Поиск эффективных форм и методов физического воспитания, повышения функциональной подготовленности и двигательной активности дошкольников, проживающих в специфических климатических условиях, является актуальным.
Именно в этом возрасте перспективным является применение фитнеса [3, 7]. Фитнес – это здоровый образ жизни, включающий в себя хорошую физическую форму и уравновешенное эмоциональное состояние [5, 6, 7]. В настоящее время существует достаточно большое количество различных направлений фитнеса: стретчинг, тай-чи, йога, шейпинг, пилатес, аэробика. При регулярных тренировках значительно улучшается физическое состояние и физическая подготовленность детей [4].
Детский фитнес – это не что иное, как хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющие и оздоровительные занятия, посредством которых у детей вырабатываются правильные стереотипы движений, формируются жизненно важные навыки и умения [3, 5, 7]. В научно-методической литературе отсутствуют сведения об использовании фитнеса для повышения функциональной подготовленности и двигательной активности старших дошкольников в условиях северного региона.
Цель исследования – исследовать и экспериментально доказать эффективность применения специальных упражнений на повышение физической подготовленности девочек старшего дошкольного возраста, занимающихся фитнесом.
Задачи исследования:
Проанализировать данные литературных источников о развитии физической подготовленности девочек старшего дошкольного возраста.
Подобрать специальные упражнения, влияющие на показатели физической подготовленности девочек старшего дошкольного возраста.
Апробировать и экспериментально доказать эффективность применения специальных физических упражнений.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение учебно-методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе ООО «Центр медицинской эстетики «Акватория»» – фитнес клубе г. Сургута, в группе фитнес-аэробики с детьми 5-6 лет.
Для тестирования были подобраны следующие упражнения: сед углом «Угол» (время в сек); лежа на животе прогнувшись «Щучка на животе» (время в сек); прыжки на скамейку (кол-во раз за 20 сек); базовые шаги: March (шаг), Marching, Walking, Jog (бег), Joging, Kneelift, Kneeup (подъем колена), Kick (мах), Low kick, Skip (подскоки),Lunge (выпад),Jumping(прыжок ноги врозь – ноги вместе); продольный шпагат (см). Тестирование специальных физических упражнений проводили в соответствии с нормами ВФСК ГТО 1 ступени (для детей 6-7 лет): сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см); поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 20 сек).
В группе фитнес-аэробики отобрали 20 девочек 5-ти лет. Занятия проходили 3 раза в неделю по 55 минут.
Результаты исследования. Для развития физической подготовленности девочек старшего дошкольного возраста нами были подобраны и апробированы специальные упражнения, включающие тесты на оценку физической подготовленности.
В начале исследования мы провели тестирование физической подготовленности девочек старшего дошкольного возраста, занимающихся в группе фитнес-аэробики.
При сравнительной характеристике показателей трехгодичного цикла физической подготовленности девочек, занимающихся фитнес-аэробикой, мы получили следующие результаты. Так, в тесте «угол» на начало исследования среднегрупповой показатель был 9,9 сек., а на конец исследования 24,1 сек. Прирост в данном тесте составил 143,5%. Наблюдалась достоверная положительная динамика при р