ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Магомедова А.О. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дополнительное образование детей (и взрослых) — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [1] . Сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний .Становление дополнительного образования в Россиисвязывают с именами таких педагогов какС.Т.Шацкийи А.У.Зеленько,которые первые в России заговорили об открытии внешкольного образовательного учреждения на подобие американских поселений для детей и молодёжи малообеспеченной части населения. Основной идеей таких поселений Шацкий считал их направленность на всестороннее , гармоничное развитие личности с учетом индивидуальных потребностей и способностей каждого ребенка.

Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияниене только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшегошкольного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но ибыть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют иразвивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могутразвивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основуразвития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как

постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются

ведущими в определении направленности развития личности в современных

условиях.

Проблема развития познавательной активности ребенка является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитииличности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое местов жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

- естественное стремление школьников к познанию;

- положительное отношение к учебе;

-активная познавательная деятельность, направленная на осознание

предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

- проявление воли в процессе овладения знаниями[2].

Но не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать не-

обходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени,

тогда как учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие в своейоснове принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка.

Дополнительное образование не является простым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка; оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранности, в образовании, в ранней профессиональной ориентации.Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся.Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, чтоблаготворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.Другим видом воспитательных ситуаций являются ситуации успеха, способные возникать стихийно, а также целенаправленно. Из всех видов ситуаций эта самая сложная, самая противоречивая в своём внутреннем устройстве и степени влияния на личность своих участников. Через ситуации успеха ребёнок приходит к осознанию своего развития, у него появляется стремление к творчеству, к совершенствованию, Саморазвитие может стать доминантой ситуации успеха. Посредством их создаются условия для самосовершенствования, позволяющие избегать принудительных мер. Личность ставится в дополнительные ситуации самовыражения, самореализации , самозащиты , самоактуализации . Ситуация успеха – это совокупность обстоятельств, стимулирующих максимальные усилия ребёнка в процессе познания, способствующие достижению высшего для него результата. Бесспорно, что каждый человек, каждая личность самоценны сами по себе, независимо от ситуаций, позволяющих достигать успеха или нет. Однако сама личность, согласно своей природе, стремится к общественному успеху, к признанию обществом (большим или малым). Это одна из важных человеческих потребностей, движущая процесс самореализации человека, его максимального развития и жизненного воплощения. Без стремления к достижению успеха человек не способен действовать и развиваться. Это своего рода механизм и критерий его возможностей на данный момент.Особенностью ситуаций успеха является их нацеленность на результат, а не на процесс. Это важный момент. При длительном неуспехе требуется прорыв, ибо человек теряет веру в себя и надежду на преодоление трудностей. Видение и ощущение успеха даёт человеку стимул к дальнейшей активной работе и правильному поведению. Им переживается радостное состояние преодоления трудностей и страха, которые его тревожили и которые он тяжело переживал как неудачу и свою собственную неспособность. Эмоциональный подъём побуждает к тому, чтобы повторить этот путь и вновь испытать радость. Уверенностью в собственные силы и состоянием внутреннего благополучия и свободы от внешних условий мотивируется будущая деятельность. Так что успех – это механизм роста. Участие в различных видах деятельности дополнительного образованияспособствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству и дает ребенку возможность для дальнейшей реализации своего потенциала.Вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Все это делает дополнительное образование самостоятельной образовательной сферой, ценной и значимой для личности и общества.

Опыт показывает, что учреждения дополнительного образования обладают большими возможностями для применения современных образовательных технологий. В основе этих возможностей лежит добровольный, осознанный выбор ребенком и его родителями того объединения, студии, кружка, в котором ребенок чувствует себя наиболее комфортно и в котором его способности реализуются наиболее полно. Учреждениядополнительного образования строят свою деятельность на принципах доступности, добровольности, и поэтому ребенок, пассивный в школе, может проявить свою творческую активность на занятиях в кружке, клубе, секции, студии, другом творческом объединение по интересам.Заложенный в детях творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие способностей каждого воспитанника [3].

Процесс развития творческого потенциала, раскрытия творческих возможностей ребенка требует значительного времени, как и любой творческий процесс.За последние десятилетия творческие способности становятся все более распространенным предметом изучения в самых различных областях психологического и педагогического знания.Дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовном и нравственном, физическом ипрофессиональном совершенствовании.

Для развития творческих способностей детей важным является создание эмоционально привлекательной развивающей среды, которая определяется как система педагогических условий по реализации целей и задач образовательной деятельности, направленной на развитие творческой личности.Если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, то в дальнейшем находит себя в профессиональной деятельности, и приносит пользу своему Отечеству. В организации такой среды важная роль отводится профессионализму и мастерству педагога, его умениям отбирать соответствующие методы и средства обучения, позволяющие перейти с репродуктивного уровня освоения знаний, умений и навыков на продуктивнотворческий уровень развития личности. Каждое занятие строится в режиме диалогового общения.

Педагог включает детей в ситуации группового, коллективноговзаимодействия,предоставляет возможность каждому проявлять инициативу и самостоятельность,учиться согласовывать свои действияв коллективной творческой деятельности. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития творческого потенциала ребенка необходимо создать благоприятные условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. И именно учреждения дополнительного образования в большей степени позволяют раскрыть творческий потенциал детей, заложенный в них с рождения. Именно в УДО созданы наиболее благоприятные условия для развития индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка и творческого самовыражения личности. Это кладезь способностей, педагогу остаётся только приложить максимум усилий для их развития. Детское творчество имеет очень важное значение для личностного развития человека в пору детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Список литературы

1https://ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительное_образование_детей

2.АсмоловА.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего раз-

вития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997.

3. Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, Бурлакова И.В. Использование новых педагогических технологий при организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс]

Просмотров работы: 4507