ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО БУДДИСТСКОГО ТУРИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО БУДДИСТСКОГО ТУРИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Арбунова Т.В. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Буддистское туристское направление в современной России является одним из самых перспективных среди других внутренних туристских направлений.

Буддизм в России провозглашён одной из четырёх традиционных религий, наряду с православием, исламом и иудаизмом. Традиционными регионами, исповедующими буддизм, являются: Калмыкия, Бурятия, Тува (см. рис. 1), а кроме них: Республика Алтай, Забайкальский край и Иркутская область.

Рис 1. Буддистские регионы России

Объектами рекреации для религиозных туристов в этих регионах представляется недвижимое материальное наследие буддизма — многочисленные храмы и монастыри в регионах распространения этой религии. В Бурятии их называют дацанами, в Калмыкии — хурулами, в Туве — хурэ. Почти все они на сегодняшний день являются объектами материального религиозного наследия буддизма на территории Российской Федерации.

Распределение туристского потока в буддистских дестинациях России ранее не анализировалось и не прогнозировалось. По этой причине в настоящее время актуальным является исследование привлекательности объектов буддистского религиозного наследия (хурулов и дацанов), которые являются объектами рекреации туристов, объектами показа. Подобное исследование позволяет выявить регионы, наиболее привлекательные для посещения туристами в соответствии с объектами посещения (рекреации), расположенными в них. Для решения этой задачи может успешно применяться авторская методика социологического исследования туристского потенциала регионов (см.: Царьков, 2015: 63).

Рассмотрим результаты обработки данных социологических опросов, проведенных в 2016 г. в той их части, которая представляет собой ответы респондентов, жителей Центральной России, преимущественно москвичей, на вопросы (выборка составляет 149 чел.). Респондентам задавались два открытых вопроса: об известных им объектах буддистской культуры и религиозного наследия (храмах и монастырях) и о самых интересных объектах буддистского религиозного наследия, которые они хотели бы посетить. Выборка респондентов проводилось методом «снежного кома» в социальной сети, где можно найти группы любителей путешествовать по Российскому Востоку.

В настоящее время на территории России насчитывается девятнадцать наиболее значимых объектов буддистской культуры и религиозного наследия (см. табл. 1 и рис. 2).

Таблица 1

Объекты буддистского наследия на территории РФ

Название объекта

Местоположение (субъект РФ, город/район, населенный пункт

Дата основания

Буддийские храмы и монастыри в России

Санкт-Петербург

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург, Приморский пр. 91

XX в.

Республика Калмыкия

Золотая Обитель Будды Шакьямуни

Республика Калмыкия, г. Элиста, ул.Клыкова, Хурульный комплекс

XXI в.

Храм Великой победы

Россия, Республика Калмыкия, пос. Большой Царын

XX в. 1999 г.

Республика Бурятия

Иволгинский дацан (ХамбынСумэ)

Республика Бурятия, п. Иволгинск

XX в.

1945 г.

Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан

Республика Бурятия, Селенгинский район Бурятии, п. Гусиное Озеро.

XVIIIв.

1741 г.

Мурочинский дацан (БалданБрэйбун)

Республика Бурятия, Село Мурочи Кяхтинского р-на, (автодорога Бичура-Кяхта)

XVIII в.

1741 г.

Курумканский дацан

Республика Бурятия, Баргузинский р-н, с.Хилгана, ул.Очирова, 20.

ХIX в.

1818 г.

Сартул-Гэгэтуйский дацан

Республика Бурятия, Джидинский район, с. Гэгэтуй

ХIX в.

1804 г.

Атаган-Дырестуйский дацан

Республика Бурятия, Джидинский район, с. Дырестуй

XVIII в .

1749 г.

Табангут-Ичетуйский дацан

Республика Бурятия, Джидинский район, с. Нижний Ичетуй

XVIII в .

1773 г.

Сартуул-Булагский дацан

Республика Бурятия, урочище Поляна, пос. Аршан, ул. Трактовой, 93А.

XX в.

1917 г.

Эгитуйский дацан

Республика Бурятия, Еравнинский район, Хара-Шибирь

ХIX в.

1826 г.

Анинский дацан

Республика Бурятия, урочище Поляна, пос. Аршан

XVIII в .

1795г.

Чесанский дацан

Республика Бурятия, Кижингинский район, Чесан

ХIX в.

1826 г.

Хойморский дацан

Республика Бурятия, Тункинский район, пос. Аршан

XX в.

1917 г.

Республика Тыва

ЦогченУстуу-Хурээ

Тыва, урочище Чайлаг-Алаак, с. Чадан

XX в., 1905 г.

Иркутская область

Усть-Ордынский (Абаганатский) дацан

Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, пос.Усть-Ордынский, местность Абаганат, дацан

XX в., 1912 г.

Забайкальский край

Агинский дацан

Забайкальский край, Агинский Бурятский округ, Агинский дацан

ХIX в., 1811 г.

Цугольский дацан

Забайкальский край, Агинский Бурятский округ, Цугольский дацан

ХIX в., 1811 г.

Характер ответов на первый вопрос «Назовите известные Вам объекты буддистской культуры и религиозного наследия» довольно наглядно продемонстрировал, что из всех буддистских регионов России, наиболее известны объекты Калмыкии и Бурятии. Буддистский храм в Санкт-Петербурге представляет исключение, так как является одной из известных достопримечательностей традиционно не буддистского региона. В целом, респонденты знают очень мало объектов буддистского наследия (всего 7 из 19 наиболее значимых). При этом массив ответов условно может быть разделен по географическому принципу — наиболее известны объекты Калмыкии и Санкт-Петербурга (регионов, находящихся в европейской части России). Ответы респондентов ранжируются по частоте упоминания. При этом буддистские святыни Тувы, Забайкальского края, Иркутской области — вообще не известны респондентам (см. табл. 2).

Теперь несколько слов о процедуре обработки данных. Каждому упоминанию того или иного объекта (здания, архитектурного ансамбля) в позитивном контексте (т. е. в качестве красивого) присваивался коэффициент +1.Затем выводились среднеарифметические баллы по каждому объекту, а так же по каждому региону, путем суммирования среднеарифметических баллов, расположенных на их территориях объектов религиозного наследия, результатом чего и являются рейтинговые таблицы.

Таблица2

Шкала наиболее известных российских объектов буддистской культуры и религиозного наследия (по мнению респондентов, в средних баллах)

Ранг

Объекты наследия

Сред. балл

1

Золотая Обитель Будды Шакьямуни (Калмыкия)

+ 97

2

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

+ 76

3

Иволгинский дацан (Хамбын Сумэ) (Бурятия)

+ 50

4

Мурочинский дацан (Балдан Брэйбун) (Бурятия)

+ 6

5

Храм Великой победы (Калмыкия)

+ 4

6

Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан (Бурятия)

+ 2

7

Чесанский дацан (Бурятия)

+ 1

Таблица 3

Шкала наиболее интересных объектов буддистского религиозного наследия, которые респонденты хотели бы посетить — в мире и России (выделены российские объекты буддистского религиозного наследия) (по мнению респондентов)

Ранг

Объекты наследия

Сред.балл

1

Дворец Потала (Лхаса, Тибет, КНР)

+ 78

2

Резиденция Далай-ламы (Дхармсала, Индия)

+ 63

3

Золотая Обитель Будды Шакьямуни(Калмыкия)

+ 64

4

Дерево Боддхи (Бодхгайя, Индия)

+ 59

5

Иволгинский дацан (Хамбын Сумэ) (Бурятия)

+ 53

6

Храма Нирваны в Кушингаре (Индия)

+ 45

7

Монастырь Копан (Непал)

+ 14

Из таблицы 3 видно, что наряду с мировыми буддистскими дестинациями, респонденты в качестве наиболее интересных туристских мест выделяют объекты, расположенные на территории России. Однако, к сожалению, им известны лишь семь буддистских достопримечательностей в мире, а в России — всего два.

Исходя из данных, полученных в результате опроса, можно сделать выводы. Буддистские достопримечательные места нуждаются в популяризации среди российских туристов (особенно это касается объектов, расположенных в Республике Тыва, Иркутской области и Забайкальском крае). Наряду с мировыми буддистскими достопримечательностями респонденты-москвичи выделяют и российские (в республиках Калмыкия и Бурятия), что свидетельствует о перспективности российского буддистского туристского направления, и возможном увеличении туристского потока в эти дестинации.

Список литературы:

  1. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.) [Электронный ресурс]: федер. целевая прогр. URL: http://www.programs-gov.ru/razvitieturizma (дата обращения: 20.03.2018).

  2. Монгуш, Е. Д. (2015) Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в России [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 3. URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/9(дата обращения: 18.03.2019).

  3. Казакова Г.Я., Мудаева Г.Ю. Перспективы развития нетрадиционного туризма в Республике Калмыкия В сборнике: Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Б. К. Салаев; Министерство образования и науки Российской Федерации; Калмыцкий государственный университет. 2014. С. 415-417.

  4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. М., 2013. 99 с. URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/strategiya_razvitiya_turizma_rf_do_2020_goda.pdf (дата обраще-ния: 20.03.2018).

Просмотров работы: 56