологии окружающей среды, потом – об экологии человека, договариваясь даже до экологии культуры, экологии сознания, экологии духа и т.д. И повсеместный сегодня возврат к религии толкуют таким же образом: религия выступает здесь как более «мягкая», менее репрессивная форма культуры, чем, скажем, культура индустриального общества первой половины XX века.

Термин «глобализация» активно стал использоваться с конца 1980-х гг. Его можно трактовать как осуществление «либерализации» в масштабах всего мира. З. Бжезинский, один из идеологов глобализации, не раз откровенно говорил, что глобализация - сознательная политика США по продвижению американских интересов в мире. Все правильно, только с небольшими уточнениями. Во-первых, конечно, «мотором» глобализации являются США, опирающиеся на потенциал доллара и военную мощь. Но именно «мотором», а сама политика глобализации разрабатывается мировыми ростовщиками. Во-вторых, эта политика осуществляется не в интересах США (и уж тем более - американского народа), а в интересах все тех же мировых ростовщиков. А США лишь «база», на территории которой находится «печатный станок» и вооруженные силы, контролируемые ростовщиками.1

В истории христианства было два основных уклонения от истины: несторианская ересь и монофизитская. Первая отрицала во Христе божественное начало и утверждала, что искупительная жертва Богочеловека есть его чисто человеческий подвиг. Вторая же настаивала на том, что во Христе человеческое начало было полностью поглощено божественным. Обе эти ереси определили и две ложные антропологические перспективы: или переоценка человеческих возможностей и, в частности, возможностей его интеллекта, что оборачивалось рационализмом, или – недооценка этих возможностей, ложное смирение и квиетизм, что оборачивалось иррационализмом. И в общем смысле, любая мировоззренческая доктрина, вынужденная располагать себя в определенном отношении к этим идейным полюсам – рационализм- иррационализм, - некоторым образом соотносится и с фундаментальными христианскими ересями.

Например, в своей проповеди в 1999 году во время заседания Парламента мировых религий епископ Свинг сказал: «Какое прекрасное время для служения Богу … чтобы новый свет пришел бы к религиям, духовным традициям и местным культам». Этот «новый свет» не будет светом Христа».

Александр Елисеев пишет: «Глобализация, конечно, взяла нешуточный разбег, однако между ее субъектами существуют мощные противоречия. Но как только эти противоречия будут устранены, как только глобалисты (под ними автор понимает хозяев транснациональных корпораций и банков. - В. К. ) создадут свое “мировое правительство”, мировой кризис сметет эти субъекты (может быть, вместе с “мировой цивилизацией”). Победа транснациональных структур станет их поражением (выделено мной. - В. К.2

во многих случаях «глобалистские ценности» разрушают политическую идеологию, связанную с религией, характер национального самосознания этносов, место и роль религии в жизни общества. Разрушение идеологий и социальных отношений, в которые органично веками была встроена религия, бросает ей опасный вызов, на который она должна найти достойный ответ, ибо иногда под вопросом оказывается само ее существование в обществе.

В религиозных процессах действуют иные тенденции глобализации, нежели в финансовых или технологических сферах. Глобализация не только интегрирует, но и дифференцирует, а применительно к религии – регионализирует, специализирует, обособляет. Именно поэтому так созвучны религиозная и национально-культурная реакции на глобализм. Соответственно, глобальная культура может не только способствовать объединению и даже внести свою лепту в «религиозный ренессанс», но содержит в себе определенный контрунификационный потенциал.

Итак, религия в огромной степени влияет на поведение людей, она формирует образ жизни и мировоззрение. В процессе глобализации происходит унификации многих сфер жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации.

Коренной недостаток, значительной части всей мировой научной мысли по проблемам глобализации заключается в том, что она часто ограничивается лишь описанием этих проявлений глобализации, но не проникает в сущность процесса и не в полной мере анализирует как глубинные предпосылки этого процесса, так его последствия. Одним из главных последствий глобализации является разрушение религиозной традиции и национальной культуры. По мнению Катасонова, когда у какого-то народа разрушается религия, в высшую деятельность головного мозга вторгается сомнение, наполовину парализуя все остальные способности интеллекта. Каждый человек приучается не иметь ничего определенного, кроме путаных и переменчивых представлений по вопросам, имеющим особую важность для его близких и для него самого; люди плохо защищают свои мнения или же легко отказываются от них, и, отчаявшись поодиночке решить важнейшие проблемы человеческой судьбы, они малодушно перестают думать о них вообще. Обнаруживается, что в области веры, образа жизни, ценностей, которые лежат в основе идентичности нации, есть широкая возможность выбора. Таким образом, возникает проблема индивидуализации человека, ему дается возможность отделить себя от традиций того общества, в котором он живет, и принять и отождествить себя с другими культурными обществами.

1 Катасонов В.Ю. Капитализм. С. 398 // http://www.rusinst.ru/docs/books/V.Yu.Katasonov-Kapitalizm.pdf

2 Катасонов В.Ю. Капитализм. С. 633 // http://www.rusinst.ru/docs/books/V.Yu.Katasonov-Kapitalizm.pdf

Просмотров работы: 203