Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ В ГОДЫ ВОЙНЫ. - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ В ГОДЫ ВОЙНЫ.
Мотин А.О., Филатова А.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


В мирное время железнодорожный транспорт используется не только для перевозки пассажиров, но и для доставки боевой техники с заводов в армейские гарнизоны, а так же при различных передислокациях войск внутри страны и других подобных целей.

В военное же время пользование железными дорогами позволяет быстро сосредотачивать войска в определенных местах для проведения крупных военных наступательных и оборонительных операций, обеспечивать войска провизией, медикаментами и т. п.

В развитии сети железных дорог военный фактор стал учитываться лишь в начале второй половине 19 века. На границах государств, по требованиям военных, строилась более густая сеть железных дорог. Сооружались специальные рокадные линии, приспособленные для переброски войск с одних участков приграничной полосы к другим.

Первые случаи исключительно военного использования железных дорог имели место уже в 50-60-е годы 19 века. Во время Франко-итало-австрийской войны в 1859 году впервые по железной дороге были оперативно переброшены крупные войсковые подразделения. Именно этот фактор поспособствовал скорейшему наступлению войск и обеспечил одну из сторон военным преимуществом.

Огромное множество примеров использования железных дорог для ведения военных операций было в период с 1861 по 1865 года в североамериканской гражданской войне. В 1861 году впервые в армии Северных штатов пушки были поставлены на железнодорожные платформы. Артиллерия была быстро доставлена к военным лагерям у линии железной дороги Южных штатов и произвела внезапный обстрел в их стане. Впоследствии этот стратегический маневр неоднократно использовался в ходе многих вооруженных конфликтов.

В Европе подобное использование железнодорожных дорог было чуть позже, в 1871 году при осаде Парижа прусской армией. Таким образом, им удалось обстрелять укрепление города с разных сторон.

В 1884 г. Французский инженер Мужен разработал проект бронированного вагона с пушкой. Это был прообраз бронепоезда. Но стандартная на тот момент ширина колеи в 1435 мм была для него слишком маленькой. Он мог двигаться лишь по специально построенной колее. Настоящие бронепоезда впервые стали широко использовать в англо-бурской войне. Буры применяли партизанскую тактику, нарушая снабжение английской армии. И для защиты коммуникаций английская армия стала создавать вооруженные и защищенные броней гарнизоны на колесах. Позже бронепоезда широко применяли в первой и второй мировых войнах.

В период бронепоездов нарастала и мощь артиллерии, устанавливаемой на железнодорожных вагонах, причем подъемной силы обычных вагонов уже не хватало, а потому стали использовать многоосные транспортеры. Каждая такая артиллерийская установка получала имя.

Бронепоезда и орудийные установки использовали в боевых операциях. Но все-таки главная военная роль железных дорог - это перевозка воинских соединений, техники, боеприпасов и есть всего, что требуется для ведения военных действий.

Поражают масштабы осуществлявшихся железнодорожных перевозок для проведения крупных операций в период второй мировой войны. Уникальным из них было использование железнодорожного транспорта в СССР в 1941-1942 году для эвакуации населения и крупных предприятий из западных районов страны, которые впоследствии были оккупированы немецкими войсками, в восточные районы. Всего на восток было перебазировано более двух с половиной тысяч промышленных предприятий.

В период наступления немецких войск во второй половине 1942 года на восток было эвакуировано еще 150 крупных предприятий. Вместе с ними так же было перебазировано порядка 40% рабочих и инженерно-технических работников. Этот маневр обеспечил значительный рост военного производства в восточных районах СССР и ускорил снабжение армии вооружением.

Большое военное значение железных дорог привело к тому, что воюющие страны разрушали железнодорожные пути и другие технические средства железнодорожного транспорта. В период второй мировой войны бомбардировке авиацией железнодорожных узлов придавалось огромное значение, так как нарушение железнодорожных коммуникаций серьезно затрудняло ведение наступательных и оборонительных боев.

Для разрушения рельсовых путей использовали специально-сконструированные путеразрушители. Дополнительно рельсы подрывали взрывчатым зарядом. Так же, в период второй мировой войны на советско-германском фронте в тылу немецких армий активно действовали советские партизанские отряды. Одной из их главных задач было именно разрушение железных дорог.

Однако огромные масштабы разрушений путей требовали больших усилий по их восстановлению. Во многих армиях мира имелись и имеются воинские части, назначением которых является восстановление и обслуживание прифронтовых железных дорог. В прифронтовой полосе железные дороги обычно восстанавливали по облегченным правилам. Главное – быстро открыть движение, даже с небольшими скоростями движения (до 30-40 км/ч), чтобы обеспечить подвоз воинских грузов действующей армии. Темпы восстановления сильно разрушенных железных дорог в годы второй мировой войны поражает воображение.

Но несмотря на все преимущества железнодорожных путей в военное время не стоит забывать, что железные дороги задумывались их создателями не для войны, а для мирных целей – перевозок пассажиров и грузов.

Источники:

aleks1966.livejournal.com/875779.html

www.kazedu.kz/referats/36/3

o-ili-v.ru/wiki/Бронепоезд

www.depo-magazine.ru/number/25/journal.pdf

militera.lib.ru/memo/0/pdf/russian/sb_anglo-boer01.pdf

libed.ru/knigi-nauka/1177491-4-ot-avtora-udk-65621...ya-razvitiya-zhe.php