ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Бадмаева Б.А. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе формирование экономических отношений неотрывно от процесса становления и стабилизации предпринимательского сектора, при этом не требует особых доказательств положение о том, что важная роль принадлежит инфраструктуре предпринимательских отношений.

Малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.

Говоря о роли и основных функциях малого предпринимательства, представляется необходимым выделить следующие, наиболее важные из них:

  • активное участие субъектов МСП в формировании конкурентной среды и ликвидации монопольного влияния;

  • эффективное распределение и использование природных, финансовых ресурсов, которые достигаются за счет вовлечения в воспроизводственный процесс ресурсов, не представляющих интерес или являющихся отходами крупных производств;

  • увеличение ВВП за счет доли, создаваемой субъектами МСП;

  • посредничество в межотраслевом перетоке капиталов, укрепление связей между различными секторами экономики;

  • формирование активного среднего класса как основы становления гражданского общества в целом.

Следует отметить, что вышеперечисленные функции субъектов МСП, к сожалению, не реализуются в полной мере в экономике Российской Федерации в связи с имеющимися проблемами развития данного сектора и, в том числе, недостаточности государственной финансовой поддержки малых и средних фирм.

Отечественный предприниматель, желающий начать свой бизнес, сталкивается с многочисленными трудностями. Среди них можно выделить следующие проблемы:

Во-первых, несовершенство законодательной базы, проявляющееся в значительном количестве законодательных актов, порой дублирующих или даже противоречащих друг другу.

Во-вторых, сложность в получении информации о возможном ресурсном обеспечении своего бизнеса, о порядке и условиях доступа к ним, с нежеланием исполнительных органов на местах дать возможность во-влечения в хозяйственный оборот простаивающих и неиспользуемых ресурсов (прежде всего, недвижимости).

В-третьих, открытие малого предприятия предполагает наличие стартового капитала. И если собственных средств нет или их количество недостаточно, единственным источником получения необходимых средств выступает банковский кредит. Однако ситуация с получением необходимых финансовых ресурсов предпринимателями от кредитных организаций (банков) продолжает оставаться достаточно сложной, т.к. банки, опасаясь риска невозврата выданных средств, всячески усложняют этот механизм и проводят политику высоких процентов по выдаваемым малым предприятиям кредитов. Причем кредиты выдаются в двух формах — залоговые и беззалоговые. На долю малых предприятий по всем формам кредитования приходится лишь 24% всех кредитов, т.е. основные кредитные ресурсы поступают в крупный бизнес. Не имея стартового капитала, начинающие предприниматели могут рассчитывать, в основном, только на беззалоговые кредиты. Однако и с этими кредитами не все так просто.

  • В настоящее время многие банки занимаются кредитованием малого бизнеса, но лишь нескольких из них можно выделить в качестве лидеров и по объемам предоставления финансовых ресурсов, и по лояльности и выгодности получения кредита предпринимателями. Так, в лидерах по объемам кредитов малому бизнесу и территориальному охвату на беззалоговой основе следует выделить такие банки, как Сбербанк и ВТБ 24. К сожалению, статистика свидетельствует, что выдача 70% всех кредитов осуществлялась в 10 регионах-лидерах. Остальные 30% приходилось на остальные 70. При этом ставки, по которым средства предоставлялись этими банками, колебались от 15,8 до 16, 0% на срок от 3 до 3, 7 лет. Таким образом, небольшой срок кредитования и достаточно высокие ставки по выдаваемым кредитам, ухудшают ситуацию для малых предприятий, ставя их в условия выбора между желанием начинать свое дело при отсутствии стартового капитала и поиском работы в качестве наемного работника. В связи с этим интересны данные, полученные в результате опроса, проводимого ВЦИОМ:

  • только 4% населения России имеет свой бизнес, а 82% даже не пытались его начать;

  • образовательный уровень предпринимателей в малом бизнесе распределяется следующим образом: высшее образование имеют только 18%, среднеспециальное — 10%;

  • условием начала своего бизнеса 82% населения считает наличие стартового капитала и связей.

Свою лепту в удорожание кредитных ресурсов вносит и высокая ставка рефинансирования, составляющая на 2 мая 2017г. - 9,25%1, в то время как в странах Еврозоны она составляет всего лишь 0,75%. Устанавливая такую высокую ставку рефинансирования, ЦБ России тем самым делает предоставление кредитных ресурсов представителям предпринимательства слишком невыгодным и недоступным.

В-четвертых, низкая мобильность трудовых ресурсов и острый дефицит подготовленных специалистов в области маркетинга, финансов, инновационной деятельности, работающих на малый бизнес, не позволяют ему находить и качественно обслуживать те сегменты рынка, на которых существует неудовлетворенный спрос.

В-пятых, хаотичность информационного рынка, дороговизна и низкое качество предоставляемой информации вносит еще большую нестабильность, усиливает неопределенность.

В-шестых, малый бизнес в нашей стране за годы становления так и не смог кардинально изменить свою производственную составляющую. Приходится констатировать тот факт, что, как и в 90-х годах, малый бизнес продолжает развиваться на торговом «поле», в то время как производящий бизнес так и не получил широкого развития.

Список литературы:

  1. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства http://smb.gov.ru/

  2. Сайт министерства экономического развития РФ http://economy.gov.ru/minec/main

  3. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. https://www.nalog.ru

1 Информация ЦБ РФ

Просмотров работы: 67