Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Долгополова А.Н.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Согласно проведенным исследованиям научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность — гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия — снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек - курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска. Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, при различных заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм.

Советский физиолог И.А. Аршавский сформулировал теорию «энергетического правила скелетных мышц». С его точки зрения, функциональное состояние организма в каждом возрастном периоде определяется особенностями работы скелетной мускулатуры. Ученый высказывает мысль, что без работы мышц не накапливались бы энергетические потенциалы и не образовывалась бы протоплазма—живое вещество клетки. Вследствие этого стал бы невозможным сам процесс развития организма. Отсюда следует вывод: оптимальные мышечные нагрузки — важный фактор укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни.

Здоровье человека как научная и практическая проблема ныне входит в число тех вопросов, которые принято считать глобальными. По практической значимости, злободневности и актуальности проблему здоровья человека можно поставить в один ряд с проблемой охраны природы, окружающей среды. Изменение условий и образа жизни человека, вызванное воздействием цивилизации на окружающую среду, необратимая подчас эволюция самой природы как первоосновы человека и общества создают множество факторов, ставящих организм человека перед необходимостью либо приспосабливаться, либо уступать позиции и вести к распаду его целостного функционирования, деструктурированию, болезни, гибели. Человек есть результат естественной биологической и социальной эволюции. Сохранение его жизнеспособности, как явствует из философских воззрений, достигается, когда человек оптимально приспособлен к природным условиям его жизни и созданной им культуры. А это требует определенных мер социально-педагогического плана. Для увеличения резервов здоровья, специалисты (Н.М. Амосов, Г.Л. Апанасенко.) рекомендуют использовать физиологически обоснованные стрессоры. Прежде всего, это физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. Именно под влиянием аэробной тренировки в организме растет количество «свободной энергии». Соответственно увеличивается мощность коронарных, респираторных, эндокринных, буферных и иных резервов организма, а также происходит перекрестная адаптация, в результате которой повышается устойчивость человека к различным стрессорным воздействиям патогенного характера. Физическая активность – одно из необходимых условий жизни, имеющие не только биологические, но социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинским показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.

В современной стратегии образования актуализируется значимость здоровья молодого поколения как одного из приоритетных направлений его гуманизаций, являющегося основой физического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития человека. Специалисты в области медицины, физической культуры, валеологии, педагогики единодушно считают, что для детей ослабленных, а также страдающих тем или иным недугом лечебная физическая культура является эффективным средством лечения. Добиваться полного освобождения таких часто болеющих детей от школьных занятий физкультурой, всячески оберегать их от выполнения домашней работы, значит наносить существенный вред их здоровью.

Воспитание физически, психически и социально здоровой личности, эффективно управляющей состоянием своего здоровья, является важнейшей задачей физической культуры, медицины и педагогики.[1]

Перейдем к разбору поставленных мною целей.

Цели лечебной физической культуры

Цель ЛФК - укрепление и повышение сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям.

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы и задачи лечебной физической культуры

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

ЛФК – метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма – движение. Функция движения является основным стимулятором роста, развития и формирования организма. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствую повышению общей работоспособности организма. Как уже было сказано выше, ЛФК является методом неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения – неспецифическими раздражителями. Всякое физическое упражнение всегда вовлекает в ответную реакцию все звенья нервной системы. В связи с участием нейрогуморального механизма регуляции функций в ответной реакции организма ЛФК всегда выступает как метод общего воздействия на весь организм. При этом должны учитываться способность различных физических упражнений избирательно влиять на разные функции организма, что очень важно при учете патологических проявлений в отдельных системах и органах.

ЛФК - метод поддерживающей терапии, применяется обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации. ЛФК – метод восстановительной терапии, где происходит сочетание медикаментозной терапии с различными физическими методами лечения. Одной из особенностей ЛФК – является дозированная тренировка физическими упражнениями.[1]

Организация исследования

Организация исследования включала в себя проведение 50 занятий Лечебной Физической Культурой среди учеников средней школы и студентов вузов.

Для начала я провела опрос среди учеников средней школы, то есть 11 класс, на тему: «знают ли они, что такое ЛФК и стали бы они заниматься упражнениями?» Из 50 опрошенных детей, все 50 ответили, что они знают о лечебной физической культуре, и 40 учеников уже занимались ЛФК и 5 из них пошло это на пользу, 30 учеников не знаю, что такое ЛФК. Так же мною были опрошены студенты 1 и 3 курса. Что касается студентов, то точно также как и у учеников, абсолютно все студенты знают о лечебной физической культуре, но, к сожалению, из студентов 3–го курса, а это 25 опрошенных студентов, из них занимались ЛФК только 2 студента, а из студентов 2 – го курса, это 15 опрошенных студентов, 30 человек занимаются ЛФК в старшей школе. Заключение

«Лечебная физическая культура и массаж» – одна из дисциплин в системе подготовки медицинских и физкультурных работников. В ее рамках исследуются механизмы действия физических упражнений на организм, его отдельные органы и системы, ткани и клетки; регуляции мышечных сокращений и энергообеспечения; разрабатываются научно обоснованные методы повышения физической работоспособности и функциональных резервов организма в условиях спортивной деятельности и в системе медицинской и социальной реабилитации. В настоящее время развитие лечебной физической культуры и массажа обусловлено, в том числе необходимостью реализации концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г., направленной на решение вопросов гарантированного оказания населению качественной и доступной медицинской помощи, а также Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», которая ставит своей целью массовое вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом, популяризацию здорового образа жизни. Научные исследования по проблемам физической культуры и спорта должны быть направлены на решение вопросов создания новых методов профилактики, лечения и реабилитации средствами физической культуры и спорта, совершенствования медицинского обеспечения спортсменов, поддержания здоровья и работоспособности населения всех возрастов, уменьшения ограничений двигательной активности инвалидов, нейтрализации факторов риска заболевания и повышения качества жизни.[2]

Проведя анализ опрошенных студентов, можно сделать вывод, что в нашем городе не так давно начали активно заниматься ЛФК, из-за того, что им просто не говорили об этом в школе и в средствах массовой информации, а дети, родившиеся в 2000- м и последующих годах ведут активный и здоровый образ жизни.

Список используемой литературы:

1. Учебно-методическое пособие «Лечебная Физическая Культура. От теории к практике», под редакцией канд.биол.наук А.Н. Силантьева и канд.биол.наук М.Н. Силантьева

2. Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие / Н. В. Третьякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.пед. ун-та, 2013г.