АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Бытдаева Ф.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система государственного заимствования в ходе своего развития претерпела значительные изменения. Постепенно, особенно в ходе капиталистического развития, рынок государственного долга не только не изжил себя, но и превратился в важнейший элемент денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политики: мировой опыт свидетельствует о том, что использование государственных заимствований в качестве инструмента макроэкономического регулирования способствовало становлению и развитию экономики всех развитых капиталистических стран. Взаимосвязь долга и экономики сложна и неоднозначна, в науке не существует единой точки зрения не только на характер воздействия долга на экономику, но и на саму целесообразность финансирования государства за счет заемных средств. Эволюция отношений к государственному долгу прошла длинный путь от элементарных подходов «брать или не брать государству в долг» до построения сложнейших математических моделей, определяющих границы роста задолженности по отношению к увеличению национального дохода и пр. Произошедшие в ходе развития капиталистической системы коренные изменения как в системе денежного обращения, так и в способах мобилизации и накопления производительного капитала сняли вопрос о необходимости функционирования системы государственного заимствования.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди проблем современной бюджетной политики России.

Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

Проведем анализ государственного долга Ставропольского края, его структуру и динамику, а также способы покрытия дефицита бюджета.

Таблица 1 – Динамика государственного долга Ставропольского края по видам обязательств, млн. руб.

Наименование долговых обязательств

2014

2015

2016

Отклонение (+,-) 2014 от 2012

Кредиты банков

14860

19694

15200

340

Кредиты из федерального бюджета

4822,17

9 687,2

14451,2

9729,03

Государственные гарантии

518

499,8

499,8

0

Государственные облигации

7750

4 750

8800

1050

Всего

27950,17

34631,07

38951,49

11001,32

Из таблицы 1 видно, что государственный долг Ставропольского края за исследуемый период имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Из всех составляющих элементов госдолга данной тенденции не подверглись только государственные гарантии, объём которых в концу периода уменьшился. Скорее всего это связано с тем, что из всех видом долговых обязательств государственные гарантии сложнее всего обслуживать.

Таблица 2 – Структура государственного долга Ставропольского края, %

Наименование долговых обязательств

2014

2015

2016

Кредиты банков

53,2

56,9

39

Кредиты из федерального бюджета

17,3

27,9

37,1

Государственные гарантии

1,8

1,4

1,2

Государственные облигации

27,7

13,7

22,6

Всего

100

100

100

Из таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в общем объеме долговых обязательств за 2014-2016 гг. имеют банковские кредиты и кредиты из федерального бюджета. Это обосновано относительной простотой текущего обслуживания и погашения данных видов долговых обязательств. Доля банковских кредитов в концу исследуемого периода значительно снизилась, а доля кредитов из федерального бюджета увеличилась. Эта тенденция явно видна на протяжении всего исследуемого периода. Удельный вес государственных гарантий на протяжении всех трех лет остается примерно на одном уровне, показывая незначительное снижение к концу исследуемого периода. Доля государственных облигаций значительно уменьшилась в 2015 году и снова возросла к концу 2016 года.

С целью обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Ставропольского края краевым Правительством продолжена реализация Плана мероприятий, направленных на повышение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета Ставропольского края, совершенствование долговой политики Ставропольского края на период 2013-2016 годов. Данные мероприятия включают расширение налогооблагаемой базы и увеличение поступления налоговых и неналоговых доходов за счет проведения работы в муниципальных образованиях по актуализации сведений об объектах недвижимого имущества, находящихся на территории края. В целях контроля за поступлением в бюджет Ставропольского края налоговых и неналоговых доходов проводятся заседания краевой межведомственной комиссии, на которых рассматриваются результаты работы налоговых органов и судебных приставов по урегулированию задолженности, отчеты главных администраторов доходов об исполнении администрируемых доходов, проблемы и перспективы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также определяются мероприятия, направленные на урегулирование задолженности, проведение межведомственного взаимодействия, повышение качества налогового администрирования и увеличение доходов в краевой бюджет. В 2015 году удалось достигнуть значительной экономии расходов на обслуживание государственного долга Ставропольского края за счет следующих проводимых мероприятий: – осуществления заимствований из федерального бюджета в целях промежуточного погашения среднесрочных действующих возобновляемых кредитных линий; – осуществления заимствований из федерального бюджета в целях досрочного погашения кредитов кредитных организаций; – осуществления реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, выделенным краевому бюджету из федерального бюджета на строительство автомобильных дорог; – управления ликвидностью единого счета краевого бюджета.

Данные мероприятия позволили уменьшить привлечение в течение 2015 года заемных средств в кредитных организациях. В 2015 году была продолжена практика перехода от краткосрочных заимствований к среднесрочным заимствованиям. Для погашения дефицита и погашения долговых обязательств муниципальными образованиями края в 2015 году привлекались заемные средства в виде бюджетных кредитов из краевого бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, открытых возобновляемых кредитных линий. В целях выполнения условий соглашений о предоставлении бюджету Ставропольского края в 2015 году из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита краевого бюджета разработаны и утверждены основные направления долговой политики Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. В задачи долговой политики Ставропольского края на плановый период входят следующие: обеспечить дефицит бюджета Ставропольского края на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета Ставропольского края без учета безвозмездных поступлений; поддерживать объем государственного долга на уровне не выше 90 процентов от объема доходов; обеспечить сокращение доли общего объема долговых обязательств Ставропольского края по государственным ценным бумагам и кредитам кредитных организаций до 70 процентов от суммы доходов бюджета Ставропольского края без учета безвозмездных поступлений за 2016 год.

За исследуемый период предельный объем государственного долга Ставропольского края ни разу не был достигнут. За весь период его значение было ближе всего к критическому в 2015 году. Наибольший удельный вес в общем объёме долговых обязательств Ставропольского края составляют кредиты банков и иных кредитных организаций и государственные облигации, и эта тенденция сохраняется на протяжении всего периода. Ставропольский край добросовестно отвечает по своим долговым обязательствам и не имеет просроченных задолженностей, что повышает доверие к нему и федерального бюджета, и кредитных организаций. Государственный долг растет в прямой зависимости от роста внутреннего регионального продукта и собственных доходов края, что является абсолютно нормальным явлением в кризисных условиях функционирования экономики. Главными источниками финансирования дефицита бюджета являются банковские кредиты и кредиты других кредитных учреждений, а также кредиты из федерального бюджета.

Таким образом, показатели бюджета охватывают сферы экономического и социального развития региона, а сам бюджет используется органами власти как важнейший инструмент финансового регулирования с целью достижения высокого уровня налогового потенциала, повышения финансовой самостоятельности, стабильного социально-экономического развития.

Для улучшения системы управления государственным долгом Ставропольского края необходимо разработать программу, которая позволила бы получать такой объём доходов, который прогрессивно покрывал бы все больший объём государственного долга края. В данный момент прослеживается увеличение государственного долга большими темпами, чем увеличение величины собственных доходов региона. Для исправления этой ситуации необходимо провести совокупность мероприятий по увеличению внутреннего регионального продукта в больших пропорциях, чем рост величины государственных заимствований края.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями от 24 июля 2007 г.)

  2. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 16 июля 2014 № 248-рп «Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

  3. Бабич И. В. Методы управления государственным долгом / И.В. Бабич // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2011. — №5.

  4. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. /А. Вавилов// – М., 2011.

Просмотров работы: 89