КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЬ

Гадаева А.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессия учителя, педагога, как и профессия врача – одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, обусловлены ролью школы, учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества. Ещё Сократ, открывший в Древней Греции академию для молодёжи, утверждал, что более полезен государству тот, кто сделает многих способными управлять государством, чем тот, кто управляет им сам. Ян Амос Коменский, чешский мыслитель 17-го века, рассматривал школу как «основание государственности», а учителей «садовниками», «образователями» человечества. Глубокое понимание старших и тех, кто учит и воспитывает – стойкая традиция народов Востока, уходящая корнями в глубокое прошлое. В разработанной великим китайским философом Конфуцием религиозно - философской системе воспитатель относится к категории «цзянь-цзы» - совершенно мудрых, благородных людей (XII в. до нашей эры). Уважение тех, кто воспитывает и учит, является непременным правилом поведения каждого человека. В Японии, культура которой во многом сложилась под влиянием конфуцианства, культ учителя – характерная черта общества. «Никогда не наступайте даже на тень учителя» - гласит японская пословица. Для выполнения своих ответственных функций «садовника», «образователя» людей учитель должен обладать высокими человеческими качествами. По мнению Жан Жака Руссо, он «более, чем человек». Обоснованная Конфуцием модель людей «цзянь-цзы», к которым принадлежат воспитатели, включает лучшие качества – человечность, справедливость, искренность, бескорыстие, уважение к тем, кого воспитывает, образованность, ясность речи, стремление к самосовершенствованию и, самое главное, к познанию «дао» - вечной истины. Крупнейший теоретик арабского средневекового мира Ибн Халдун, подчёркивая особую важность учителя в обществе, считал, что главными качествами учителя должны быть мудрость, терпение, любовь к детям и знание их особенностей, поощрение активности и любознательности учащихся. При разработке «Закона для учителей» Ян Амос Коменский исходил из того, что учителя должны быть «живыми образцами добродетелей, которые они призваны прививать другим». Учителя, отвечающие высоким требованиям на протяжении веков, были мощным и даже решающим фактором в формировании своих питомцев.

«Учитель - это незримый луч добра и света…». Ведь учитель в любое время - краеугольный камень, на котором держится процесс и образования, и воспитания личности, способной жить и творить в непрестанно развивающемся мире. Он обучает не только знаниям и навыкам, но и терпимости, взаимопониманию, доброжелательности, всему тому, что мы называем общей культурой человека. Современное общество порой заблуждается в том, что в первую очередь для качественного обучения необходима материальная база и громадные экономические ресурсы. Поэтому вполне закономерна сложившаяся тенденция последних лет к снижению роли и значения учителя в современной жизни, все больше и больше уступающего своё место новым компьютерным технологиям и зарождающемуся искусственному интеллекту. Преобразо­вывать внутренний мир индивида на основе гуманистичес­ких идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного учителя. Социальная роль педагога заключается в воз­можности оказывать влияние на развитие тех или иных тен­денций в обществе, социуме, готовить подрастающее по­коление к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия. Для каждого отдельного человека образование имеет бо­лее или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах зани­мает четверть жизненного пути современного человека, де­лает содержательной и одухотворенной его жизнь, окраши­вает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потреб­ности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий. С помощью образова­ния человек адаптируется к жизни в обществе, приобрета­ет необходимые для этого знания и умения. Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса, какую роль играет педагогическая профессия на сегодняшний день в нашем обществе.

Итак, педагог должен обладать сегодня следующими качествами:

Общественно-мировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества); социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета).

Профессионально-педагогическими качествами: высокий уровень образованности; педагогический такт; педагогическая наблюдательность; интерес к ребенку как к личности; творческое отношение к делу; умение обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт;педагогические способности (дидактические, организаторские, гностические, коммуникативные, конструктивные, сугитивные)

Личностными качествами: справедливость; ответственность; скромность; принципиальность; доброта в сочетании с требовательностью; верность слову; общительность; сдержанность и др. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между учителем и учеником является важнейшим звеном процесса перестройки образования на гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и демократические институты окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской профессии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на получение образования.

Таким образом, выпускник современной школы, кото­рый будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протя­жении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходи­мые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рацио­нального их решения; четко осознавать, где и каким об­разом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы фак­ты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения про­блем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами реше­ния, устанавливать статистические закономерности, де­лать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных об­ластях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций - самостоятельно работать над развитием собствен­ной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Главные задачи педагогов на сегодняшний день состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физическо­го развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформиро­вать приемы самостоятельной деятельности.

Список литературы:

1. Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.- Т. 5.- С. 115-129.

2.. Пирогом М.Н. Вперед, к прошлому. / «Первое сентября» 1997, №2. М.

3. Филькенштейн Э., Раутбарт Э. Школа и общество. / «Здравый смысл» – М. (2004, №2(31)). Изд-во МГУ.

Просмотров работы: 69