ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Малачева П.Ш. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Франчайзинг представляет собой один из немногих инструментов развития бизнеса, который давно и эффективно «работает» в мире, в том числе и в нашей стране, где франчайзинг активно развивается. В условиях острого дефицита финансирования как основного, так и оборотного капитала предприятий в России именно франчайзинг позволяет создавать достаточно быстро растущий бизнес на довольно выгодных условиях как для франчайзинговой компании, так и для приобретателей франшизы. Однако далеко не все предприниматели в России достаточно хорошо осведомлены о преимуществах франчайзинга как перспективного вида бизнеса.

Очевидно, что в условиях острейшей международной конкуренции и существенных проблем в развитии отечественной экономики в Российской Федерации необходимо использовать наиболее эффективные инструменты, позволяющие развиваться, прежде всего, тем отраслям экономики страны, которые бы стали достойной альтернативой добывающих отраслей и, кроме того, обеспечивали бы занятость населения в малом и среднем бизнесе.

Одним из наиболее эффективных инструментов для достаточно быстрого развития бизнеса в настоящее время является франчайзинг.

Франчайзинг - способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие, франчайзор) договаривается с другим юридическим лицом - компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания, франчайзи) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом.

Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Одна из важнейших характерных особенностей франчайзинга – снижение предпринимательских рисков. По статистике из всех вновь образованных предприятий 85 % прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга – только 14%.

Прототипом современной системы франчайзинга одни считают систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера, другие - немецких пивоваров, которые стали предоставлять франшизу питейным заведениям.

Автором франчайзинга в наиболее современной форме считают Р. Крока, который в 1955 году основал компанию McDonald's System, Inc, - известнейшую франчайзинговую компанию мира на сегодняшний день.

Специалистами франчайзинг обычно рассматривается как одна из многих сетевых товарораспределительных и сервисных структур.

Тем не менее, во многих странах мира, где франчайзинг получил массовое распространение, он рассматривается как своеобразная «философия» предпринимательства, как новая, прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений. Наиболее популярными сферами бизнеса, где особо активно используется франчайзинг, являются розничные сети (прежде всего, продажи одежды, обуви), сети автозаправок, предприятия индустрии красоты и здоровья. Постепенно франчайзинг проникает в другие экономические сферы.

В отечественном законодательстве понятие «франчайзинг» не используется, однако отношения, реализуемые в рамках соответствующих договоров, в значительной мере аналогичны договору коммерческой концессии, правоотношения по которому регулируются гражданским законодательством.

Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж. Кроме того, для известных компаний - франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз.

Недостатки франчайзинга состоят в том, что франчайзинговая компания вынуждена затрачивать значительные организационные и финансовые ресурсы на обеспечение качества продукции и услуг со стороны франчайзи. Для компании - приобретателя франшинзы такая схема вносит значительные ограничения и частично лишает ее самостоятельности в организации производства, в принципах маркетинговой политики, что, безусловно, скажется на стратегии развития компании.

Первыми отечественными франшизами в России, были франшизы «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», проданные в конце 90-х гг. прошлого века. Первой зарубежной франшизой была иностранная франшиза компании «Баскин Роббинс».

Общий объем отечественного франчайзингового рынка (рынка франшиз) оценивается некоторыми аналитиками приблизительно в 5 млрд. долларов США. При этом в России франчайзинг активно развивался последние годы, опережая другие страны мира. Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями.

Для отечественного рынка франчайзинга характерен, прежде всего, рост предприятий в розничных продажах и общественном питании.

На сайте Российской ассоциации франчайзинга представлен перечень партнеров данной организации - коммерческих банков и иных финансовых структур, финансирующих предпринимателей, приобретающих франшизы. Среди партнеров РАФ - Сбербанк России, ВОК-Банк, холдинговая компания «KVINTESS F&DI», лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг» и другие.

РАФ активно информирует пользователей социальных сетей о своей деятельности, что также свидетельствует о намерении данной организации активно привлекать предприимчивых людей к использованию данного инструмента ведения бизнеса.

Российской ассоциацией франчайзинга разработан и внедрен механизм распространения успешных социальных проектов через Центры социальных инноваций, - совместный проект Минэкономразвития России, Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ, Агентства стратегических инициатив. РАФ разработала программу кадрового обучения в сфере франчайзинга и оказания различных услуг предпринимателям в рамках реализации соответствующего проекта совместно с Правительством города Москвы. День 2 октября установлен РАФ как День франчайзинга в России. Ассоциация регулярно участвует в мероприятиях Торгово-промышленной палаты (ТПП), обеспечивая проведение аукциона интеллектуальной собственности и постоянное взаимодействие с соответствующим подкомитетом Комитета по торговле ТИП.

По данным Российской ассоциации франчайзинга, в России функционирует порядка 20000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров.

Традиционные преимущества франчайзинга по сравнению с открытием дела «с нуля»:

  • Быстрый старт, возможность работать под известным именем, готовая ниша, готовая клиентура;

  • Доступ к разработанным и опробованным методам ведения бизнеса;

  • Возможность быть частью рекламной и маркетинговой стратегии федерального уровня;

  • Систематическая помощь со стороны франчайзора;

  • Отработанная система адаптации к нововведениям и улучшениям;

  • Помощь при выборе месторасположения и оценке эффективности бизнеса;

  • Причастность к системе и как дополнительное преимущество: займы, страхование, аренда, приоритетные места (девелоперы предпочитают известные брэнды).

Развитие малого и среднего предпринимательства по франчайзингу в стране:

  • Повышает общую культуру предпринимательских отношений

  • Способствует созданию новых рабочих мест

  • Упрощает внедрение инновационных технологий

  • Стимулирует добросовестную конкуренцию

  • Создает комплексную систему практического обучения предпринимательству без создания специальных учебных структур и программ

  • Привлекает инвестиции в российскую экономику

  • Повышает прозрачность бизнеса и собираемость налогов.

Франчайзинг способствует развитию регионов:

  • Создание новых рабочих мест

  • Вовлечение более широких слоев населения

  • в современные экономические процессы

  • Развитие третичного сектора экономики

  • Повышение уровня жизни и экономической грамотности населения

  • Повышение потребительского спроса на качественные товары и услуги

  • Стимулирование добросовестной конкуренции

  • Нивелирование степени экономического развития между регионом и центром

  • Качественные преобразования в развитии региона в целом, особенно в части инфраструктуры

  • Увеличение инвестиционной привлекательности (инвесторы обращают внимание на присутствие в регионе известных брэндов).

Список использованной литературы

1.Безрукова Т. Л., Шанин И. И., Романова А. Т. Нужен ли России франчайзинг? // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 7. — С. 66–68.

2. Васильева О. С. Специфика реализации франчайзинга в крупных торговых сетях на отечественном потребительском рынке // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 2. — С. 80–86

3. Гучев И. А. Франчайзинг как эффективный вектор развития малого бизнеса в России. // Молодежь в науке: новые аргументы. Сборник научных работ. Научное партнерство «Аргумент». Липецк, 2016. — С.23–28

4. Колиниченко М. В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2011. — № 3. — С. 70–75.

5. Кузнецова, Е.Г., Генглик Т. Ф. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства // Инновационные процессы в развитии современного общества: / Саран. ин-т РУК. Саранск, 2014. — С 116–119.

6. Парабеллум А. В. Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле. Спб: Питер, 2014. — 320 с.

Просмотров работы: 61