ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА, ОЦЕНКА ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРУКТУРА И ДИНАМИКА, ОЦЕНКА ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Королёва Ж.А. 1
1Курский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях в решении проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, стимулирования экономического роста, а также поиск более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита значительное место принадлежит государственному кредиту, сущность которого реализуется в трех основных функциях.

Распределительная функция государственного кредита позволяет осуществить перераспределение денежных ресурсов как с необходимостью поддержки конкретных направлений социально-экономической деятельности, так и с потребностями экономики в целом. Регулирующая функция проявляется в воздействии государства на денежное обращение, производство, занятость, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Контрольная функция обусловлена как самой природой кредита, так и функциями государства.

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц [1].

Проведем анализ динамики государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, номинированных в валюте Российской Федерации, за период 2014-2016 гг.

Таблица 1 – Динамика государственного внутреннего долга РФ в 2014-2016 гг., млрд. руб.

 

Годы

2016 г. к 2014 г.

2014

2015

2016

Абс. откл.

+/-

Темп роста, %

БОФЗ

103,8

-

-

-103,8

-

ОФЗ-ПК

1000

1347,26

1737,99

737,99

173,80

ОФЗ-ПД

2551,2

2710,34

3051,10

499,9

119,59

ОФЗ-ИН

-

141,77

163,63

163,63

-

ОФЗ-АД

1038,56

791,17

680,06

-358,5

65,48

ГСО-ППС

560,55

360,55

845,55

285

150,84

ГСО-ФПС

132

132

132

0

100,00

ОВОЗ

90

90

90

0

100,00

Внутренний долг

5475,89

5573,09

6100,34

624,45

111,40

В соответствии с таблицей 1 можно сделать вывод о том, что БОФЗ с 2015 г. не выпускаются, и были полностью погашены к 2015 г. ОФЗ-ПК возросли на 737,99 млрд. руб., что составляет 73,80 %, ОФЗ-ПД возросли на 499,9 млрд. руб. или на 19,59 %. ОФЗ-ИН стали выпускаться в 2014 г., то есть к 2016 г они выросли на 499,9 млрд. руб. ОФЗ-АД имеют тенденцию к снижению на протяжении всего анализируемого периода, и к 2016 г. они уменьшились на 358,5 млрд. руб. ГСО-ППС за период 2014-2016 гг. возросли на 285 млрд. руб. или на 50,84 %. ГСО-ФПС и ОВОЗ за анализируемый период не изменились. В целом внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, номинированных в валюте Российской Федерации, увеличился на 624,45 млрд. руб. или на 11,40 %.

Таблица 2 – Структура государственного внутреннего долга РФ, %

Виды гос. цен. бумаг

Годы

Абс. откл.+/-

2014

2015

2016

 

БОФЗ

0,02

-

-

-

ОФЗ-ПК

0,18

0,24

0,28

0,10

ОФЗ-ПД

0,47

0,49

0,50

0,03

ОФЗ-ИН

-

0,03

0,03

0,03

ОФЗ-АД

0,19

0,14

0,11

-0,08

ГСО-ППС

0,10

0,06

0,14

0,04

ГСО-ФПС

0,02

0,02

0,02

-

ОВОЗ

0,02

0,02

0,01

-

В структуре государственного внутреннего долга РФ наибольшая часть приходится на ОФЗ-ПД, и к 2016 г. она составляет 50 % всего внутреннего долга. Часть ОФЗ-ПК увеличилась на 0,1 %, и в 2016 г она составила 0,28 %. За период 2014-2016 гг. наблюдается снижение доли ОФЗ-АД. Так, в 2014 г. она составляла 0,19 %, а в 2016 г. – 0,11 %, то есть снизилась на 0,08 %. В структуре государственного внутреннего долга в 2014-2016 гг. увеличилась доля ГСО-ППС с 0,10 % в 2014 г. до 0,14 % в 2016 г. Часть ГСО-ФПС не изменилась в анализируемом периоде и составила 0,02 %, а доля ОВОЗ, наоборот, снизилась с 0,02 % в 2014 г. до 0,01 % в 2016 г.

Таблица 3 – Динамика государственного внешнего долга РФ в 2014-2016 гг., млн. долл.

Категории долга

Годы

2016 г. к 2014 г.

2014

2015

2016

Абс. откл.

+/-

Темп роста, %

Задолженность перед оф. двустор. кредиторами членами Парижского клуба

46,1

-

-

-46,1

-

Задолженность перед оф. двустор. кредиторами-не членами Парижского клуба

886,5

805,3

629,3

-257,2

70,99

Задолженность перед оф.двустор.кредиторами - бывшими странами СЭВ

866,5

418,1

399,9

-466,6

46,15

Задолженность перед оф.многосторонними кредиторами

1172,1

966,2

821,1

-351

70,05

Задолж-ть по внешним облигац. займам

39275,3

35911,2

37607,0

-1668,3

95,75

Задолженность по ОВГВЗ

5,5

-

3,4

-2,1

61,82

Прочая задолженность

20,2

20,2

19,6

-0,6

 

Гос.гарантии РФ в ин.валюте

12083,2

11875,9

11730,5

-352,7

97,08

Итого внешний долг

54355,4

49996,9

51211,8

-3143,6

94,22

На основании таблицы 3 можно сказать, что в целом внешний долг РФ в 2014-2016 гг. уменьшился на 3143,6 млн. долл. В основном такое снижение произошло за счет полного погашения задолженности перед официальными двусторонними кредиторами членами Парижского клуба, которое составило 46,1 млн. долл., задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба снизилась на 257,2 млн. долл. или на 29,01 %, задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ уменьшилась на 466,6 млн. долл. или на 53,85%, задолженность перед официальными многосторонними кредиторами снизилась на 351 млн. долл., то есть темп роста составил 70,05 %, задолженность по внешним облигационным займам уменьшилась на 1668,3 млн. долл., что составляет 4,25%, задолженность по ОВГВЗ снизилась на 2,1 млн. долл., прочая задолженность уменьшилась на 0,6 млн. долл., государственные гарантии РФ в иностранной валюте снизились на 352, 7 млн. долл. или на 2,92%.Таблица 4 – Структура государственного внешнего долга РФ, %

Виды государственных ценных бумаг

Годы

Абс. откл.

+/-

2014

2015

2016

 

Задолженность перед оф. двустор. кредиторами членами Парижского клуба

0,08

-

-

-

Задолженность перед оф. Двустор. Кредиторами-не членами Парижского клуба

1,63

1,61

1,23

-0,4

Задолженность перед оф.двустор.кредиторами – бывшими странами СЭВ

1,59

0,84

0,78

-0,81

Задолженность перед оф.многосторонними кредиторами

2,16

1,93

1,60

-0,56

Задолж-ть по внешним облигац. Займам

72,26

71,83

73,43

1,17

Задолженность по ОВГВЗ

0,01

-

0,01

0

Прочая задолженность

0,04

0,04

0,04

0

Гос.гарантии РФ в ин.валюте

22,23

23,75

22,91

0,68

На основании таблицы 4 можно сказать, что структура государственного внешнего долга в анализируемом периоде не претерпевала особых изменений. Наибольшую долю во внешнем долге составляет задолженность по внешним облигационным займам и в 2016 г. составила 73,43 %, что на 1,17 % больше, чем в 2014 г. Доля государственных гарантий РФ в иностранной валюте составила в 2016 г. 22,91%, что на 0,68 % больше, чем в 2014 г.

В 2014 – 2016 гг. долговая политика была ориентирована на решение таких ключевых задач, как поддержание умеренной долговой нагрузки на федеральный бюджет и экономику в целом, сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей и индикаторов. Как видно из таблицы 5, к концу отчетного периода все без исключения общепринятые показатели долговой устойчивости РФ находились в пределах безопасных зон.

Таблица 5 – Показатели долговой устойчивости Российской Федерации, %

Показатель

2014

2015

2016

Абс. откл.

+/-

Пороговое значение

Отношение гос. долга РФ к ВВП

13,2

13,5

13,2

0

20,0

Доля расходов на обслуживание гос. долга РФ в общем объеме расходов фед. бюджета

2,8

3,3

3,8

1,0

10,0

Отношение расходов на обслуживание гос.долга РФ к доходам фед.бюджета

5,6

10,6

9,2

3,6

15,0

Отношение гос. долга РФ к доходам фед. бюджета

71,0

80,2

82,5

11,5

100,0

Отношение гос. внешн. долга РФ к годовому объему экспорта

14,2

15,2

18,4

4,2

220,0

Отношение расходов на обслуживание гос. внешнего долга РФ к годовому объему экспорта

0,5

0,7

0,9

0,2

25,0

Государственный долг оказывает огромное влияние на развитие различных сфер экономики страны. Однако за последние годы государственный долг РФ постоянно увеличивается, поэтому правительству необходимо большое внимание уделять управлению государственным долгом. Управляя им, государство оказывает влияние на денежное обращение, фондовый и финансовый рынок, инвестиции, развитие производства и другие экономические процессы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации/ Официальный сайт справочно-правовой системы консультант плюс / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 12.12.2017);

  2. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов /Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации / URL: www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017.pdf (дата обращения 08.12.2017).

  3. Основные направления государственной долговой политики российской федерации на 2017-2019 гг./Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации / URL: www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017.pdf (дата обращения 08.12.2017).

  4. Борщ, Л.М., Черная, М.Е. Государственный долг РФ и его влияние на состояние государственных финансов // Финансы. – 2016. – № 1(45). – С. 48-62;

  5. Клишина Ю.Е., Углицких О.Н. Значение государственного кредита в современных условиях // Инновационная наука. – 2015. – № 32(144). – С. 34-36;

  6. Пакова, О.Н., Лыкова Т.К. Государственный кредит и государственный долг России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – № 1(11). – С. 34-36;

  7. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: https://www.minfin.ru/ (дата обращения 04.12.2017);

  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 14.12.2017).

Просмотров работы: 644