ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Бимбеев Э.С. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

В развитых странах мира большая часть валового национального продукта (свыше 70%) производится в отраслях обслуживания. Существенную долю поступлений обеспечивает туристский рынок. В странах ЕС поступления от туризма составляют порядка 5,5% ВВП. Бюджеты Турции, Кипра, Египта более чем наполовину пополняются за счет туризма. Располагая богатым историко-культурным потенциалом, туристский рынок в России является неконкурентоспособным, его развитие происходит бессистемно. Он ориентирован в основном для людей с высоким уровнем дохода и на выездной туризм, который является дополнительным дестабилизирующим фактором экономики, так как стимулирует отток капитала за границу. Туризм имеет не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере туристского рынка тесно переплетаются интересы культуры и здравоохранения, безопасности и международных отношений, экономики и экологии, занятости и образовательного уровня населения.

Решение важной социально-экономической задачи – повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан – во многом определяется состоянием рынка туристских услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики представляется важной и перспективной задачей.

Объем международного туристического потока неуклонно продолжает расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономической, политической, экологической энергетических и ряда других кризисов.

Значительные результаты в туризме в последние года были достигнуты во многом благодаря большому числу масштабных событий, таких, Летние Олимпийские игры в Китае, а также Зимние Олимпийские игры в Канаде, Чемпионат мира по хоккею, Европейский чемпионат по футболу и другие.

Более 65% всех передвижений иностранных туристов и 75% создаваемых во всем мире поездок совершаются гражданами промышленно развитых стран.

Для большинства стран мира, в настоящее время, туризм – один из основных источников дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн. чел., то по прогнозу в 2020 году будет создано 550 млн. рабочих мест.

В настоящее время туризм в различных странах развит очень неравномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся по терминологии ВТО странами-поставщиками туристов. В эту группу входят государства, где доля выезда населения в заграничные поездки больше 10%. Число таких стран невелико (12-15), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Америки и Японии, входили государства Восточной Европы и района Персидского залива. Сегодня их место активно занимают новые индустриальные страны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития, – Республика Корея, Сингапур и др.

Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида – туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества. В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. За последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытия иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%.

Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туриндустрии – 2,1 млрд. долларов США, то согласно данным Всемирной Туристской Организации Объединенных Наций (ВТООН) в 2010 г. в мире было зарегистрировано 976 млн. прибытия туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов. В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2010 год выросли в 344 раза. В начале нового тысячелетия туризм прочно утвердился во многих странах как основная отрасль экономики и наиболее быстро развивающийся экономический сектор, обеспечивающий приток иностранной валюты и создание рабочих мест.

Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления от экспорта и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса. Сфера туризма превратилась в один из важнейших факторов создания рабочих мест в мире. Развитие туризма стимулирует приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Часть новых рабочих мест и предприятий в туризме создается в развивающихся странах, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содействует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города. Межкультурные связи и личные дружеские отношения, возникающие в процессе туристского обмена, являются важным фактором улучшения международного взаимопонимания и способствуют укреплению мира между народами земного шара.

Всемирная туристская организация одобряет стремление правительств стран к развитию партнерских отношений с предприятиями частного сектора, представителями местных администраций и неправительственными организациями, принимая, таким образом, активное участие в развитии туризма. Будучи уверенной в том, что туризм может быть эффективно использован в борьбе с бедностью, ВТО приняла на себя обязательство участвовать в претворении в жизнь целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, посредством внедрения новой инициативы по развитию устойчивого туризма как средства искоренения нищеты. Программа, известная как STEP (Устойчивый туризм – искоренение нищеты), включает в себя работу по продвижению устойчивого туризма в целях искоренения нищеты. Эта программа была внедрена в 2013 году.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с влиянием туризма на экономику отдельной страны. Международный туризм выполняет ряд важных функций:

- международный туризм – источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;

- международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

Международный туризм в мире неодинаков, что объясняется в первую очередь разным уровнем социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее10% –на Азию, Африку и Австралию, вместе взятых. Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как: Швейцария, Австрия, Франция, Испания, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.

Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Существенное значение для развития международного туризма имеет также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства –туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса.

Организационно-экономические возможности развития туризма в международном масштабе создали благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов в отдельных странах.

Для многих из них международный туризм является:

- фактором, стимулирующим рост платежного баланса;

- мощным стимулом развития и диверсификации многих отраслей (возникают как предприятия, так и отдельные отрасли, обслуживающие сферу туризма).

Потенциальные резервы имеются едва ли не в каждом регионе страны и заключаются в содействии развитию малого и среднего бизнеса, усилении экономического потенциала страны. Об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, где на долю малых и средних предприятий приходится, как правило, не менее 90-95% всех предприятий национальной экономики. Содействие развитию малого и среднего бизнеса является не столько экономической проблемой, сколько проблемой социальной. В любом субъекте РФ найдутся соответствующие возможности для развития ферм и производств по переработке продуктов питания, артелей народных промыслов, мобильных строительных бригад, охотничьих и рыболовных хозяйств.

Мотивация туристических поездок определяется во многом экономическими факторами, главный из которых: достаточен ли денежный доход для приобретения туристической путевки. Этот фактор связан напрямую с рядом социальных факторов, имеющих тенденцию к определенным изменениям.

Выездной туризм в РФ в дополнительном стимулировании не нуждается. В нем взаимно заинтересованы как страны, ждущие наших туристов, так и сами туристы, желающие посетить какую-либо из этих стран (или несколько из них).

Иначе обстоит дело с въездным туризмом. Его нужно поощрять по простой причине: он очень выгоден. Туристический бизнес, развивающийся в РФ как на основе внутреннего туризма, так и на основе въездного иностранного туризма, стимулирует развитие не только туристической индустрии, но и ряда других отраслей непроизводственной сферы. Он является стимулятором увеличения количества рабочих мест в отраслях, а также на предприятиях инфраструктуры туристического бизнеса.

Для развития въездного туризма нужно не только хорошо разрекламировать наши возможности в туризме, но и построить новые гостиницы, повысить качество туристических услуг, улучшить сервисное обслуживание.

Наряду с положительными последствиями, такими, как: переводы эмигрантов, направляемые из-за рубежа, приток денежной массы для страны эмигрантов, налоги на фирмы по трудоустройству за рубежом, инвестиции эмигрантов в экономику своей страны (многие эмигранты, хорошо устроившиеся за рубежом инвестируют свои средства в деятельность своего государства), сокращение социальных расходов после отъезда эмигрантов (после эмиграции граждан в другие страны исчезает необходимость их социального обеспечения (обучение, медицинские услуги, безопасность).

Смягчение проблемы безработицы (отток граждан за границу снижает напряженность безработицы в стране, сокращая предложение труда)Наряду с положительными последствиями, следует учитывать возможные отрицательные последствия, возникающие с притоком туристов в определенный регион.

Так, если в регионе нет избытка рабочей силы, то ее перемещение в индустрию туризма, например, из сельского хозяйства может привести к определенному застою в последнем. Миграция населения из сельских районов в городские увеличит нагрузку на такие непроизводственные отрасли, как здравоохранение и просвещение. Инвестиционные ресурсы, потраченные на дополнительные вложения в туристическое хозяйство, не смогут быть направлены в те отрасли, где они необходимы.

В макроэкономике, например, преобладание выезда наших туристов за рубеж по сравнению с въездом в РФ иностранных туристов приводит к фактическому перемещению валютных средств в экономику других стран. Статистика свидетельствует об увеличении числа российских туристов, выезжающих за рубеж. Сдерживающим фактором более бурного развития выездного туризма является низкий уровень жизни основной массы населения, снижение его реальных доходов за годы реформ. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то выездной туризм получит бум своего развития.

Таким образом, важнейшие организационно-экономические проблемы въездного туризма в РФ можно свести к двум основным. С одной стороны, с ростом благосостояния российского общества увеличится объем выездного туризма, что, безусловно, повысит требовательность российского потребителя туруслуг к их качеству. Уже сейчас идет осознание необходимости в нивелировании как стандарта услуг, так и уровня цен на туристические услуги. С другой стороны, въездной туризм является важным источником валютных поступлений. Падение объемов въездного туризма требует от отечественных фирм, принимающих туристов, проанализировать причины отсутствия интереса к нашей стране у западного туриста. Туризм оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества.

Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Возрастающее значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступлений от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2004 году в мировом туризме было занято 8,1% всех работающих, то есть в сфере туризма был занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2014 году число работающих в туризме составит 8,6% всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9% от общего количества рабочих мест в стране.

Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют социально-экономическое значение данного сектора. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как: транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Развитие международного туризма зависит от совершенствования турпродукта в туристских дестинациях, развития профессиональной турагентской сети, сферы туроператорского продукта и услуг, степени использования возможностей маркетинга, состояния системы дистрибуции и человеческого фактора. Перечисленные факторы действуют в рамках туристской индустрии и находятся под влиянием субъектов туристской деятельности.

Мировой туризм характеризуется высокой степенью концентрации в относительно небольших по площади регионах. В начале XXI в. лидерами мирового туризма стали: Франция, Испания, США, Китай, Италия, Великобритания, Мексика, Германия, Австрия, Турция. На долю всего 10 стран – лидеров международного туризма –приходится половина мирового туристского потока. Шесть из этих стран находятся в Центральной и Западной Европе: Франция, Испания, Италия, Великобритания, Германия, Австрия.

Сегодня международный туризм развивается быстрыми темпами. Появляются новые потоки туристов из стран, откудапрежде было мало или совсем не было туристов, новые места туристического назначения, новые формы туризма.

Туроператорский продукт представляет собой комплекс туристских услуг, именуемый турпакетом, который формируется фирмой и продается конечным потребителям. Туроператоры работают в тесном контакте с отельерами и авиакомпаниями, обычно заранее договариваются о квоте мест в гостиницах и на транспорте, что позволяет им вести продажу туров без перебронирования. В настоящее время 10 крупнейших туроператорских компаний контро-лируют примерно 30% рынка. Политика туроператоров в отношении продукта, услуг и цен во многом определяет конъюнктуру рынка международного туризма.

На сегодняшний день международный туризм развивается под воздействием факторов, свойственных собственно индустрии гостеприимства и туризма, а также факторов внешней среды, таких, как: политика и право, экономика и финансы, культура, социодемографические изменения, развитие торговли, транспорта, инфраструктуры и научно-технического прогресса. (рис.1).

Рис. 1. Факторы развития международного туризма

Для конкретного производителя туристских услуг емкость целевого туристского рынка определяется количеством продаж туров (услуг). Для выработки стратегических маркетинговых решений, выбора целевого сегмента, каналов сбыта, разработки ценовой политики и решения многих других задач необходимо постоянно проводить исследования рынка.

В мировом международном туризме UNWTO выделяют шесть туристских регионов: Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион, Южную Азию, Америку, Ближний Восток, Африку.

Важным следствием развития туризма является создание новых рабочих мест, то есть повышение уровня занятости населения. В целом на отрасль в настоящее время приходится около 11% общей численности занятых. Создаваемые рабочие места помогают найти себе применение представителям самых разных профессий и уровня квалификации – от государственных служащих и менеджеров высшего звена до работников турагентств и горничных отелей. Привлечение квалифицированной рабочей силы требуется при широком использовании в отрасли компьютерных систем, высокотехнологичного оборудования. Туризм также предоставляет широчайшие возможности для развития малого и среднего бизнеса, что является стабилизирующей основой экономики любой страны.

Туристские услуги классифицируются следующим образом:

- по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, санатории, туристские базы и т.д.);

- по обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары);

- по перемещению туристов как по стране посещения, так и в ходе транзитного проезда по территории других стран различными видами пассажирского транспорта;

- по предоставлению услуг – рекламных и бытовых (услуги туристских фирм по разработке маршрутов путешествий, бронированию на транспорте и средствах размещения);

- по предоставлению экскурсионных услуг (услуги переводчиков и экскурсоводов);

- по удовлетворению культурных интересов (посещение театров, кино, концертных залов, музеев, выставок, картинных галерей, парков, аттракционов, природных и исторических заповедников, осмотр памятников истории и культуры, посещение фестивалей, спортивных соревнований и других мероприятий);

- по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в конгрессах, ассамблеях, научных конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, участие в торговых мероприятиях как общего, так и специального назначения);

- по деятельности контрольно–административных органов (пограничных, таможенных, карантинных, валютных, полицейских служб, а также органов, оказывающих услуги по оформлению документации - виз, паспортов и т.д.);

- по деятельности информационных служб для туристов (информация о туристских ресурсах того или иного региона земного шара, имеющихся там средствах размещения, таможенных и пограничных формальностях и курсах валют стран посещения, видах транспорта, маршрутах и цен на него и т.д.);

- по деятельности средств информации (газеты, журналы, книжные издательства);

- по деятельности служб охраны природы, исторического и культурного наследия;

- деятельности торговых предприятий как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.д.);

- по страхованию туристов и по оказанию им медицинской помощи;

- по деятельности государственной туристских органов;

- по деятельности иностранных юридических лиц и общественных туристских организаций;

Обслуживание туристов требует развитой инфраструктуры, включая гостиницы, предприятия розничной торговли, культуры и спорта, а также внутреннего транспорта. Таким образом, туризм – категория экономическая, потому что государство, принимая туриста, продает ему местные услуги и товары, создает рабочие места для своих граждан, получает доходы от ввоза валюты. Во многих странах туризм – наиболее прибыльный вид экономической деятельности и существенный, а иногда практически единственный источник валютных поступлений, позволяющий государству поддерживать высокий уровень экономического развития и благосостояния своих граждан.

Туризм существенно влияет и на занятость населения. Но поскольку он охватывает множество разнообразных секторов экономики, точно подсчитать численность работников, занятых в этой сфере, сложно.

Затрудняют реальную оценку и специфический характер труда и разнообразие связей между туристским сектором и другими секторами экономики.

Необходимо отметь, что независимо от уровня развития страны туризм создает значительное количество рабочих мест. В небольших странах, которые существенно зависят от данного сектора экономики, более 59% трудоспособного населения вовлечено в деятельность прямо или косвенно связанную с туризмом в определенное время года.

В крупных индустриальных странах в туристской отрасли работает только 5% трудоспособного населения. Например, в странах Европейского союза каждое седьмое рабочее место связано с туризмом, в Восточной Европе – каждое двенадцатое. В развивающихся странах в индустрии туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики. В 2015 г. мировой индустрии туризма, по данным ВТО, было занято около 8,3 экономически активного населения.

Туризм приобретает все большее значение в стимулировании развития слабых в структурном отношении регионов. Создание туристских предприятий в удаленных, малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует такие негативные последствия прогресса, как отток населения в города, сокращение сельскохозяйственных угодий, разрушений традиционного уклада жизни, способствует возрождению местных культурных ценностей, охране и восстановлению памятников истории и культуры, повышению спроса на товары местного производства.

Рынок туристских услуг занимает особое место в сфере услуг. По итогам 2015 года половина мирового объема торговли коммерческими услугами пришлась на путешествия и другие деловые услуги, при этом доля транспортных услуг в общем объеме составила 20,6%, а на долю путешествий пришлось 25,6%. Туризм как экспортная категория в мировой торговле занимает пятое место в мире после экспорта топлива, химикатов, продуктов питания и автомобилей, и в то же время – первое место во многих развивающихся странах.

Экономическая роль туристского сектора в глобальной экономике определяется следующим образом: на долю международного туризма (путешествия и пассажирские перевозки) приходится 30% мирового экспорта услуг и 6% от общего объема экспорта товаров и услуг. В 2012 г. выручка от международного туризма по всему миру составила 1,075 трлн. долл. США. Количество международных туристских прибытий к 2030 году вырастет до 1,8 млрд. По итогам I полугодия 2013 года 9% ВВП стран мира прямо, косвенно или опосредованно формируются за счет туризма, одно из одиннадцати рабочих мест приходится на туристский сектор.

Помимо экономической роли туризма, невозможно переоценить его роль в реализации современной европейской парадигмы социально-экономического развития, конечной целью которой является улучшение условий жизнедеятельности человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Российский национальный рынок туристских услуг существенно отстает от мировых лидеров туриндустрии и все еще находится на этапе формирования. Согласно отчету Всемирного совета по путешествиям и туризму, в 2014 году развитие туристского рынка в нашей стране вернулось к докризисному уровню, и, согласно прогнозным оценкам, в течение следующих 10 лет будет иметь положительную динамику. Так, по итогам 2014 года прямой вклад туризма в ВВП страны составил 860 млрд. руб. (увеличившись к уровню 2012 года на 6,7%) и 1,4% в общем объеме ВВП страны. Количество рабочих мест на туристском рынке – 966 500 чел. (1,4% от общего числа занятых), а с учетом смежных отраслей – 3 931 500 (или 5,5% от общего числа занятых в экономике страны).

По состоянию на 1 октября 2015 года Единый федеральный реестр туроператоров насчитывает 4366 туроператоров, при этом по итогам летнего туристского сезона 2015 года с российского туристского рынка ушли 16 туроператоров, из-за банкротства которых пострадали свыше 150 тысяч человек. Все обанкротившиеся компании занимались выездным туризмом по организации купально-пляжного отдыха. Причиной банкротств стал спад темпов роста рынка выездных туристских услуг к уровню 2012–2013 годов. В результате чего обанкротившиеся компании не смогли реализовать на рынке запланированное к продаже количество туристских путевок. По этой же причине они не смогли выполнить своих обязательств перед гостиницами и авиакомпаниями. По заявлению Врио руководителя Федерального агентства по туризму (далее – Ростуризм) О.П. Сафонова, сегодня рынок туристских услуг не является прозрачным. Неизвестно точное количество турагентов, действующих на рынке, полностью отсутствует ответственность турагентов по выполнению своих обязательств перед туристами. Поэтому Ростуризм внес предложение ввести единый федеральный реестр турагентов. Помимо этого, по мнению О.П. Сафонова, уход обанкротившихся туроператоров с национального туристского рынка позволит очистить рынок от недобросовестных туроператоров. В целях формирования прозрачного и безопасного для туристов национального туристского рынка Ростуризм предлагает ввести и государственный контроль (надзор) за деятельностью туроператоров и турагентов.

Предлагаемые к внесению в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» могут привести к резкому сокращению количества туркомпаний, падению численности занятых в туристском секторе и росту цен на предлагаемые туристские продукты. В результате большинство туристов просто откажутся от услуг туркомпаний и будут самостоятельно приобретать авиабилеты и бронировать места размещения.

Несмотря на негативные события, происходящие на выездном туристском рынке России, в стране отмечаются позитивные тенденции в области привлечения капитала в создание и развитие туристской инфраструктуры, связанные с реализацией крупных проектов, таких как проведение Саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 г., Всемирной универсиады в Казани в 2013 году, зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. В результате подготовки к вышеперечисленным мероприятиям по итогам 2012 г. Россия замкнула пятерку ведущих стран мира по расходам на развитие международного туризма, уступив лишь Китаю, Германии, США и Великобритании. По данным ЮНВТО, затраты на развитие международного туризма в нашей стране в 2012 году составили 42,8 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 36,5%. Однако, согласно докладу Всемирного банка, в 2013 году инвестиционная деятельность резко сократилась по мере того, как крупные инфраструктурные проекты приближались к своему завершению.

Для развития российского рынка туристских услуг важное значение имеет международный туризм. По данным ЮНВТО, Россия в последние годы показывает рост числа международных туристских прибытий: в 2013 году – 4,4%, в 2014 году – 11,9%, в 2015 году – 13,4%. При этом объем поступлений от туризма за три года также вырос с 8 830 млрд. долл. США в 2014 г. до 11 187 млрд. долл. США в 2013 г. (рост на 26%).

Совершенствование туристской инфраструктуры и повышение качества обслуживания привели к тому, что в 2014 году Россия вошла в десятку ведущих туристских дестинаций. По итогам 2014 г. доля России в общем объеме МТП составила 4,8%, а её доля в общем объеме доходов от международного туризма лишь 2,4%.

На протяжении последних лет международный туризм в России развивается преимущественно с ориентацией на выезд (табл. 1).

Таблица 1

Въезд иностранных граждан в Россию и выезд российских граждан за рубеж в 2009-2015 гг.

Годы

Въезд

Выезд

Всего

 

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

   

2009

10290

32,54

21329

67,46

31619

 

2010

21169

53,54

18371

46,46

39540

 

2011

22176

43,78

28476

56,22

50652

 

2012

23651

39,33

36487

60,67

60138

 

2013

22272

36,17

39304

63,83

61576

 

2014

24920

36,31

43707

63,69

68627

 

2015

28168

37,08

47806

62,92

75974

 

Составлено на основе данных статистических сборников Туризм в цифрах за 2013, 2014 и 2015 гг.

Основным фактором, оказывающим влияние на рост выездного потока, является огромный отложенный спрос на поездки за границу. Высокий спрос на выездные туристские поездки определяется, во-первых, ростом числа впервые отправляющихся за рубеж российских граждан, а во-вторых, увеличением доли российских туристов, выезжающих на отдых за границу два, три и более раз в год. Кроме того, уровень цен на турпродукт внутри страны вполне сопоставим со стоимостью аналогичных предложений в других странах, уступая им при этом по качеству обслуживания. Высокие внутренние цены являются препятствием к росту количества путешествий россиян по стране.

В то же время развитие внутреннего туризма за счет поездок резидентов по территории своей страны способно активизировать привлечение дополнительных посетителей из зарубежных стран. Внутренний туризм является локомотивом развития туристской инфраструктуры в регионах, ведет к созданию нового туристского продукта, новых предприятий индустрии гостеприимства. Именно развитие въездного и внутреннего туризма способно оказать мультипликативный эффект на развитие всей национальной экономики.

Таким образом, российский рынок туристских услуг на современном этапе характеризуется следующими основными тенденциями. Медленные темпы роста. По итогам 2012 года прямой вклад туризма в ВВП страны составил 860 млрд. руб. (увеличившись к уровню 2007 года на 6,7%) и 1,4% в общем объеме ВВП страны. Количество рабочих мест в сфере туризма в 2012 году составило лишь 1,4% от общего числа занятых в экономике.

По итогам летнего туристского сезона 2014 года российский рынок туристских услуг был признан непрозрачным. В целях формирования прозрачного туристского рынка и повышения безопасности туристов предлагается вернуть государственный контроль и надзор за деятельностью туроператоров и турагентов, а также ввести единый федеральный реестр турагентов.

В течение последних семи лет (2008–2012 гг.) наблюдается рост инвестиций в развитие коллективных средств размещения и деятельность туристских агентств. В то же время российские туроператоры не заинтересованы во вложении инвестиций в создание нового туристского продукта, а предпочитают закупать зарубежные туры для увеличения продаж. В результате туристический баланс страны на протяжении последних лет остается пассивным.

Несмотря на тенденцию увеличения общего числа гостиниц в стране, уровень развития гостиничной инфраструктуры в различных регионах России остается неравномерным. Основными туристскими дестинациями для въездного и внутреннего туризма являются Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, небольшой поток туристов едет в Екатеринбург и Казань.

Развитие туристского сектора в целом по стране носит точечный характер. Высокие внутренние цены, низкий уровень обслуживания, изношенность основных фондов, неразвитость инфраструктуры препятствуют развитию внутреннего и въездного туризма. Неэффективное распределение ресурсов ослабляет, а в ряде случаев сводит на нет мультипликативный эффект туризма.

Список литературы:

  1. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.) [Электронный ресурс]: федер. целевая прогр. URL: http://www.programs-gov.ru/razvitieturizma (дата обращения: 15.03.2018).

  2. Проблемы туризма [Электронный ресурс]. URL: http://zsj.ru/problemyi-turizma.html (дата обращения: 16.03.2018)

  3. Казакова Г.Я., Мудаева Г.Ю. Перспективы развития нетрадиционного туризма в Республике Калмыкия В сборнике: Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Б. К. Салаев; Министерство образования и науки Российской Федерации; Калмыцкий государственный университет. 2014. С. 415-417.

  4. Казакова Г.Я., Самаева Е.В., Цыринова Н.С., Саранова Г.Н. Туризм как сложная социально-экономическая система Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2 (86-2). С. 921-924.

  5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. М., 2013. 99 с. URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/strategiya_razvitiya_turizma_rf_do_2020_goda.pdf (дата обращения: 16.03.2018)

Просмотров работы: 595