ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ

Крыгина Е.Г. 1, Клейменова Н.Л. 2, Орловцева О.А. 2, Шехватова Ю.А. 3
1ООО НПО "Нефтегаздеталь"
2ВГУИТ, УК и МТ
3ВГУИТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трубопроводная запорная арматура является одним из основных технических устройств, формирующих качественное ведение технологических процессов, а так же безопасность установок и систем нефтеперерабатывающих производств.

Практика эксплуатации и анализ причин аварийных ситуаций, имевших место на объектах нефтехимической промышленности, свидетельствуют, что количество событий, связанных с неисправностью арматуры, составляет около 35 % от общего числа. Это обусловливает необходимость повышения качества продукции отечественного машиностроения, т. е. трубопроводная арматура по качеству должна соответствовать уровню мировых стандартов, что обеспечит безопасность ее эксплуатации и повышение удовлетворенности потребителей, ее использующих.

Из этого следует необходимость выявлять дефекты на стадии изготовления, что позволит удовлетворить требованиям современной идеологии качества, которая заключается в том, что ориентировать контрольные операции необходимо не на завершающие стадии процесса создания продукции, а на процесс более низкого уровня, т. е. на режимы, условия и другие составляющие технологических процессов. Такой подход позволит предотвратить дефекты, возникающие в трубопроводной арматуре (шиберных задвижках), на стадии производства. Действия по контролю на более низком уровне позволяют сократить время поиска корректирующих решений и повысить их достоверность.

В настоящее время существует проблема недостаточной изученности способов применения маркетинговых методов оценки удовлетворенности потребителей при производстве запорной арматуры, а также изучение факторов, оказывающих влияние на ее производство. В стандартах СМК методы проведения оценки удовлетворенности потребителей не регламентируются, и каждое предприятие, внедрившее такие системы, сталкивается с проблемой выбора механизма и методик для данной оценки.

Исследование удовлетворенности потребителей запорной арматуры (шиберных задвижек) в условиях небольшого и постоянного их числа, а также изучение факторов, оказывающих влияние на ее производство, представляет как научный, так и практический интерес и является актуальной темой [3].

Анализ удовлетворенности потребителей проводился на примере ООО НПО «Нефтегаздеталь», г. Воронеж.

Спецификой работы предприятия является почти постоянное и неизменное число потребителей в результате чего суммарный анализ удовлетворенности находится практически на одном уровне. Оценка удовлетворенности превышает уровень в 80 %, что подразумевает под собой отсутствие необходимости в корректирующих действиях, однако на предприятие приходят письма-рекламации от потребителей, значит, существующая анкета не позволяет оценить истинный уровень удовлетворенности потребителей и нуждается в доработке.

Проведенный опрос выявил, что из всей номенклатуры производимых единичных изделий предприятия-потребители наименее удовлетворены качеством шиберных задвижек (рисунок 1) [1].

Рисунок 1 - Величина удовлетворенности потребителей производимой продукцией на ООО НПО «Нефтегаздеталь»

Существующая на предприятии система оценки уровня удовлетворенности по пятибалльной шкале не отражала истинного уровня удовлетворенности потребителей производимой продукцией.

После проведенного анализа, с учетом рекламаций от потребителей, было принято решение о разработке нового вида анкет, включающих в себя оценку с использованием метода профилей измерения качества объектов и анализ этих анкет в системе «Важность/Удовлетворенность» с применением трехбалльной системы оценки (для принятия управленческих решений не важно, «не удовлетворен» потребитель или «очень не удовлетворен»): «восторг» – 2 балла; «удовлетворен» – 1 балл; «не удовлетворен» – 0 баллов.

С учетом ранее полученных данных разработка нового вида анкеты велась по схеме (рисунок 3).

Рисунок 4 – Алгоритм управления уровнем удовлетворенности потребителей запорной арматурой

Общий уровень удовлетворенности потребителей, рассчитанный по новой методике, составил 63 %, что меньше 80 %, и в целом подразумевает необходимость разработки корректирующих и предупреждающих действий, направленных на устранение причин несоответствия и повышение качества производимой продукции.

В процессе проведения оценки уровня удовлетворенности по трехбалльной шкале в новой анкете были получены результаты, отличающиеся от оценки, полученной в результате обработки анкет с пятибалльной шкалой, ввиду чего можно сделать вывод о том, что большой разброс балльности шкалы при постоянном числе потребителей дает систематическую погрешность, которая отражается в высоком расчетном уровне удовлетворенности, что не соответствует реальному качеству производимой продукции [2].

Рекламации, полученные от потребителей, нуждаются в детальном рассмотрении для поиска путей повышения качества производимой продукции. Среди основных видов претензий, предъявляемых предприятиями-потребителями к шиберным задвижкам, были выявлены следующие группы (рисунок 5).

Рисунок 5 - Основные виды претензий, предъявляемые предприятиями-потребителями к шиберным задвижкам

Анализ диаграммы Парето позволил сделать выводы о том, что наиболее существенными видами дефектов шиберных задвижек являются течи при эксплуатации по соединению «шибер-седло», наличие и размер пор на необрабатываемой поверхности, дефекты антикоррозионного покрытия и течи по уплотнительным пакетам, которые вызывают наибольшее количество несоответствующей продукции.

Анализ диаграммы Исикавы позволил выявить одну из главных причин, влияющую на герметичность по соединению «шибер-седло» - правильность сборки шиберной задвижки в месте соединения крышки с корпусом задвижки. Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой задвижки является одним из наиболее часто встречающихся дефектов и ведет к потере герметичности. Соединения крышки и корпуса шиберной задвижки с помощью шпилек - наиболее широко применяемое соединение и используется в подавляющем большинстве промышленных задвижек. При таком соединении контролируемыми параметрами при сборке являются величина остаточного зазора между корпусом и крышкой, момент затяжки гаек и разность между наибольшей и наименьшей величиной зазора по всему периметру задвижки – так называемый «перекос» [4].

Необходимость контролирования именно этих параметров обусловлена их непосредственным влиянием на работу шиберной задвижки – при величине «перекоса» больше заданной, создается избыточное точечное давление на шток, что препятствует полноценному открытию и закрытию задвижки в процессе использования.

Проведенный регрессионный анализ позволил выявить, что величина «перекоса», получаемого в процессе сборки задвижки, уменьшается с увеличением момента затяжки гаек между крышкой и корпусом и уменьшением величины остаточного зазора.

В результате проведенных исследований была построена математическая модель, адекватно описывающая процесс получения герметичного соединения между крышкой и корпусом шиберной задвижки. Данная модель может быть использована для определения рационального соотношения между величиной зазора крышки и корпуса шиберной задвижки и величиной момента затяжки гаек.

Полученные данные были использованы при метрологическом контроле нормативной документации в Отделе главного конструктора. Информация была включена в технические условия на шиберные задвижки, отражена в сборочном и монтажном чертежах. В маршрутный паспорт была внесена графа для контроля разности зазора крышки и корпуса, заполняемая контролером участка сборки и испытаний на каждую единицу изделия.

Результаты исследований позволили создать методику оценки уровня удовлетворенности потребителей на основе трехбалльной шкалы Лайкерта и анализа профилей качества в системе «Важность/Удовлетворенность».

Список литературы

1. Крыгина Е.Г. Мониторинг удовлетворенности потребителей на ООО НПО «Нефтегаздеталь» при производстве запорной арматуры // Е.Г. Крыгина, Н.Л. Клейменова, Б.Н. Квашнин / Стандартизация, управление качеством и обеспечение информационной безопасности в перерабатывающих отраслях АПК и машиностроении, Воронеж: ВГУИТ, 2015. - С. 553-557.

2. Крыгина Е.Г. Измерение и мониторинг удовлетворенности потребителей на ООО НПО «Нефтегаздеталь» при производстве запорной арматуры // Е.Г. Крыгина, Н.Л. Клейменова / Международный студенческий научный вестник №3-1, 2016. - С. 134-135.

3. Крыгина Е.Г. Удовлетворенность потребителя как один из ключевых элементов успеха промышленного предприятия // Е.Г. Крыгина, Н.Л. Клейменова, О.А. Орловцева / Научный альманах (технические науки) №2-2 (16), 2016. - С. 362-367. 4. Крыгина, Е. Г. Обеспечение коррозионной стойкости шиберных задвижек для повышения удовлетворенности потребителей // Е. Г. Крыгина, Н. Л. Клейменова / Системный анализ и моделирование процессов управления качеством в инновационном развитии агропромышленного комплекса: матер. II Междунар. науч.-практич. конф. / Воронеж. гос. ун-т инж. технол. – Воронеж: ВГУИТ, 2016. С. 123.

Просмотров работы: 50