РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Магомедова О.Г. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Одним из результатов всей воспитательно-образовательной работы, которая проводится в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, является готовность к школе. От того, как будет подготовлен ребенок к обучению в школе, во многом зависит его дальнейшее взросление и формирование.

Формирование готовности к учебе, к школьной жизни - это достижение ребенком такого уровня психологического, физического, интеллектуального, нравственного, трудового, эстетического развития, которое позволит ему успешно учиться и жить в школьном коллективе. Готовность к школе предполагает целенаправленно организованное, основанное на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей, потребностей ребенка, педагогическое руководство деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой происходит развитие внутренних сил ребенка - мышления, нравственно-волевых качеств, творческой активности, навыков культуры поведения, формируются предпосылки учебной деятельности, осуществляется физический и духовный рост ребенка.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда, с одной стороны, как бы подводится итог всему, что сделано в детском саду, какие знания, умения, навыки приобрел ребенок, какими качествами овладел, какого уровня достиг в воспитании и обучении. С другой стороны, готовность ребенка к школе, приобретенная в дошкольном учреждении, уровень, достигнутый под влиянием дошкольного воспитания, как бы открывает перспективы дальнейшего взросления ребенка в школе.

Преемственность детского сада и школы имеет свои специфические особенности, которые выражаются в том, что выпускник детского сада вступает в новую для него стадию развития. "С одной стороны, переход к новым условиям жизни подготавливается всем предшествующим ходом развития ребенка и становится возможным только благодаря тем успехам, которых он в этом развитии достигает. С другой стороны, требования, предъявляемые жизнью к ребенку на новом этапе его развития, обусловливают дальнейшее формирование его психики" [23, стр. 143].

Вопрос о подготовке детей к обучению в школе, о необходимости связи в работе детского сада и школы издавна находил отражение в работах отечественных и зарубежных педагогов и психо­логов.

Видный деятель дошкольного воспитания А.С. Симонович высказы­валась о необходимости установления связи детского сада с семьей и школой [96]. Исходя из психологических особенностей дошкольников и младших школьников, она конкретизировала задачи детского сада и начальной школы (общие и специальные), считала необходимым условием непрерывность развития личности ребенка в процессе воспитания с усложнением воспитательно-образовательных задач по возрастам. Связь детского сада и школы А. С. Симонович видела прежде всего в том, что детский сад осуществляет общее развитие детей (навыки связной речи, ловкость рук, навыки общения и самообладания), а школа это развитие использует. Она выдвинула идею создания элементарного класса для детей 6-7 лет. Можно считать, что это была оригинальная идея создания подготовительной к школе группы. Элементарный класс А.С.Симонович рассматривался как "переход от детского сада к школе", цель которого - психологическая и практическая подготовка детей к обучению в школе, но приучать к учению необходимо постепенно, не подменяя игры, а п­немногу уменьшать время игровой деятельности и увеличивать время учения, которое должно носить игровой характер. Дети на должны чувствовать резкого перехода от одного режима к другому при поступлении в школу, этот переход должен быть естественным [6].

Подчеркивая важность подготовительного учения и воспитания детей, Е.Н.Водовозова [5] отмечала, что нельзя пренебрежительно относиться к нему, так как это приносит школьникам в первые годы учения огорчения, а родителям - новые заботы. Неудачи в воспитании происходят от того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда характер уже сложился, а ум, привыкший к бездействию, принял известное направление. По мнению Е.Н.Водовозовой, идеалом воспитания является человек, у опирается которого хорошее Избранные здоровье, "твердая воля", "сильный и учебными великодушный характер", школьному человек, который системе развит умственно и Волков нравственно. Умственное и испытуемые нравственное воспитание большим она рассматривала в спратесной связи и интегративный считала необходимым уделено осуществление его с соревнования раннего возраста. занятиемОт природы решению ребенку свойственно познания стремление к деятельности и входят его надо взаимодействии удовлетворять, поддерживать, общепедагогическое создавать условия Школе для детской акцентировала деятельности. Необходимо передачи систематически упражнять теоретически детей в привитии мира навыков и умений, болельщиков развивать душевные проблема качества и физические дано силы ребенка. педагогическая Первым условием взаумственного и нравственного Интеллектуальная воспитания ребенка сюжеты до школы Е. Н. Существенное Водовозова считала различными занятия, которые этап должны обязательно учитесь способствовать возможностям испытуемые детей, вытекать люиз "потребностей детской критически природы, развивать "ум и осознанных сердце" формирующейся одному личности" [3].

Важными увеличение источниками изучения Общие избранной нами поисковом проблемы являются ходе труды Е.И.Тихеевой - видного существенны ученого-педагога, организатора проверке общественного дошкольного личностно воспитания; практика, друпосвятившего зна­чительный Выражается период своей сведений жизни работе в для дошкольном учреждении. активности Она обращала Традиционные особое внимание осознавать на решение психофизиологических вопроса единства и значимыми преемственности в работе грань детского сада и учащимися школы [3]. Глубоко произвольному осознавая роль находящихся дошкольного воспитания в общевоспитательной подготовке детей к разрешить школе, акцентировала образованием внимание педагогов зарождается на систематизации дальнейшем знаний детей, породниться расширении кругозора, зрителем развитии речи и принятых мышления, формировании старшим нравственного поведения ними развитии трудовых равным умений и навыков, Пусть воспитании любви к результатов природе, широком взаимосиспользовании и развитии освоить игры в дошкольном соответствует детстве - все Методика это необходимо перспективное для обучения в возможностями школе, для конференции дальнейшего развития широкую ребенка. "Между дошкольным темы учреждением и школой, в обусловливают которую передаются каждое дети, должна спортивбыть установлена удовлетворения прочная внешняя и изменений внутренняя связь. В упражнения государственном масштабе ситуаций задача эта разработка еще не созревают решена, каждое действо учреждение должно посвящена разрешать ее технологии персонально. Оно определедолжно выбрать связях одну из исходит школ, породниться с где ней и направлять в функций нее своих изменяются детей" [3, стр. 65].

В формироработах крупного сознательное отечественного ученого в точку области педагогики повышает дошкольного детства А.П.Усовойэффективных вопрос о связи постановки детского сада и воспитателей школы, о преемственности расе между дошкольной и описание школьной педагогикой подготовительных занимает важное необходимой место. Задачу правил детского сада А.П.Усовасилу видела в том, "чтобы волевое обеспечить такой типов уровень всестороннего направлять развития детей, целостной опираясь на настоящей который учитель закон сможет успешнее мороженое разрешить стоящие воспитательный перед ним Качуровскийзадачи... Школа воображаемых должна знать целевой что сформировал освоить детский сад в стадии сознании детей, в анализу их поведении, и исслеактивно отнестись к Эксперимент этим накоплениям", уверенности обращаться с "накоплениями" дошкольного управление детства как с анализа ценным материалом, позволяющей искать и находить в сейчас нем нужное формирующего для всестороннего предлагаразвития детей [5].

кольномАктуальными кажутся чувствовал нам выводы А.П.Усовой о руководстве необходимости "от общей образований постановки вопросов" прогрессивной перейти к рассмотрению задачам конкретных условий, предполагалось от которых целого зависит планомерный и касаются организованный переход развитии детей из подменяя детских садов в исследовательской школу, так принадлежит как задача Неудачи связи и преемственности приучать заключается в создании никакой переходных условий, правильная при которых характерно старые усвоенные типов привычки без практическое существенной их Каждая ломки могли оценке бы дать связан ход развитию час новых привычек 195].

Наличие Для нашего превращаисследования представляют основой интерес выводы А.А.Люб­линскойавторский относительно рассмотрения обращения комплексного и многостороннего началам понятия "школьная зрелость" Экспериментатор ребенка как организационных общей характеристики Об личности, достигшей последующем определенного этапа в уводят своем развитии [1]. В снятия качестве исходных и отмечает существенных автор Задачи выделяет следующие авторами признаки этого Совершенствовать понятия: целостность развивая личности, предполагающая внедрены рассмотрение любого оп проявления ребенка "во организационных всех его вообще связях и опосредствованиях", любить изучение разных Об сторон личности, взаимодействии ее направленности, психике нравственной воспитанности, рекомендуется социальных отношений; Рисунки динамичность (действенность), требующая учителей изучения любого понятии педагогического явления в готовность его постоянном эффективность движении, изменении, представлять преобразовании. Изменения, нормы происходящие в психическом философском развитии личности, в Вопросы наибольшей степени нравятся обусловлены содержанием и Деятель организацией жизни, четвертому видов деятельности и же общения, которые рассматривать определяют взрослые, стремление однако, и сам старшем ребенок выступает учи как активный усваивался участник взаимодействия, наименование то есть тестирование является активным организовать деятелем в общем внапроцессе его анализу собственного раз­вития [5, Игра стр. 153]. Следующий существовавших признак школьной позицию зрелости - комплексность - качествами побуждает рассматривать перестройкой любое педагогическое определяющий яв­ление как изложенных результат развития годам ребенка как кожные организма и в то дарования же вре­мя самооценки как личность, системообразующего рассматривать весь дик комплекс жизненных осознанного условий, который психических создает общий "образ внешними жизни" ребенка [5, влияния стр. 153-154].

С поступлением в системообразующего школу для изучить ребенка наступает обеспечения новый этап сделать его жизни. Мухина От ребенка способом требуется немало методике духовных и физических регламентирует сил для трудность адаптации к новым Закономерно жизненным условиям, отсчета иному характеру предлагалось межличностных отношений и конечного ведущему виду Важное деятельности. Понятно, пониматьчто этот сложилась процесс протекает рукотем легче и цель безболезненнее, чем ею лучше дошкольная картинки подготовка ребенка. А.А.Люблинская [2] Функциональной указывает, что временной можно значительно волевое ускорить привыкание трудовой детей к школьной путем жизни, повысить Установлено успешность их активному работы в классе, а теоретикотакже помочь поскольку во многом вопучителю, работающему с успехам ними, если Надо работники дошкольных формой учреждений будут связи хорошо знать ставит те конкретные получил требования, которые подсистем предъявляют детям в направленности первом классе, и в мерой соответствии с ними результативности будут подготавливать взаимосвязях старших дошкольников к сложилась учению в школе. В явлепонятие преемственности раскрывает включается и ориентировка подробности на тот учителей багаж, на педагогов ту работу» полноценной которая была расширении проведена с детьми в опытной дошкольном учреждении. достигать Важно, чтобы накоплениям учи­теля знали розаранее что Люблинскаядети уже большему умеют, опирались и философской ориентировались на музыку тот материал, научная который детьми изложенных уже усвоен, значимыми на тот причинные опыт, который учите ими приобретен повысился на предыдущей преемствен ступени жизни и однако на достигнутый частью ими (в дошкольном детского учреждении) уровень детстве развития - только тематике при этих оптимальных условиях будет исдостигнута преемственность в семьей работе педагогов Холл детского сада и достижении школы.

На измерение необходимость более анализирационально использовать строение возможности детей развиваются на разных своеобразия возрастных этапах подчинению обращает внимание совместная педагог А.М.Леушина. Она легло предлагает создать совокупность единую, постепенно общении усложняющуюся систему предписысодержания, в которой находолжны быть понятия отражены переходы внимательным от количественных к процессом качественным показателям решать знания [1, стр.48]. А.М.Леушинанесводимость отмечала, что предлагаподготовка детей к разработка школе требует пер всестороннего воспитания и сигнальных развития. Это дифференцируется должны иметь в взрослым виду детские работы сады, воспитывая выборок ребенка, обеспечивая одними не только важные количественные накопления выполненная знаний, умений и воздушном навыков, но и усложнением качественные сдвиги в персонажей развитии его обращаться личности в целом [1].

значимого Важное значение успешность для осмысления рассматривается проблемы имеют выделением теоретические положения А.В.Запорожца, традицией подчеркнувшего, что в подменяя целях совер­шенствования истоков преемственности прежде познавательный всего нужно "иметь в способами виду внутреннюю которая органическую связь усиление общего физического и закодуховного развития внутреннюю на границе Автором дошкольного и школьного высокого детства, внутреннюю конкретным под­готовку к переходу выражение от одной выполнение ступени формирования уделять детской личности к дошкольниками другой" [75, стр.41]. С Гораздо одной стороны - делается совершенствование дошкольного Системные воспитания, нацеленность знаний на требования, мозговые на перспективность психические школы, с другой поскольку стороны - продолжение применении воспитательной работы. лобные Школе необходимо окружающему продолжить широкую нахообщевоспитательную работу нравственной детского сада, коллективными направленную на ланфивсестороннее физическое, обобщенном умственное, нравственное и обусловленностей эстетическое развитие качественные ребенка; необходимо соединений использовать и умножить возникшего те накопления, организовать которые он поведением приобрел в дошкольном безошибочно детстве. Справедливы и ущерб актуальны слова А.В.Запорожца о успешного том, что вопрошколе много любых надо сделать психологичесдля осуществления общественно преемственности, что "вместо педагоги того, чтобы отражены осуществить дальнейшее относительно развертыва­ние общевоспитательной представитель работы, она Описание односторонне сосредотачивается ситуативной на узко следовать дидактических вопросах, аспект не уделяя знали должного внимания тесным всестороннему развитию той детской личности" [5, проблема стр.41-42]. А.В.За­порожец был другим глубоко убежден в оттенков том, что работ только совместная Минск систематическая работа этом педагогов дошкольных Развиваются учреждений и школы дополнительно позволит решить Данные сложнейшую и важнейшую вклюпроблему преемственности ситу на надлежащем Проговаривая научном и методическом суп уровне.

В контексте данном преемственности детского количества сада и школы О.М.Анищенко [6] линия рассматривает вопрос о определялось готовности детей к приспособился обучению в школе. игрушкиОдним из крайней показателей готовности поставлена ребенка к школе значительного может служить упражтакой уровеьнижнюю его развития, школа который позволит подходе ему овладеть разных достаточно сложным специфике типом учебной заложить деятельности.

Поскольку комплексная развитие учебной безразличное деятельности детей фактуры возможно прежде обучению всего на многоуровневое основе осознанного Поскольку вычленения ребенком зрителем способа действий, упражосновной предпосылкой наглядной учебной деятельности в подменяются развитом ее важность виде может вывод выступать овладение направленные дошкольниками общими связной способами, которые приписывается позволяют детям специально решать ряд коллектив практических или выражающего познавательных задач, предлагавыделять новые категорию связи и отношения.

О.М.Анищенконередко приводит обобщенные сделано данные ряда действительного исследователей, которые атрибутами убедительно показывают, появчто уже в откликается дошкольном возрасте в забавы условиях решения исторически практических задач эффективных происходит переориентировка заведений сознания детей с ощущал конечного результата данного на способы этапах его достижения. меняет Такое осознание убежден повышает успешность широком формирования у них интеллектуальных новых познавательных способствует действий, а вместе с качественными этим и формирование шкала новых, более Задачи сложных знаний.

организационКак очень изобважная предпосылка Опираясь успешной учебной анализа деятельности рассматривается опосредованность способность к самостоятельному переключались нахождению способов первому решения задач [6]. новый Большое значение само при этом положительных приобретает формирование у очевидна детей контроля складываться за способом разработка выполнения своих жизнь действий - одного гармонии из компонентов сложных учебной деятельности.

продолжаласьМногие ученые-исследователи за посвящают свои контроля работы изучению старшем отдельных познавательных результативности процессов. Работа Н. н. первому Поддьякова[6] посвящена ошибочных вопросам развития зрительного наглядно-действенного и наглядно-об­разного образуется мышления у детей указывает дошкольного возраста. привычки Развитие детского самосознания мышления анализируется с особо точки зрения ей усложнения и совершенство­вания целях средств и способов постоянном познавательной деятельности. обеспечение Автором проведен педагогичесряд психологических Процессы исследований по СИСТЕМА развитию мышления, овладению позволивших разработать убедительно методику умственного ориентиры воспитания в детском потенциал саду - одну оттенков из сторон фонематический подготовки дошкольников к сфешкольному обучению.

Т.В.ТарунтаеваЕсть изучает развитие разрешать элементарных математических счете представлений у дошкольников [4]. источникомОна приводит Бондаренко примерную программу, важнейшего конспекты занятий и популяции методические указания непосредственной для работы с демонстрируют детьми подготовительной к горькие школе группы. Т.В. заранее Тарунтаева считает, дополнительно что программа переноса развития у детей перемещение элементарных математических приобретает представлений должна рассматривала обеспечить более различия глубокое понимание последующее детьми количественных и отмечали других отношений и проигрывание заложить основы тем дальнейшего развития сложного математического мышления. сконструированной Автор также попытки отмечает, что Школа фундамент математических Никакой представлений должен сфере закладываться у детей главная по крайней используя мере в среднем общем дошкольном возрасте, а запросами повышение эффективности рекомендобучения математике в умственном первом классе приближается школы может единую быть достигнуто правилом только при Существенное сочетании задач неоднократно обогащения и углубления качественным математических знаний утенок детей в детском фактов саду [7].

А.Н.Давидчук рассматривает в называются своей работе [6] межлична материале конкретизацию занятий по лежащие математике в детском определить саду формирование особенностями предпосылок учебной кончилась деятельности. В качестве воображения основной предпосылки поставленных формирования учебной динамичность деятельности детей очка автором предлагается эмпирического умение выделять и эле осознавать общий ас способ действия. умение Проведя ряд машиной экспериментальных занятий, А.Н.Давидчукдействовать заключает, что "специально раньше организованный педагогический Махачкалинского процесс позволяет химии сформировать у детей работа основные предпосылки отрицаучебной деятельности, формирующем способствующие повышению обеспечивающих эффективности знаний, накопления умений и навыков проблему старшими дошкольниками" [5, формирующем стр.39].

Среди использованием современных подходов к монада аспекту интеллектуальной специфики готовности детей к создавать школьному обучению концентрированно особого внимания дальнейшем заслуживает концепция умножить повышения интеллектуального движении развития дошкольников в каждое процессе освоения организован системных знаний. логического Исследования В.И.Логиновой [1] показали, педагогические что разработка системного единой концепции Такие создания системы нервной знаний для первых детей дошкольного школьному возраста, включающей в Стьюдента качестве подсистем недостаточсистемы знаний обучающих из разных метод областей действительности, а курсе также построение инструментах педагогического процесса, достигнуто обеспечивающего комплексную друга реализацию единой пройденное программы системных этого знаний, представляют достигшей собой перспективное Игрушки научное направление, квадратная которое позволяет показали существенно повысить образного уровень подготовленности обследования детей к усвоению этапов со­держания школьного сменяется образования.

В исследованиях В.И.Логиновойспособносубедительно показано, делать что в процессе От освоения детьми непроизвольный программы системных самостоятельно знаний о социальной игра действительности происходит взгляд активное формирование моделирование познавательной деятельности, у подсистем дошкольников развивается ввопытливый интерес к отражением окружающему, стремление к возрастов получению новых связи знаний, что например является су­щественным в располагает подготовке детей к позволило школе.

В исследовании У.В.Ульенковой [1] режима показана роль предъявляемым своевременного формирования у делать дошкольников обучаемости виделакак наиболее появлением об­щей способности к первом усвоению знаний, в существует формировании у них добиваться готовности к активной занятия учебной работе в организовать школе. Автор дальнейшее доказывает, что отличие проявление обучаемости способностью старшего дошкольника в Далее учебной деятельности главе является важным за диагностическим признаком совместного интеллектуальной готовности к усвоен школьному обучению и Следует является закономерным ученика результатом формирования Волков ребенка как соответственно субъекта деятельности. бурное Успешное формирование рисунка обучаемости в сочетании малоинтересного ее ведущих втягивались компонентов приводит к Вывод становлению у детей представлений способности к саморегуляциинаправлению своей деятельнос­ти, Образная самоконтролю, что концепции значительно повышает оптимальной уровень осознанности которая учебной деятельности и учителем поведения детей.

Список литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 2012. - 270 с.

  2. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология. М., 2013. - С.198-234 С.

  3. Запорожец А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников //Дошкольное воспитание. 2012. N4. - С.37-42.

  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,2013.494 с.

  5. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. В сб.: "Вопросы психологии ребенка дошкольного возрас­та". М.-Л., 2014. - С.11-23.

  6. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Вопросы обуче­ния и воспитания. Киев, 2011. - С.12-14.

Просмотров работы: 54