СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

MODERN RUSSIAN FEDERALISM: THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Хабиров Радик Раилевич

Челябинский государственный университет

Khabirov Radik Railevic

Chelyabinsk state University

Челябинск, Россия

Chelyabinsk, Russia

Статья 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий. 1 Это означает, что в Российской Федерации ее субъекты имеют право на принадлежащие им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Часто и с разных сторон, мы слышим мнение о том, что федерализм для нашей страны потерял свою практическую актуальность. Что Российская Федерация может существовать, как унитарное централизованное государство, управляемое «сильной рукой», что федерализм представляет собой лишь переходную форму по направлению к образованию нормальной унитарной государственности.

В науке конституционного права федерализм рассматривается как форма, принцип, режим государственного устройства.2

Нерсесянц В.С полагает, что современный федерализм представлен формой децентрализации государственной власти.3

Точка зрения Аринина А.Н. представляет федерализм в несколько идеализированном виде, связывая его существование с высшими демократическими ценностями.

Современный российский федерализм по нашему мнению, подходит под все вышесказанные терминологии. Более того – это сложный комплекс явлений и процессов, включающий в себя не только эффективный способ управления государством, но и соответствующее политическое поведение участников (субъектов) федерации.

Сегодняшний российский федерализм во многом является пережитком того административно территориального деления, которое существовало в советский период времени. Существенное отличие проявляется в том, что новая Россия сумела закрепить не формальный, а уже фактический принцип федерализма путем внесения изменений в основной закон государства, cумев преодолеть неудовлетворенность многих регионов своим статусом.

Одним из важнейших моментом в развитии и укреплении федеративных отношений послужило подписание в 1990 г. так называемого федеративного договора. Благодаря которому, края и области были наделены статусом полноправных субъектов федерации. Вследствие чего стало возможным создание и закрепление собственного закона субъектов федерации и самостоятельного законотворчества, не идущих в разрез с федеральным.

Следует отметить, что на протяжений достаточно длительного времени существования и действия основного закона страны, российскому государству удалось поэтапно решить две наиболее острые задачи федеральных отношений.

Первой задачей видится работа, связанная с укреплением государственного единства. Это требовало приведение законов субъектов федерации в соответствии с Конституцией РФ, в противном случае, население, проживающее на территории субъекта, не контролируемо, как итог, неминуемо его разрушение. Вторая задача была связана, непосредственно с созданием такого законодательства, которое как можно детальнее бы отражало Конституцию России.

Преамбула Конституции, как мы знаем, была принята многонациональным народом России, утверждающих и разделяющих высшие ценности в ее основных положениях. Вышесказанное обстоятельство воспроизводило то, что называется сейчас духом идеологии Конституции.

Уже в начале 1992 г. усиление центральных тенденции открыто поставило вопрос о существовании единой государственности в стране. Однако подписанный того же года договор существенно выправил ситуацию путем объединения народов России. Благодаря чему, представилось возможным, обеспечить защиту общегосударственных интересов и интересов различных народов субъектов федерации.

Сегодняшняя правовая система России, несмотря на ряд сложностей, по-прежнему продолжает свое поэтапное развитие на пути к совершенствованию основ конституционного строя. Модернизация правовой системы коренным образом затрагивает многие государственно-правовые процессы, которые напрямую связаны с социальными, политическими и иными сферами общественной жизни.

Важно отметить, что сложность международной правовой ситуации в мире несколько изменила вектор развития России. Перед государством открыто стоит вопрос о том, каким образом проводить государственные реформы с учетом сложившейся положительной практики зарубежным стран.

И в этой связи, безусловно, важное значение имеет обеспечение целостности и единства политики проводимой государством. Сложность в комбинировании суверенитета страны с правами присущими регионам, можно определить только путем детального регламентирования компетенции между центром и регионами. Представляется, что для выполнения такого действия необходимо произвести реформу института представительства регионов на федеральном уровне. К чему сейчас стремится Российская Федерация.

Исходя из Конституции Российской Федерации и исследуя практику применения принципов государственного федерализма вместе с субъектами федерации, представляется возможным заключить , что наше государство в отличии от своих зарубежных партнеров не приняло каких-либо попыток на пути к модернизации системы федерализма, и вместе с тем выбрало путь «готового решения».

Сегодня встречаются абсолютно различные точки зрения относительно модели построения современного российского федерализма. И стоит отметить, что возникают некоторые сложности в практике государственного формирования устройства государства. Исследователи, политики не могут придти к совместному пониманию того, каким сегодня должен быть представлен российский федерализм.

В некоторых общеизвестных прецедентах, мы можем наблюдать передачу некоторых полномочий субъектам федерации из центра, что в свою очередь, во-первых, влияет на оперативность принятия общегосударственных решений, а во-вторых, влечет за собой усиление контроля со стороны центра. Такой контроль по передачи федеральных полномочий соответствующему субъекту федерации представляется достаточно сложным и проблемным.

Наиболее действенной моделью государственного федерализма по нашему мнению является укрепления института федерального присутствия и политики в регионах на равных правах. Ни один регион федерации не должен обладать привилегированными правами, как это можно наблюдать на примере Республики Татарстан. Где власть центра значительно слабее власти самого субъекта. Такое положение во многом заставляет пересмотреть принципы федерализма с учетом интересов субъектов, но не более того.

Следует также подчеркнуть, что ныне действующая Конституция содержит в себе некоторые противоречия. Так на основании ряда статей высшего закона государства возник вопрос о том, что является начальной формой разграничения полномочий между центром и его регионами ( договор или закон). Этот вопрос, несмотря на его актуальность, носит дискуссионный характер. И как демонстрирует российская практика, ответ на него можно получить при обращении к договорам Российской Федерации о разграничений полномочий с субъектами федерации. С другой стороны, заключение подобных договоров влекло за собой недовольство субъектов и как итог, регионы не были равны по отношению к центру.

Следовательно, мы приходим к выводу, что подобные положения о разграничении полномочий должны содержаться именно в положениях федерального законодательства не оставляя в стороне интересы самого субъекта федерации.

Итак, выявив некоторые сложности российского федерализма, можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе необходимо модернизировать современный российский федерализм в его изначальном виде. Необходимо также с учетом практики зарубежных стран наметить и утвердить действительно эффективную модель российского федерализма. При этом необходимо понимать, что вновь утверждена модель будет внедряться под влиянием исторически сложившихся устоев. Любое государство имеет право выбрать или совершенствовать тот вид федеративных отношений, который будет наиболее полно отражать общегосударственные задачи и позволит эффективно располагать к себе субъектов федерации.

Нужно признать, что современный федерализм требует серьезных доработок со стороны государства и ныне действующая практика преподносит новые трудности га пути к построению по настоящему действенного государственного федерализма.

Список использованных источников и литературы:

1. Конституция Российской Федерации ( принята всенародным голосованием 12.12.1993). (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СЗ РФ, 26.01.2009, №4, ст.445.

2.Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2015. С. 160.

3.Турусин С. В., Шевченко Е. Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания // Основы ЭУП. 2014. №3 (3). Электронный ресурс. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/federatsiya-i-federalizm-shodstvo-terminov-i-razlichie soderzhaniya (дата обращения 24.10.2017)

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СЗ РФ, 26.01.2009, №4, ст.445.

2 Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2015. С. 160.

3 Турусин С. В., Шевченко Е. Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания // Основы ЭУП. 2014. №3 (3). Электронный ресурс. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/federatsiya-i-federalizm-shodstvo-terminov-i-razlichie soderzhaniya (дата обращения 24.10.2017)

Просмотров работы: 685