К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Гапизова А.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своем общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость.

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития курсантов, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе [2].

Рассмотрим на примере здоровьесберегающей технологии условия ее эффективного применения. Для начала отметим, что цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.

Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

В нашем случае мы считаем что необходимым условием развития здоровьесберегающей среды является полифункциональная модель

Она представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласующихся основных компонентов: правового, диагностического, собственно педагогического, культурологического, физкультурно-оздоровительного, профилактического, гигиенического, коррекционного, реабилитационного [1].

Компоненты модели наполняются следующим содержанием:

- правовой компонент предполагает организацию образовательного процесса с соблюдением прав учащихся и учителя, программы по правовому воспитанию учащихся «Здоровье ребёнка - его право», технологии организации проектной деятельности «Право ребёнка на качественное образование»;

- диагностический компонент включает постоянную диагностику состояния здоровья; методики для обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе; технологии, позволяющие организовать самомониторинг здоровья ученика, учителя, т. е. самостоятельное оценивание соматического статуса и определение причин своих заболеваний; диагностические и организационные процедуры, позволяющие осуществлять комплексную психолого-медико- социальную диагностику состояния здоровья учащихся и учителей, динамику развития ребёнка;

- собственно педагогический компонент представляет образовательный процесс, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты; условия, при которых образование ребёнка происходит вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника; здоровьесберегающий учебный план, в котором реализуются все необходимые условия вариативного образования в рамках одной школы, сориентированный на способности, потребности, жизненные планы каждого ученика, обеспечивающий здоровьесберегающую среду на всех этапах обучения и развития ребёнка; здоровьесберегающие технологии; программы формирования мотивации учителя и удержание его в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия со специалистами других наук, связанных со здоровьем школьника (медики, психологи, логопеды, физиологи и пр.); психологическое сопровождение ученика и учителя в образовательном процессе; условия создания ситуации успеха для ученика и учителя;

- культурологический компонент предполагает систему мероприятий для формирования здорового образа жизни школьника; технологии по управлению развитием и сохранением здоровья, включение учащихся в здоровьесберегающую деятельность и формирование личностных траекторий здоровья; методики по формированию ценности здоровья и воспитания культуры здоровья через содержание учебного материала; деятельность, которая способствует формированию у школьников здорового образа жизни через организацию проектной деятельности по вопросам здоровья, созданию детских творческих лабораторий (театр «Здоровье», «Юные учителя здоровья», «Клуб психологов» и пр.).

- профилактический компонент - это создание технологии по формированию доминанты здоровья через проведение профилактических мероприятий (кислородный коктейль, ЛФК., адаптивная физкультура, дыхательная гимнастика, глазная гимнастика и др.);

- гигиенический компонент предполагает гибкую организацию учебно-воспитательного процесса, учитывающий динамику развития детей, их психофизические возможности, способности, склонности, индивидуальные половозрастные особенности; это методики по оценке нормирования домашнего задания;

- коррекционный и реабилитационный компоненты включают условия, при которых обеспечиваются равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой; эффективную коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям каждого школьника; методики по выработке умений для саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.

Представленная модель реализуется посредством специально разработанной комплексно-целевой программы, которая включает блоки деятельности для каждого участника здоровьесберегающего образовательного процесса. Комплексно-целевая программа включает в себя следующие разделы: анализ состояния социально-педагогической системы; главные задачи на период реализации концепции; осуществление основных функций школы и функций управления, отражающих специфику здоровьесберегающей деятельности; организация работы с участниками здоровьесберегающего образовательного процесса; укрепление и развитие учебно-материальной базы; мониторинг качества образования и уровня здоровья учащихся [4].

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта.

А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.

Список литературы:

1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. :Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

2. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

3 .Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

5. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Просмотров работы: 44