Государством выпущен ряд законов и постановлений, которыми установлено, что с 01 июля 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) на каждую отдельную партию товарной позиции продукции животного происхождения должно осуществляться в электронной форме с использованием Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС) «Меркурий».
В теории это позволит уменьшить бюрократизм и упростить получение документов. К тому же больше не придется возиться с бумагой – достаточно будет иметь номер сертификата, по которому можно проверить, что за продукты перевозятся и каково их происхождение.
Плюсы новой модели сертификации — это возможность при выявлении партии небезопасной продукции незамедлительно её отозвать, таким образом предотвратив нанесение ущерба потребителям. Также невозможность отгрузки продукции из регионов с очагами АЧС.
В ФГИС «Меркурий» обязательна для следующих предприятий: мясной отрасли, птицеводства, рыбной отрасли, молочной отрасли, оптовые торговые предприятия, розничные магазины и сетевые ритейлеры, предприятия общепита, учреждения образования, здравоохранения и соцразвития.
Оформление сертификатов производится на основании заявки. В заявке нужно указать следующие сведения:
данные о подконтрольном товаре;
цель оформления сертификата (оформление производственной партии, реализация, или перемещение);
данные о транспортном средстве, используемом для перемещения;
данные о месте отправления и месте назначения, а также условиях транспортировки.
Заявка на оформление электронного сертификата рассматривается ФГИС в автоматическом режиме в течение 1 часа с момента ее оформления.
Срок оформления и выдачи электронных сертификатов не может превышать одного рабочего дня.
Оформление ВСД с помощью web-приложения подразумевает ручное заполнение данных на сайте и отправку заявки на согласование государственному ветеринарному врачу. Такая схема работа увеличивает трудозатраты ветеринарных врачей: заполнение данных в учетной системе предприятия, а позднее и в системе ГИС «Меркурий». Объем ручной работы растет пропорционально количеству оформляемых документов, и на предприятиях с хорошим сбытом готовой продукции будет достигать непреодолимых размеров. При значительном документообороте автоматизированный обмен данными между учетными системами – безальтернативный вариант.
Целью проекта является снижение затрат на оформление ветеринарных сертификатов посредством интеграции ФГИС «Меркурий» (далее – Меркурий) и учетной системы Заказчика «Резон:Мясокомбинат 4» (далее - РМК).
Интеграция должна осуществляться через бесплатный шлюз «Ветис.API» и типовую конфигурацию «1С:Предприятие 8. Управление ветеринарными сертификатами» (далее - УВС).
Результатом проекта является автоматическое оформление операций в УВС при оформлении аналогичных операций в учетной системе предприятия РМК, а затем, после дозаполнения, проверки и подтверждения ветеринарными врачами (при необходимости), автоматическое оформление этих операций в Меркурий. Аналогично в УВС и РМК оформляется принимаемая партия сырья на основании электронного ветеринарного сертификата (ЭВСД), полученного из системы Меркурий.
Рисунок 1 - Обмен данными с ФГИС «Меркурий» через 1С.
При полноценном внедрении такой системы выигрывают все игроки рынка: повышается биологическая и пищевая безопасность продукции, сокращается контрафакт, подделки и фальсификации, устранение проблемы не дискриминации. Проект имеет практическое и инновационное значение для мясной отрасли. Таким образом, цель достигнута.