Общечеловеческие ценностные ориентации – это стремление к преобразованию человека в лучшую сторону, наиболее полному воплощению в нем человеческого естества. Но данное явление педагогической мысли не является особенностью лишь нашего времени. Гуманистическая традиция воспитания и образования уходит своими корнями в далекие истоки человеческой культуры. Еще в глубокой древности задавались вопросы, не потерявшие своей актуальности и значимости и в настоящее время: «Что такое истина?», «Что такое добро?», «Что такое красота?». Столетия спустя ученые сделали вывод о том, что эти три вопроса тесно взаимосвязаны.
Проведя анализ связи между истиной, добром и красотой, ученые нашли общее определение, объединяющее эти три понятия – понятие «ценность». И это легко объяснимо, так как добро является нравственной ценностью, истина – познавательной, а красота – эстетической. Понятие «ценность» сегодня является одним из наиболее часто употребляемых в сфере гуманитарных дисциплин.
Изучение ценностных ориентаций занимает одно из приоритетных мест в таких современных науках как социология, психология, история, педагогика и т.д. Ценности могут быть как предметные, так и субъектные. Фактически они являются лишь двумя полюсами ценностного отношения человека к миру; первые выступают как его объекты (предметы потребности и интереса, взятые лишь в их субъективно-психологическом выражении, в виде устремлений почитания, предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые – как выражение того же отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого.
Исследуя и анализируя разные концепции, мы делаем попытку доказать приоритетность общечеловеческих ценностей. Все гуманистическое, творческое, оригинальное в учениях о ценностях заслуживает самого пристального внимания и изучения. Сама теория ценности («аксиология») как особая отрасль гуманитарных наук появилась в конце XIX в. Но желание и попытка теоретически определить ценностное отношение возникло задолго до этого.
Мы часто встречаем суждения о разнообразных видах ценности – благе, добре, красоте, святости и у античных философов, и у теологов средневековья, и у просветителей эпохи Возрождения, и в работах ученых нового времени. Аристотель, например, как одну из важнейших для аксиологии проблем определил соотношение объективной ценности и различных субъективных оценок, он детерминирует различие ценностных отношений в зависимости от этических качеств и возраста людей: « …вполне разумно, чтобы разные вещи казались ценными детям и мужам, дурным и добрым». Однако «ценным является и доставляет удовольствие то, что таково для добропорядочного», действующего в соответствии с добродетелью. То есть «…добродетельный человек как таковой» является мерой истинной ценности.[2]
На закате античности возрос интерес к субъективности и человеческой индивидуальности. Например, Диоген Лаэртский в своих трудах не только дал детальное толкование гуманистических ценностей, но и выразил некоторые рекомендации о правильном воспитании детей в его понимании. Древний период философии ценности дает прекрасную возможность проследить закономерности ее появления и этапы первоначального развития. В какой бы местности философская мысль ни зародилась, она непременно будет выступать как ценностное отношение к миру и как самосознание этого отношения.
Так теоретико-ценностные идеи появляются в философской мысли таких древних цивилизаций как Индия, Китай, Греция. На Американском континенте появилась философия, в которой центральной проблемой являлась проблема «ценности всего существующего».
При всем многообразии концепций, сложившихся в течение нескольких столетий истории аксиологии, основной вывод которой нельзя не признать позитивным: он лежит в утверждении о том, что аксиология заняла свое место в ряду гуманитарных наук.
Во второй половине XX столетия одно из центральных мест занимало соотношение добра и зла. В 80 годах XVIII в. в России впервые стали употреблять термин «эстетика», обозначающий понятие «красота» как «теория свободных или изящных наук». В этот же период выходят одно за другим монографические исследования философов, культурологов, психологов, социологов, специалистов по этике и эстетике, проливающие свет на общие и частные аспекты теории ценностей. Большая часть данных работ посвящена практическому применению теории общечеловеческих ценностей в определенных гуманитарных науках, и, в частности, в педагогике.
Проблемы формирования общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения волнуют не столько философов, сколько специалистов в области воспитания и образования.
Что же все-таки означает этот объединяющий многие понятия термин – ценность? Определенно во всех языках есть слова, называющие объект ценностного отношения, его субъективное восприятие и осознание – ценность, оценка, достоинство и т.д. В русском языке слова «ценность» и «оценка», скорее всего, связаны со словом «цена».
Изучив классические работы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, и более поздних С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, мы можем отметить, что педагогическая природа общечеловеческих ценностей лежит в сфере человеческих взаимоотношений учителя и ученика. В данных отношениях личность ученика является первостепенной ценностью, с индивидуальным внутренним миром, интересами, способностями, потребностями, особенностями и возможностями.
Часто формирование общечеловеческих ценностей ассоциируется с человечным отношением к ребенку, т.е. личностные качества формируются, опираясь на общечеловеческие ценности – справедливость, милосердие, доброту, честь, совесть, понятие о долге, этичность, уважение достоинства человека. В действительности, это является одним из основных направлений всей деятельности учителя. Его приоритетной целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и ответственный выбор поступков и поведения в самых разных жизненных ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.
Всю сознательную жизнь человека можно определить границами «норма», «нарушение», «патология». Норма – первостепенное руководящее начало, правило, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. В современной науке культурным образцом считается объект, с которым человек сообразует некоторые элементы своего сознания и поведения, например, правила поведения за столом, правила дорожного движения или правила чтения в англ. языке и т. д. Ценности пронизывают буквально все сферы общественной жизни, все социальные структуры и отношения.
В отечественной литературе выделяются две трактовки природы ценностных явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство – отношение». А.Д. Александров и В.П. Тугаринов полагают, что ценностями являются объекты и их свойства, необходимые для удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и интересов исходят люди в своей практической деятельности, тем самым создавая вокруг себя особое поле заинтересованности. Предметы и явления, затрагивающие интересы людей, попадая в данное поле, приобретают силу, притягательную для отдельных личностей, больших и малых социальных групп. Другими словами, ценности – это «материальные и духовные явления, которые соответствуют интересам людей, удовлетворяют их потребности».[1]
Большинство других исследователей полагают, что ценность – это не что иное, как отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта социальной практики (индивида, коллектива, общества). Согласно их мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение этой объективной значимости в его сознании и есть оценка.
Семья и школа обязаны прививать ребенку не только эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и формирование отношений к этому миру – два наиболее распространенных процесса, организуемые обществом и педагогами для подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Мирное сосуществование разных народов является в наше время очень актуальной проблемой. К сожалению, дети уже с первых лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, война, борьба, стрельба» и т.д.
Духовно-нравственное воспитание в России на основе общечеловеческих ценностей должно опираться на Закон РФ «Об образовании», где первым принципом государственной политики является принцип гуманистической направленности образования, построенного на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, также должно опираться на принципы открытости, честности, добродетели, единства мысли – слова – дела. Приоритет образования в XXI веке в России, как во всем мире является главным стратегическим направлением в политике Мирового сообщества государств.
Президент России В.В. Путин в своей политической и руководящей линии неоднократно подчеркивал значение образования и приоритет общечеловеческих ценностей в воспитании граждан России, являющихся носителями и «визитной карточкой» этих ценностей для всего мирового сообщества.
В Дагестане о важности традиций в формировании общечеловеческих ценностей ребенка писали А.К. Алиев, М.А. Асельдеров, P.M. Магомедов, З.М. Магомедова, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, З.Я. Якубов и др.
Ш.А. Мирзоев в своей книге «Народная педагогика, словесные средства воспитания» пишет: Колыбельная песня служила призывом к нравственному совершенству. Порой достаточно было сказать: «Наверное мать не пела над твоей колыбелью», - и человек мог серьезно осмыслить свои поступки».[5]
Безусловно, представление о человеке и человечности, как и многое другое, в процессе становления общества не было тождественным у его членов. Господствующие классы, иноземные поработители царские чиновники, местные дагестанские феодалы, уздени, ханы и нуцалы видели человечность, воспитанность простого народа только в беспрекословном их повиновении имущим, нередко общественно признанные простые нормы человечности (честь, совесть, гуманность, благородство, преданность народу и другие) трактовались ими по-своему.
Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим самым народ как бы заложил стержневую основу народной педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса.[6]
Говоря о духовно-нравственном воспитании, Д.М. Маллаев отмечает: «Человек рожден, чтобы стать идеальным примером для остального человечества, а не для того, чтобы копить богатство. Учителя гуманной педагогики знают, что истинное образование - это воспитание культуры. Обладая культурой, человек становится духовным».[4]
Чтобы Истина стала доступной пониманию детей, учителю необходимо прекрасно знать историю, традиции, обычаи страны. Ценность процесса обучения заключается в повышении уровня сознания ученика, в развитии в нем чувства любознательности и благоволия, в укреплении в нем сознания единства всех со всеми. Судьбу страны определяют идеалы и культурные ценности, которые учителя вкладывают в умы находящихся под их опекой учеников. Школа должна вдохновлять детей хранить, взращивать корни родной культуры. Приверженность к своей нации, любовь к родному языку, культурным ценностям, почтение к религии, верность обществу необходимы. Патриотизм помогает человеку осмыслить идеалы и ценности прошлого, идеи праотцов, основанные на глубочайшем опыте; он побуждает людей жить ради идеалов.
Изучая и анализируя философскую и психолого-педагогическую литературу, мы можем сделать вывод о том, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в воспитании личности – одна из важнейших не только в современной педагогической науке, но она также играла приоритетную роль в истории мировой школы, начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие глубоко пережитый исторический опыт человечества, его возможности и устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.
Список литературы
1. Александров А.Д. Истина как моральная ценность.// Аксиология частное и общее. – Новосибирск: Наука, 1987. – 242с.
2. Аристотель. Соч.: в 4т. – М.: Мысль, 1976. – Т.4. – 830с.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1998. – 572 с.
4. Маллаев Д.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей // Ж. Поиск истины – Дагестана. – 2003, № 9-10. – С. 46-50.
5.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана / Ш. А. Мирзоева - Махачкала, 1986.
6.Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: , 1993.
7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Педагогика, 1973. – 350 с.