ОЦЕНКА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И НА ТРАНСПОРТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И НА ТРАНСПОРТЕ

Василенко М.А. 1, Кузина Е.Л. 2, Макарычев Е.А. 2
1ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ,
2ФГБОУ ВО РУТ (МИИТ), г. Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основным вопросом экономики природопользования является рациональность хозяйственного подхода к использованию природных ресурсов в условиях их платности и ограниченности. В связи с этим ключевым для экономики природопользования является понятие эколого-экономической эффективности – соотношения между затратами на природопользование и конечного результата.

Эффективность природопользования – это эколого-социально-экономическая результативность использования природных ресурсов и эксплуатации природной среды. При этом следует рассматривать комплекс природопользования, проводя соответствующее моделирование и расчеты.

Эффективность природоохранных мероприятий - это эколого-социально-экономическая результативность проведения тех или иных природоохранных мероприятий.

Система природопользования на железнодорожном транспорте – это система, основной целью развития которой является повышение эколого-экономической эффективности деятельности железнодорожного транспорта, которая состоит из взаимосвязанных объектов железнодорожного транспорта, компонентов окружающей среды и элементов системы управления[1].

План повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта – есть комплексный план развития, составленный с учетом особенностей специфики железнодорожного транспорта, рисков, планирования на крупных предприятиях. В соответствии с данной целью предполагается реализация следующего ряда задач:

1. Составление плана природоохранных мероприятий на железнодорожном транспорте.

2. Планирование затрат на природоохранную деятельность предприятия железнодорожного транспорта.

3. Расчет влияния риска и оценка нормы дисконтирования.

4. Расчет эффективности планируемого природоохранного мероприятия в соответствии с заявленным критерием.

План природоохранных мероприятий имеет определенную структуру и составляется по определенной форме. Задачи, которые необходимо выполнить в рамках составления плана, представлены на рисунке 1.

Рис.1. Задачи природоохранных мероприятий в рамках составления плана

Современный механизм природопользования состоит из следующих элементов (рисунок 2): Рис. 2 Элементы механизма природопользования Система эффективного природопользования на транспорте тесно связана с эколого-экономической эффективностью функционирования предприятий транспорта [2] Эколого-экономическая эффективность - это соотношение общих экономических выгод и потерь от природоохранных мероприятий, включая внешние экологические эффекты, и связанные с ними социальные и экономические последствия. Говоря о планировании эффективности финансово-хозяйственной природоохранной деятельности на железнодорожном транспорте, наибольший интерес будет представлять именно системный подход, так как речь идет о планировании в системе природопользования на железнодорожном транспорте. При осуществлении внутрифирменного планирования на основе системного подхода предприятие следует рассматривать как производственную систему. Понятие «система» весьма условно и многогранно и зависит, прежде всего, от объекта исследования. Однако заметить, что один и тот же объект может быть одновременно и самостоятельной системой образующих определенную целостность, и элементом различных систем [3]. Характеристика существующего подхода и предлагаемого на основе выявленных недостатков приведем на рисунке 3.

Рис. 3 – Основные подходы к оценке природопользования объектов

железнодорожного транспорта

Сущность системного подхода в рамках функции планирования сводится к логической увязке следующих этапов (рисунок 4): Рис.4 Этапы системного подхода в рамках функции планирования Использование системного подхода в планировании начинается с осознания необходимости разделения планов по разным уровням и их последующей интеграцией в едином плане [4]. Система существует и успешно выполняет возложенные на нее задачи лишь при наличии связи между элементами, объединяющих их в единое целое, обеспечивающее функционирование системы в соответствии с поставленной целью. Целостность системы означает, что ее поведение и свойства зависят и определяются, в первую очередь, свойствами составляющих элементов. Благодаря целостности система противостоит воздействию внешней среды. Каждая система существует и функционирует в определенных границах, отделяющих ее от внешней среды. Однако эти границы не являются ни жесткими, ни непроницаемыми. Система может успешно функционировать и развиваться лишь активно взаимодействуя и сопротивляясь внешней среде. Внешняя среда – это совокупность внешних, по отношению к исследуемой системе, объектов, которые либо оказывают влияние на нее, либо она влияет на них [5]. Следовательно, сущность процесса планирования в системе природопользования на железнодорожном транспорте включает:
  1. Планирование в системе природопользования на железнодорожном транспорте (планирование повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта);
  2. Повышение эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта (повышение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности, которая ввиду определенных причин должна одновременно с этим выступать как природоохранная);
  3. Планирование в системе природопользования на железнодорожном транспорте предполагает воздействие на «черный ящик» - объект, поведение которого под управляющим воздействием может быть различным.
  4. Наилучшим подходом к планированию в системе природопользования на железнодорожном транспорте является системный подход, так как он позволяет наиболее целостно охватить элементы системы природопользования и учесть их при планировании.
С точки зрения системного подхода, железнодорожный транспорт в процессе своей деятельности оказывает влияние на окружающую природную среду. Поэтому необходимо обеспечить устойчивое и эффективное функционирование системы железнодорожного транспорта, сохранив при этом экологическое равновесие в окружающей природной среде. За счет этого можно достигнуть большей эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Одним из инструментов ее обеспечения может служить планирование в системе природопользования на железнодорожном транспорте.

Говоря о подходах к планированию в системе природопользования на железнодорожном транспорте, необходимо вести речь о подходах к планированию вообще, а также учитывать те условия, в которых железнодорожный транспорт функционирует.

Литература

  1. Кузина Е.Л., Дроздов Н.А. Стратегическое планирование в системе природопользования на железнодорожном транспорте // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2014. - № 4. - С. 60-65.

  2. Кузина Е.Л. Основы управления развитием эколого-экономической системы природопользования на железнодорожном транспорте. Инженерный вестник Дона, № 3, 2011 (Электронный ресурс).

  3. Василенко М.А. Влияние опережающего маркетинга на стратегию системы природопользования на железнодорожном транспорте. Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции «Транспортная инфраструктура Сибирского региона», 30 сент.-03 окт. 2015г.- Иркутск. Изд-во ИрГУПС, 2015.

  4. Кузина Е.Л., Ю.А. Тагильцева, М.А. Василенко, Н.А. Дроздов. Совершенствование механизма принятия управленческих природоохранных решений. Научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование». 2017 . № 9 (148). С.151-159. http://quality-journal.ru/wp-content/uploads/2017/9/Quality.Innovation.Education.pdf

  5. Мачерет Д.А., Измайкова А.В. «Экологический императив» и инновационное развитие транспорта. Журнал: МИР ТРАНСПОРТА, том 14, № 5, С. 20–31 (2016).

Просмотров работы: 85