В сформировавшейся экономической ситуации контроль над сбалансированностью региональных бюджетов становится необходимой составляющей бюджетной политики различных субъектов Российской Федерации, а использование и комбинация методов по ее обеспечению обретает новое значение.
Актуальность проблемы сбалансированности региональных бюджетов заключается в том, что финансовые показатели результативности формирования и реализации каждого отдельного региона является частью эффективности бюджетной политики страны в целом, перспектив развития ее экономической, социальной и финансовой сфер.
При рассмотрении региональных бюджетов, а также уровню их сбалансированности большую отводят не только анализу доходной и расходной частей бюджета, но и оценке уровню финансовой устойчивости региона.
В экономической литературе понятия сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетов довольно сильно пересекаются. Под финансовой устойчивостью региона понимают сбалансированность расходных и доходных денежных потоков административного образования, и их сбалансированное изменение под воздействием различных внешних и внутренних факторов, для обеспечения социально- экономической стабильности и развития региона, платежеспособности и инвестиционной привлекательности в текущей и долгосрочной перспективе.
Определение уровня сбалансированности бюджета Ставропольского края рационально начинать с вертикального и горизонтального анализа значений доходов и расходов бюджета за период 2015-2017 годов, выявления основные направлений изменения состояния бюджета, уровня дефицитности, процента выполнения краевого бюджета.
По сравнению с 2015 годом. доходная часть бюджета 2017 года выросла в 1,06 раза. Налоговые доходы остаются бюджетообразующими доходами на протяжении исследуемого периода времени.
Что касается расходов краевого бюджета, то более 68% всех бюджетных средств в 2016-2017 годах было направлено на обеспечение социального блока, что говорит о социально ориентированном бюджете в Ставропольском крае.
За 2017 год расходы краевого бюджета произведены в объеме 85 595,2 млн. рублей или 96,4 процента к уточненным годовым плановым назначениям. Освоение средств краевого бюджета за 2017 год по сравнению с 2016 годом сложилось больше на 621,3 млн. рублей (2016 год – 84 973,9 млн. рублей). Стоить отметить, что в 2016-2017 годах наметилась положительная тенденция (рост доходов), которая, по прогнозам министерства финансов Ставропольского края, к 2019 году выведет бюджет к бездефицитному уровню.
Переходим непосредственно к определению формы финансовой устойчивости Ставропольского края посредствам сравнения минимальных расходов бюджета в исследуемом промежутке времени с суммой собственных и регулируемых доходов регионального бюджета.
Из бюджетных документов Министерства Финансов Ставропольского края приведем выборку необходимых значений минимальных расходов, собственных и регулируемых доходов и прочие необходимые нам значения.
Для определения типа финансовой устойчивости Ставропольского края составим свободную расчетную таблицу.
Таблица 5 – Определение типа финансовой устойчивости и уровня сбалансированности бюджета Ставропольского края
Показатели, тыс. руб. |
Года |
||
2015 |
2016 |
2017 |
|
Рм |
75415723,75 |
76020958,22 |
84545770,73 |
Дс |
21282568,38 |
24455590,18 |
36434373 |
Др |
53317322,4 |
52717203,17 |
48113790 |
Задолженность бюджета (З) |
305421174 |
30455340,49 |
27780824 |
Дс+Др |
74599890,78 |
77172793,35 |
84548163 |
Дс/Д, % |
28,27 |
31,59 |
48,27 |
Др/Д, % |
70,81 |
68,10 |
63,75 |
УД , % |
36,66 |
37,31 |
32,69 |
Тип устойчивости |
Неустойчивое |
Неустойчивое/ Нормальное |
Нормальное |
Бюджет Ставропольского края в 2017 году относится к категории «Нормальный» за счёт равенства минимальных необходимых расходов бюджета (84545770,73 тыс. руб.) и суммы собственных и регулирующих доходов (84548163 тыс. руб.). Это еще раз подтверждает тенденцию улучшения Финисовой устойчивости в крае.
Изменение финансовой устойчивости в разрезе трех лет имело положительный характер, в перспективе устойчивость бюджета Ставропольского края будет только укрепляться за счет наращивания собственных доходов края, сокращения дефицитности. Расчет коэффициентов показал устойчивое состояние бюджета практически по всем направлениям, кроме коэффициента бюджетного покрытия и уровня дефицита.
Обобщая вышесказанное, приходим к выводу том, что в исследуемом периоде величина расходов бюджета постепенно увеличивается. Процент выполнения плановых расходов выполняется практически на 100% по всем направлениям затрат, а бюджет Ставропольского края в 2015 – 2017 годах можно назвать сбалансированным. Но существует еще ряд направлений, по которым наблюдается ряд проблем.
Оптимизация структуры государственного долга, снижение расходов на обслуживание государственного долга, совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями - основные векторы бюджетной политики, которых придерживается министерство финансов в своей деятельности на плановые 2019-2020 годы.
В настоящее время Министерством Финансов Ставропольского края уже реализуется ряд программ по повышению сбалансированности регионального бюджета, повышению финансовой устойчивости региона в целом.
Список литературы
Зенченко С.В. Анализ методов оценки финансового потенциала региона // Сборник научных трудов СевКав ГТУ. .: Экономика. -2008. -№ 8
Иванова О. Б. Методологические подходы к реформированию межбюджетных отношений // Финансы и кредит. - 2012. - № 4.