ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СПРОСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СПРОСА

Серенова Г.Д. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В экономической литературе спрос определяется как «отношения между хорошей цене блага и услуги и их качеством, которую потребители способны оплатить и способны купить в определенном времени, при условии, что все другие элементы, которые характеризуют рыночную ситуацию, остаются неизменными». Эта категория «идеальной потребностью и реальной возможностью покупателя приобрести определенное количество благ и услуг».

Аналогично спрос рассматривается в отношении туристического рынка. Итак, туристский спрос является, по определению В. Хунзикера и К. Крапфа, «совокупностью туристических благ и услуг, которые туристы могут купить за определенного уровня цен». Зато К. Каспар определяет туристический спрос «как готовность туриста к покупке определенного количества туристических благ за определенную сумму денег». В отношении туристической предложения спрос можно трактовать как «объем заказов на туристический продукт по определенной цене и в определенный период».

Характеризуя туристический спрос, необходимо помнить, что закономерности, которые касаются этой экономической категории, имеют иную природу, чем закономерности, касающиеся спроса на материальные блага. Эти отличия заключаются в следующем:

- туристический продукт состоит как из материальных благ, товаров, так и услуг;

- оценка продукта потребителем обычно имеет субъективный характер, поэтому на объем спроса и его структуру часто имеют влияние невимірювані факторы;

- туризм не имеет целью удовлетворение основных потребностей человека; чтобы дело дошло до туристического потребления, должны быть выполнены соответствующие условия.

Первые два фактора связаны с характером туристского продукта. Это свидетельствует, что туристический спрос есть гетерогенный и неоднородный. Зато третий фактор относится к проблематике удовлетворения потребностей человека и использование свободного времени.

Потребность - это состояние ощущения отсутствия чего-то (предмета, явления, процесса) и одновременно фактор, который активизирует мотивационные функции к действию по изменению этого пруда.

Особым выявлением способа удовлетворения потребностей является стремление. Например, потребность отдыха есть одна, а способов ее удовлетворения может быть очень много - от просмотра телевидения, похода в кинотеатр, театр или товарищеских встреч вплоть до самых разнообразных туристических путешествий. Стремления могут меняться под влиянием общества (общественные группы, социальное положение), а также различных институтов (семья, школа, церковь, фирма).

Ссылаясь на общепринятую классификацию человеческих потребностей, необходимо отметить, что обычно туризм ассоциируется с удовлетворением потребностей высшего уровня. Однако некоторые виды туризма могут присутствовать в низших ступенях иерархии потребностей человека, которыми являются:

- биологические потребности - необходимые для функционирования организма (лечебный, оздоровительный, реабилитационный туризм);

- общественные потребности - потребность реализации замыслов, совместная деятельность (виды туризма, которые касаются развития отношений, налаживание контактов между людьми);

- культурные потребности - касаются зависимости человека от достижений материальной и духовной культуры (познавательный, религиозный, краеведческий туризм);

- потребности высшего уровня, так называемые инструментальные-связаны с реализацией личности (отдыха, эксклюзивный туризм).

Специфика потребностей человека, их составной характер проявляются в таких признаках:

- неограниченность потребностей (время, количество, охват);

- ограниченность возможностей удовлетворения этих потребностей;

- различия в интенсивности выявления отдельных групп потребностей;

- взаимозаменяемость потребностей;

- выявление тенденции в потребностях высшего уровня после удовлетворения потребностей низшего ранга.

Неограниченное и постоянно растущая, по мере развития цивилизации, сфера потребностей наталкивается на внешние препятствия в виде предложения, которое всегда является ограниченной. Относительно туризма ограниченными благами являются туристические объекты. Кроме этого, овеществление намерений покупателей может переноситься во времени, например, ожидание очередного или дополнительного отпуска, школьных каникул или соответствующего предложения, скидки цен или новых условий продаж.

Вторым существенным препятствием в удовлетворении потребностей является доход туриста. Удовлетворение потребностей требует действий экономического характера, целью которых является экономное использование финансовых средств. Принятые решения могут привести к удовлетворению определенной потребности или оказаться недостаточными. Однако такие стремления способствуют превращению потребности на потенциальный спрос.

Прогнозирование показателей туристской деятельности – одна из наиболее распространённых задач в анализе туризма, решаемых статистическими методами. Наличие данных типа временных рядов, т.е. последовательности наблюдений за какой-либо величиной в разные моменты времени, позволяет выявить закономерности в динамике этой величины, долгосрочные тенденции и краткосрочные колебания. Предположив, что эти закономерности будут наблюдаться и в дальнейшем, исследователь получает возможность делать прогнозы, экстраполируя выявленные тенденции в будущее. Приятная особенность такого подхода – его экономичность в том смысле, что для получения прогноза динамики какого-либо показателя не требуется никаких сведений, кроме данных о динамике этого показателя.

Исследование туризма требует определенных количественных показателей, которые основываются на статистических данных. В статистике международного туризма существует два основных раздела:

статистика туристских потоков;

статистика доходов и расходов от туристской деятельности.

Для каждого раздела ВТО разработала определенный перечень основных показателей, которые информативны и достаточно легко определяемы. Самыми важными показателями туристских потоков являются число прибытий/отбытий и продолжительность пребывания.

Число прибывших/выбывших туристов – число зарегистрированных туристов, прибывших/выбывших в какую-либо страну за определенный промежуток времени, как правило, календарный год. Статистика прибытий/отбытий количественно описывает туристские потоки во всем мире.

Данные о прибытиях, как правило, группируются по регионам, странам происхождения туристов, цели путешествия, месяцам заездов, видам используемого транспорта.

Второй показатель – продолжительность пребывания, которая измеряется в часах (однодневные поездки) или ночевках (для более длительного пребывания). Данный показатель рассчитывается как произведение количества прибывших туристов на среднюю продолжительность пребывания одного человека в стране. На первый взгляд учет этого показателя может показаться достаточно простым. Однако, встречаются ситуации, в которых бывает сложно определить как правильно измерить продолжительность поездки. Для таких ситуаций ВТО было предложено руководствоваться следующими критериями:

дата прибытия туриста должна отличаться от даты выезда;

турист должен ночевать в период отсутствия на постоянном месте жительства.

Статистические методы исследования массовых явлений имеют, как известно, два способа наблюдения, которые зависят от полноты охвата данных: сплошное или не сплошное. Выборочное наблюдение является разновидностью не сплошного наблюдения, которое на современном этапе развития рыночных отношений России находит все более широкое применение. Выборочное наблюдение – такое не сплошное наблюдение, статистическому обследованию (наблюдению) которого подвергаются единицы изучаемой переменной, выбранные случайным образом. Задача выборочного наблюдения – охарактеризовать всю совокупность единиц при соблюдении всех правил проведения статистического наблюдения.

Процесс движения (развития) социально-экономических явлений с течением времени в статистике называются динамикой. Для отображения динамики строятся ряды динамики (временные/ хронологические), которые являются рядами изменяющихся во времени значений определенного статистического показателя, и расположены в хронологическом порядке. Составные элементы ряда динамики – показатели уровней ряда, а также периоды времени (сутки, месяцы, годы или кварталы) или моменты (даты) времени. Уровни ряда принято обозначать через «у», а моменты или периоды времени – через «t».

Виды рядов динамики можно классифицировать по некоторым признакам:

В зависимости от способа выражения уровней ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных и средних величин.

В зависимости от того, как выражают уровни ряда состояние явления на определенные моменты времени (на начало месяца, квартала, года и т. п.) или его величину за определенные интервалы времени (например, за сутки, месяц, год и т. п.), различают соответственно моментные и интервальные ряды динамики.

Уровни интервального ряда динамики абсолютных величин характеризуются суммарным итогом какого-либо явления за определенный промежуток времени. Данные уровни зависят от продолжительности этого периода времени, и, следовательно, их можно суммировать как не содержащие повторного счета.

Каждый уровень моментного ряда динамики абсолютных величин содержит элементы повторного счета, к примеру, число вкладов населения, учитываемых за какой-либо месяц в прошлом, существует и в настоящее время, являясь единицей совокупности и в будущем. Все это указывает на бессмысленность суммирования уровней моментных рядов динамики.

Все явления и процессы, которые характеризуют социально-экономическое развитие и составляют единую систему национальных счетов, тесно связаны и зависят друг от друга. В статистике показатели, которые характеризуют эти явления, могут быть связаны корреляционной зависимостью, или же быть независимыми.

Таблица 1

Основные показатели, используемые в прогнозировании в сфере туризма

Эндогенные (зависимые) переменные

Экзогенные (независимые) переменные

Общее количество прибытий,

количество международных прибытий,

количество национальных прибытий,

доля туризма в ВВП,

количество проведенных ночей,

количество реализованных экскурсий,

пассажиропоток,

загрузка средств размещения,

расходы туристов

Макроэкономические показатели,

демографические показатели,

политические факторы,

время,

климат,

цены,

туристические сборы/налоги

В классическом понимании разложение временного ряда предполагает выделение некоторых составляющих, а именно: тренд, или долгосрочная тенденция к росту/падению показателя; циклическая компонента, или чередование периодов роста и спада показателя по отношению к тренду; сезонная компонента, или краткосрочные колебания со строгой периодичностью, которая связана с временами года; нерегулярная составляющая, или непредсказуемые изменения, не относящиеся к другим составляющим. Можно также встретить и упоминание другой составляющей – интервенции. «Под интервенцией понимают существенное кратковременное воздействие на временной ряд». Это воздействие может быть, например, следствием кризисных событий. Все составляющие типичны для динамики туристских показателей, однако, отдельные ряды могут, например, не иметь выраженного тренда, а другие в свою очередь– цикличности.

Необходимо заметить, что модели временных рядов не обязательно явно различают эти компоненты. Классическое разложение – всего лишь один из способов описания динамики, однако с математической точки зрения более удобными могут быть и другие представления.

Рассмотрим 3 универсальных подхода к прогнозированию, которые доказали на практике свою полезность в множестве приложений – в том числе и туристских.

В первую очередь, это наивное прогнозирование. Вкратце, суть наивного прогноза можно описать фразой «всё останется, как есть».

Допустим, мы пытаемся предсказать некий туристский показатель – к примеру, число ночёвок иностранных туристов. Простое наивное правило прогнозирования – допустить, что в будущем периоде число ночёвок будет ровно таким же, как и в настоящее время (или, точнее, как в предыдущий период, за который мы обладаем данными о прогнозируемой величине). Это незамысловатое правило может привести к хорошим результатам – за короткий срок те изменения, что связаны с трендом и цикличностью, могут оказаться невелики. Однако туристские показатели обычно имеют ярко выраженную сезонную составляющую, из-за которой число прибытий значительно изменяется от месяца к месяцу.

Поэтому при использовании данных с периодичностью менее года (месячных или квартальных) имеет смысл внести поправку в прогностическое правило и считать, что в некотором квартале (месяце) будущего года число прибытий будет таким же, как и в соответствующем квартале (месяце) настоящего года – или последнего года, данными о котором мы располагаем.

Список литературы:

  1. Денисенко М.Н. Туризм: Учеб. пособие / Под ред. Осьмовой М.Н., Бойченко А.В. – Москва: ИНФРА – М, 2012.

  2. Геец, В. М. Отраслевое прогнозирование: методический и организационный аспекты / В. М. Геец. — Киев: Наукова думка, 2013.

  3. Казакова Г.Я., Самаева Е.В., Цыринова Н.С., Саранова Г.Н. Туризм как сложная социально-экономическая система Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2 (86-2). С. 921-924.

Просмотров работы: 194