ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Азаева Х.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

По мнению многих исследователей (Л.Н. Винокуров, Е.В Новикова и др.) в силу различных причин, дети, имеющие проблемы в развитии, оказываются не способными быстро и безболезненно усвоить систему школьных требований, включиться в учебный процесс. Это приводит к увеличению числа неуспевающих школьников [4].

В последнее время требования школы к уровню умственного развития дошкольника значительно возросли - возникла необходимость целенаправленного развития ребенка для успешного обучения в школе.

Для решения этой задачи необходимо определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Ребенок до обучения в школе должен достичь определенного физиологического и умственного уровня, а также эмоционально-волевого развития (ЯсюковаЛ.А., 1998). Обучение в школе требует достаточного запаса знаний о мире и сформированных элементарных понятий, а также владение мыслительными операциями, обобщение и различение предметов и явлений [2].

Благодаря успешной умственной деятельности ребенок, познает окружающий мир, формируя представления, как о себе, так и о явлениях, которые его окружают. Нужно уметь различать существенное и несущественное, выделять главное в потоке второстепенного и незначимого. Это возможно только тогда, когда сформирована интеллектуальная установка на иерархическое деление признаков, когда свойства или явления воспринимаются не рядоположенно и равноправно, но всегда - соподчиненно. Так же необходимо уметь улавливать и отслеживать логическую последовательность в потоке информации, игнорируя отступления и различные "шумы" [3].

В настоящее время сформировалась целая система ускоренного интеллектуального развития детей, включая развивающие занятия в детском саду, специальные развивающие центры, прикладную литературу и развивающие игры, диагностические методы для определения уровня развития дошкольника. Стихийное формирование познавательной деятельности ребенка без учета закономерностей их развития может нанести существенный вред психическому развитию [1].

Для изучения уровня развития интеллектуального компонента готовности к школе мы исследовали уровни сформированности: кратковременной речевой памяти, кратковременной зрительной памяти, интуитивного речевого анализа-синтеза, речевых аналогии, речевых классификации, речевых антонимов, интуитивного визуального анализа-синтеза, визуальных классификации, визуальных аналогии, произвольного владения речью, с помощью методики Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе». Опытная часть нашего исследования была выполнена на базе МБДОУ №37 «Солнышко» г. Махачкалы. В исследовании приняли участие 50 человек.

Анализ результатов исследования показал наличие значительного количества дошкольников с низким уровнем интеллектуальной готовности к обучению в школе.

У 30% детей выявлен хороший уровень развития: кратковременной речевой памяти, понятийно интуитивного мышления; у 10% - хороший уровень развития понятийно речевого мышления; у 20% детей – понятийно - образного мышления.

Средний уровень развития кратковременной речевой памяти обнаружен у 40% детей, кратковременной зрительной памяти - у 80% детей, речевого развития - 10% детей, понятийно интуитивного мышления - у 20% детей, понятийно логического мышления и понятийно образного мышление - у 60% детей, понятийно речевого мышления у 70% детей.

Слабый уровень развития кратковременной речевой памяти продемонстрировали 30% детей, кратковременной зрительной памяти, понятийно речевого мышления и понятийно образного мышления - 20% детей, слабый уровень речевого развития имеют 90% детей, понятийно интуитивного мышления - 70% детей, понятийно логического мышления - 40% детей.

Высокий уровень развития изучаемых познавательных процессов не обнаружен.

Таким образом, результаты показали необходимость проведения систематической работы по развитию познавательных процессов у детей, что будет способствовать повышению интеллектуальной готовности к обучению в школе. На основе констатирующего эксперимента была отобрана группа из 10 человек для формирующего эксперимента. Нами была разработана программа, целью которой являлось развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели мы реализовали следующие задачи:

Развитие понятийно интуитивного мышления, понятийно логического мышления, понятийно речевого мышления, понятийно образного мышления.

  1. Развитие восприятия, а так же развитие такого важного свойства личности как наблюдательность.

  2. Развитие кратковременной зрительной памяти, кратковременной речевой памяти.

  3. Расширение репертуара коммуникативных и речевых навыков.

Было проведено ориентировочное 26 занятий с продолжительностью 20-25 минут. Возраст детей: 6-7 лет.

Использовались групповая и индивидуальная формы проведения занятий.

Работа проводилась в соответствии с общими принципами психокоррекции: принцип занимательности; принцип новизны; принцип динамичности; принцип комплексности; принцип полезности; принцип сотрудничества.

Работа проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями. Для них разрабатывались рекомендации по особенностям индивидуальной работы с детьми. Было проведено родительское собрание, где раскрывались вопросы интеллектуальной готовности, а так же рекомендации связанные, с критериями, предъявляемыми к первокласснику и рекомендации родителям при взаимодействии с учителем.

Повторная диагностика показала повышение уровня развития познавательных процессов у детей. В частности, высокой уровень развития кратковременной речевой памяти показали 80 % детей, кратковременной зрительной памяти и понятийно интуитивного мышления 10% детей, речевого развития - 20% детей, понятийно речевого мышление и понятийно образного мышления - 90% детей. Хороший уровень развития кратковременной речевой памяти, понятийно речевого мышления и понятийно образного мышления продемонстрировали 10% детей, кратковременной зрительной памяти - 80% детей, речевого развития - 70% детей, понятийно интуитивного мышления и понятийно логического мышления - 90% детей.

Средний уровень развития кратковременной речевой памяти, кратковременной зрительной памяти, речевого развития, понятийно логического мышления показали 10% детей.

Анализ эффективности разработанной программы мы осуществляли с использованием критерий углового преобразования Фишера.

Таким образом, количественно - качественный и статистический анализ проведенного исследования показал, что уровень интеллектуальной готовности детей повысился после формирующего эксперимента. Цель нашего исследования достигнута, гипотеза о том, что разработанная нами программа будет способствовать развитию интеллектуальной готовности детей к обучению в школе, подтвердилась.

Список литературы:

  1. Безруких, М.М. Портрет будущего первоклассника / М.М.Безруких // Дошкольное воспитание. 2003. - №6.- С. 94-99.

  2. Веракса, H.E. Диалектическое мышление / Н.Е. Веракса; текст подготовлен к печати И.Б. Шияном, О.А. Шиян, Е.В. Глядешиной и др.- Уфа: Вагант, 2006.C. 212

  3. Ращинулина, Е.Н. Интеллектуальная готовность к школьному обучению / Е.Н. Ращинулина // Дошкольное Воспитание 2004.-№12.-С. 78- 80.

  4. Ясюкова, Л.А. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития / Л.А. Ясюкова, - СПб. 2003.

Просмотров работы: 74