По данным исследований почти каждый школьник в возрасте от 13 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. По результатам опроса около половины играют достаточно редко (не более одного раза в неделю), и только около 6% играют каждый день. Большинство пользователей (82,1%) тратят на игру не более часа. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки; частота и продолжительность игры снижается с возрастом и по мере повышения образовательного уровня игрока. Сходные данные были получены также в исследованиях других авторов [7].
Согласно взглядам психологов занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Поскольку именно общение служит для детей главным средством развития их личности, замена живого общения виртуальным представляется плачевным.
Тучные дети посвящают компьютерной игре значительно больше времени, чем их сверстники, имеющие нормальное телосложение. Поскольку избыточный вес, как правило, негативно влияет на статус ребенка в группе сверстников, компьютерную игру можно рассматривать как средство компенсации неудач, которые происходят у него в процессе межличностного общения.
Игровая компьютерная деятельность имеет более высокий статус у мальчиков, чем у девочек, при этом доля регулярных пользователей компьютера с возрастом увеличивается.
Подобная высокая значимость компьютерной игры требует более детального изучения содержательных особенностей отношения к ней учащихся.
B.C. Собкин и Ю.М. Евстигнеева выделяют следующие причины обращения школьников к компьютерной игре: скучно; нечем заняться; желание победить соперника; уход от реальности; с целью обучения; желание получить эмоциональную разрядку; достичь высокого результата в игре; почувствовать превосходство над соперником.
По мнению исследователей, причинами игровой компьютерной зависимости являются такие возрастные особенности детей, как слабая волевая регуляция, низкая учебная мотивация учащихся [3].
Компьютерные залы провоцируют систематические прогулы занятий, психологический отрыв от школы со всеми вытекающими последствиями. Школа не конкурентоспособна с такой формой развлечений и времяпрепровождения в виртуальном мире. Современный ребенок, школьник взрослеет и развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное время многих детей заполняется посещением компьютерных клубов или игрой на домашнем компьютере. А также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д.
Ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Младший школьник любит проводить время за компьютерными играми, которые привлекают его разнообразностью сюжетов, яркими реалистичными изображениями, звуковым сопровождением. Учащиеся пятых классов знают названия многих десятков компьютерных игрушек, делятся своими достижениями и результатами со своими сверстниками. Почти у каждого школьника есть свои любимые компьютерные игрушки, успехи и неудачи в которых он глубоко переживает.
Если умеренное проявление заинтересованности к компьютерным играм является естественной потребностью детей к игре, то доминирование зависимых тенденций, оказывает отрицательное влияние на его личностное развитие.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми может захватить ребенка настолько, что все другие дела (учеба, занятия в спортивной секции, прогулки, общение с друзьями, чтение книг и т.д.) отодвигаются на задний план. Во-вторых, многочасовое сидение за компьютером нарушает режим ребенка и вредно отражается на его здоровье.
Стремление школьников пройти на более высокий уровень в игре или достичь более высоких результатов иногда настолько высоко, что он не может абстрагировать свое внимание ни на какие другие формы деятельности. В этом случае можно предположить, что ребенок находится на начальной стадии игровой компьютерной зависимости.
Принципиальное значение имеют работы И. Хейзинга, в которых он характеризует своеобразие эмоциональных состояний, связанных с игрой; тяга к игре, включенность в игру, эмоциональная напряженность, праздничность и др.
Состязательность он рассматривал как один из определяющих суть игры, обозначая его специальным термином «агонистическое начало игры». С понятием состязательности связаны такие моменты, как выигрыш, достижения, стремление к результату в игре, и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику компьютерной зависимости, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых.
В рамках исследовательской деятельности нами были разработаны диагностические опросники для дошкольников, младших школьников и подростков с целью выявления предрасположенности к компьютерной зависимости. По результатам проведённых экспериментальных исследований были установлены достоверные взаимосвязи, обуславливающих причины возникновения компьютерной зависимости в различных возрастных группах [2].
Выявлено, что у подростков, проводящих свободное время за компьютером, способность к различению сложных пространственных паттернов значимо выше, чем у их сверстников. "Компьютерная" группа подростков показала также более обширные знания в области техники и технологии [69].
Исследования показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).
О сходных результатах сообщает Шпанхель, который обнаружил, что подростки из "компьютернойгруппы меньше читают и мастерят. Кроме того, они больше смотрят видео и телевизор и, как это ни парадоксально, больше занимаются спортом [1].
Также подростки, любимым хобби которых являются занятия с компьютером, значимо чаще указывают, что оно будет связано с будущей профессией. Эти факты дают основание полагать, что занятия с компьютером усиливают ожидание успеха и веру подростков в собственные способности.
Итак, влияние компьютерных игр на личностное развитие ребенка носит двойственный характер. С одной стороны, компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Ребенок, хорошо владеющий навыками работы с компьютером, быстро выбирает стратегию поведения или самообучения.
С другой стороны, частые сеансы компьютерной игры, способствуют вырабатыванию привычки к виртуальному миру. Во-первых, ребенок может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот.
Во-вторых, компьютерные игры вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.
Говоря о практической направленности исследования, необходимо подчеркнуть, что немаловажными представляются следующие диагностические направления: разработка методологического аппарата для установления наличия зависимости у младшего подростка; определение современных тенденций в развитии компьютерной зависимости у детей младшего подросткового возраста; выявление признаков индивидуально-психологического и социального характера, способствующих формированию игровой компьютерной зависимости.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990
2.Иванов М.С, Авилов Г.М. Психологическая характеристика ролевой компьютерной игры как особого вида деятельности // Сибирская психология сегодня. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2002. - С. 41-55.
3. Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978.
4. Маркой А.С. Личностная зависимость. М. 1997. 114с.
5.Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. - 2001. - № 12
6. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми// Вестник МГУ, сер. 14 (Психология), 1991, № 3.
7. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. Психологический журнал, том 20, №1, 1999