ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ НЕФТЕГАЗОВОГО ТРУБОПРОВОДА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ НЕФТЕГАЗОВОГО ТРУБОПРОВОДА

Нуртдинов А.Ф. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При проектировании нефтегазового трубопровода выполняются геодезические работы: съёмка местности, составление профиля, разведка геологических и гидрологических условий по трассе. На примере рассмотрено обустройство Северо-Варьеганского месторождения Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Тюменской области.

Трассой является линия, которой определяется ось проектируемого линейного нефтегазопровода. В плане, трасса - прямолинейна, а в продольном профиле с допустимым уклоном. В зависимости от назначения, трасса должна удовлетворять требованиям, которые устанавливаются техническими условиями на её проектирование [3].

Инженерно-геодезические изыскания по объекту, выполнялись в три этапа.

Первый этап – период подготовительных работ, который берет начало с момента получения задания и заканчивается выходом в поле для производства съемки. Право на проектно-изыскательские работы, предоставляется свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [2].

В комплекс подготовительных инженерно-геодезических изысканий входит несколько видов работ, которые включают в себя:

-сбор и обработку материалов инженерных изысканий прошлых лет (топографо-геодезических, картографических, аэрофотосъемочных и других материалов и данных). На данный район имеются картографические материалы М 1:100000, 1:50000, используемые для составления ситуационного плана и определения местоположения участка изысканий;

-рекогносцировочное обследование, маршрутные наблюдения по территории изысканий.

Все геодезические работы на данном объекте выполнены в системе координат – МСК-86 и Балтийской системе высот.

Следующим этапом работ является полевой, который подразумевает создание и обоснование геодезической сети, а также создание топографической основы. Рекогносцировка объекта и обследование пунктов геодезической основы выполнялись одновременно [2].

В качестве исходных данных для создания опорной геодезической сети используются пункты планово-высотного обоснования, которые закреплены маркшейдерской службой на Северо-Варьеганском месторождении. Для производства топографо-геодезических работ выполнено создание опорной геодезической сети. Также установлены и определены 8 пунктов с использованием электронных тахеометров Topcon GPT-3105N и комплекта GPS-приемников TOPCON HiPer+ (Рисунок 2).

Рисунок 2 Схема опорной геодезической сети

Съемка опорных пунктов проводилась в статическом режиме, в течение 60 минут на каждом пункте. Средние погрешности в определении координат пунктов (точек) съемочной геодезической сети относительно пунктов опорной геодезической сети не превышали для съемки М 1:500 – 0,10 м, для съемки М 1:2000 – 0,35 м [5].

Предварительно были составлены временные графики возвышения и прохождения спутников на территории участка работ, а также выявлены факторы понижения точности DOP-а, влияющие в течение дня на качество съемки. В связи с чем, прогнозировалось время, оптимальное для спутниковых наблюдений.

Обработка спутниковых наблюдений проводилась с помощью программного комплекса Topcon Tools. Сначала проводилось свободное уравнивание в системе WGS-84 с оценкой точности, затем калибровка района работ с трансформацией из WGS-84 в принятую систему координат МСК-86. Опорные точки сети сгущения располагались на открытых участках, для обеспечения наилучшего прохождения спутниковых радиосигналов [1].

Точки опорной геодезической сети закреплялись на местности, согласно требованиям ВСН 30-81 (расположены, по возможности, в местах, безопасных от повреждений).

Съемка выполнялась электронным тахеометрами Topcon GPT-3105N, непосредственно с пунктов съемочного обоснования, с последующей обработкой результатов измерений в программе CREDO_DAT. Топографическая съемка объектов была выполнена:

  • в масштабе 1:2000, с сечением рельефа через 1 м на всем протяжении линейных объектов;

  • в масштабе 1:500, с сечением рельефа через 0,5 м для площадных объектов, а также в местах отмыкания и примыкания трасс, пересечения с автодорогами, водными преградами, коридорами коммуникаций. Положение съемочных пикетов определялось с помощью электронного тахеометра «полярным» методом [5].

Разбивка и закрепление углов площадок, и углов поворота трасс выполнена с пунктов планово-высотного обоснования. Закрепительные знаки расположены, в местах безопасных от повреждений и замаркированы масляной краской.

При пересечении трассы существующих коммуникаций, определялись глубина залегания, материал труб, диаметр. При пересечении линий электропередач выполнялась съемка пролетов, определялись отметки проводов и земли у опор и в точке пересечения с трассами замерены температуры воздуха, и выполнены эскизы опор, с указанием этих данных на чертежах.

Съемка подземных коммуникаций производилась при помощи трассопоискового комплекта фирмы «Radiodetection RD 8000 PDL», а также по выходам трубопроводов на поверхность, по следам траншей или другим признакам. Предельные расхождения между значениями глубины заложения подземных коммуникаций во время съемки и по данным контрольных полевых измерений не превышают 15% глубины заложения. Съемка воздушных сетей производилась инструментальным методом.

По всей протяженности трассы выполнены топографические съемки масштабов 1:2000, с сечением рельефа 1,0 м. Съемка масштаба 1:500, с сечение рельефа 0,5м, а так же съемки перехода через автодороги, водотоки и в местах пересечения с коммуникациями. Данная топографическая съемка проведена с пунктов специально созданного съемочного обоснования, которая проложена с максимальным приближением к оси проектируемого трубопровода.

При этом полевое трассирование линейных сооружений включают следующие виды работ:

- вынесение проекта трассы в натуру;

- определение углов поворота;

- закрепление трассы;

- привязку трассы к пунктам геодезической основы;

- обработку полевых материалов.

Для восстановления прохождения трассы при строительстве начало, конец и вершины углов трассы закреплялись двумя выносными знаками. В качестве закрепительных знаков использовались деревянные столбики высотой от 0,6 до 1,2 м, диаметром 15-20 см. На закрепительных знаках выполнена маркировка масляной краской с указанием наименования знака по установленному ВСН-81 образцу. Схемы и каталоги этих закрепительных знаков в установленном порядке переданы представителю Заказчика.

После окончания полевых работ, на основании материалов топографической съемки, выполнено камеральное трассирование трубопроводов (низконапорный водовод и автомобильная дорога) по планам масштабов 1:500 – 1:2000.

На проектируемые трассы составлены следующие ведомости:

- углов поворота трасс;

- подземных сооружений, пересекаемых трассами ННВ;

- пересечения надземных коммуникаций);

- пересечения автомобильных дорог трассами;

- угодий по трассам (пикетная);

- пересекаемых лесных угодий ННВ;

- пересекаемых водных преград ННВ.

По результатам выполненных работ по изыскиваемым трассам составлялись продольные профили в масштабах:

- Горизонтальный 1:2000; 1:500;

- Вертикальный 1:100; 1:100;

- Геологический 1:100; 1:100.

Продольные профили построены с применением программного комплекса Geo.Series. Все проектные трубопроводы нанесены на материалы топографической съемки масштабов 1:500-1:2000.

Заключительным этапом инженерно-геодезических работ на данном объекте являлся камеральный этап, который включает в себя обработку результатов полевых работ: расчет координат и высот точек планово-высотного обоснования; составление каталога координат и высот точек планово-высотного обоснования; составление топографических планов; составление технического отчета.

Камеральные работы выполнялись с использованием программного комплекса обработки инженерных изысканий, цифрового моделирования местности (ЦММ) в программном комплексе «CREDO» окончательная корректировка топографических планов выполнена в программах AutoCAD и MapInfo и с соблюдением требований «Условных знаков для топографических планов масштабов М 1:5000-1:500» и требованиями классификатора и структур таблиц MapInfo в системе координат МСК-86.

Продольные профили трасс проектируемых линейных сооружений составлены в масштабах: горизонтальном 1:2000, вертикальном 1:100 и геологическом 1:100, продольные профили переходов представлены в масштабах: горизонтальном 1:500, вертикальном 1:100 и геологическом 1:100 в программе Geo.Series [4].

Результатом геодезических работ на рассматриваемом объекте служит определение планового и высотного положения проекта нефтегазопровода. Использование электронного тахеометра и комплекта GPS оборудования для этих целей значительно облегчает процесс обеспечения необходимой информацией на данном этапе работ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Васильева Г.В., Абдулгазизова А.Н., Яковлева Ю.Н. GNSS. Оценка точности измерений /В сборнике: Науки о Земле: современное состояние, проблемы и перспективы развития Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2015. С. 134-136

2. Ишбулатов, М.Г. Создание постоянно действующих базовых станций ГНСС ГУП БТИ РБ для кадастровых и землеустроительных работ/М.Г. Ишбулатов, А.Е. Танайлов, И.И. Ишбулатов // В сборнике: Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, 2013. - С. 160-163

3. Ишбулатов, М. Г. Создание учебного геодезического полигона в УНЦ БГАУ с использованием GPS (глобальной системы позиционирования) / М. Г. Ишбулатов, Н. С. Кубасова // Инновации, экобезопасность, техника и технологии в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 23-24 ноября 2012 года/Башкирский ГАУ. -Уфа, 2012. -С. 199-200

4. Надыршина, А.А. Особенности выполнения инженерно-геодезических изысканий при реконструкции нефтепровода УПС Биаваш до УПС-96/ А.А Надыршина., М.Г.Ишбулатов //В сборнике: Науки о Земле: современное состояние, проблемы и перспективы развития Материалы межвузовской научно-практической конференции. 2015. -С. 173-175.

5. Павлова Н.И., Галеев Э.И. Создание топографо-геодезической основы с использованием современных программных комплексов/ В сборнике: Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2013. С. 94.

   
Просмотров работы: 251