МАРКЕТИНГ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МАРКЕТИНГ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ахсубалов Р.А. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Муниципальный маркетинг - это организуемый органами муниципальной власти и управления систематизированный процесс, который направлен на совокупность отношений, складывающихся между участниками рыночных процессов на территории муниципального образования, определение, прогнозирование и удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах, а также продвижения имиджа муниципального образования за его пределами, а также позитивного развития муниципального образования к его выгоде и в его интересах.

Маркетинг в области муниципального управления должна объединять и интегрировать все виды управленческой деятельности, прежде всего, основываясь на выявлении и учете потребностей и интересов всего общества и отдельных социальных слоев, групп населения, на стимулировании полезных обществу новых потребностей и интересов. Отдельные граждане, социальные слои и группы населения должны видеть, что действия органов муниципальных образований приводят к комплексному эффекту удовлетворения их нужд, запросов и потребностей. И опираясь на те, или иные запросы рынка, устанавливать конкретные текущие, долгосрочные и стратегические цели, а также пути и средства их достижения.

Следовательно, не может быть единой организационной структуры управления для всех муниципальных образований, так как, муниципальные образования имеют различия по объемам ресурсов, ассортименту продукции, которые производят предприятия, входящие в состав муниципального образования, по рынкам, которые они обслуживают. На практике организационная структура управления отдела маркетинга может иметь одну из семи основных ориентации: по функциям; по товарам; по рынкам и покупателям; по регионам; по функциям и товарам; по функциям и регионам;

по функциям и рынкам. Маркетинг в муниципальном образовании вооружает органы власти и управления научно обоснованными современными подходами к организации различных сторон деятельности территории с учетом требований рыночной экономики, поэтому функция согласования различных интересов всех участников рыночных отношений является основной и крайне необходимой в муниципальном маркетинге[1].

Для осуществления маркетинговой деятельности муниципального образования необходимо создать информационно-маркетинговый центр.

Функции информационно-маркетингового центра сводятся в следующем:

► организация системных потоков информации, позволяющих администрации муниципального образования принимать оптимальные, экономически обоснованные решения по всему комплексу проблем, связанных с изучением, прогнозированием и удовлетворением потребностей потребителей, производством и реализацией товаров и услуг, как потребительского назначения, так и производственно-технического, инвестированием в эти сферы, кредитованием в эти сферы, ценовой и налоговой политикой;

► экспертиза, консультирование, разработка проектов и подготовка заключений по вопросам производства товаров и оказания услуг;

► организация финансирования освоения, выпуска новых товаров и предоставления новых услуг путем привлечения инвестиций;

► анализ информации о состоянии региональных и местных рынков промышленной и непромышленной сфер, их перспективах развития;

► анализ товарных потоков и каналов товародвижения;

► подготовка систематизированных сведений о конъюнктуре и тенденциях изменения цен на региональных, муниципальных рынках товаров и услуг России и СНГ;

► участие в создании фирменной торговой сети;

► предоставление услуг по стандартизации и сертификации продукции;

► разработка и проведение рекламных кампаний в целях формирования спроса на отдельные товары и услуги[3].

Мировой опыт развитых стран доказывает, что определение, прогнозирование и удовлетворение постоянно развивающихся потребностей общества и человека - основная тенденция развития.

С этой целью на первое место выходит создание благоприятных условий для жизни и социального благополучия населения регионов. Это означает, что подход к населению должен быть переосмыслен: население следует рассматривать не только как источник трудовых ресурсов.

Прежде всего, удовлетворение его приоритетных потребностей населения должно быть выдвинуто в качестве цели управления муниципальным образованием. Для обеспечения этого предлагается принципиальная схема маркетинговых исследований в муниципалитете, которая предполагает единство подходов к анализу различных уровней экономики на основе специально разработанной для этих целей системы показателей.

 

Оптимальное развитие и использование человеческого капитала муниципалитета

Реализация и правовая регламентация принципов социально - ориентированной политики

Исследование социально- экономических потребностей населения муниципалитета

 

 

Изучение среды, социальных групп, категорий населения муниципалитета

Подготовка и проведение маркетинговых мер под целевой сегмент населения

 

 

Оценка социальных настроений и самочувствия населения муниципалитета

Поиск ниши в использовании человеческого потенциала муниципалитета

Сегментация населения муниципалитета для адресной социальной политики

 

Рис. 1. Маркетинг муниципального образования

Таким образом, наиболее важным направлением эволюции методологии муниципальных маркетинговых исследований является расширение круга учитываемых факторов, более полный учет местных интересов, особенностей и потребностей населения,запросов, а также многокритериальный подход к оценке рациональности развития промышленной и непромышленной сфер муниципального образования. Без систематического получения всесторонней информации о рынке ныне, фактически невозможно управлять муниципальным образованием.

Исследования, проводимые самим предприятием, позволяют находить наиболее перспективные рынки, оптимизировать ассортимент изделий и вовремя адаптировать их к требованиям “нормального” внешнего рынка, повысить эффективность производственно-сбытовой деятельности, а также совершенствовать формы и методы сбыта[3]. Эти исследования, как правило, должны охватывать следующие важнейшие направления:

► изучение маркетинговой среды;

► анализ совокупных характеристик рынка, конъюнктуры исследования и прогнозы;

► анализ потребительских свойств конкретного товара и его поведение на рынке, а также представлений потребителей о надлежащих характеристиках товара;

► анализ фирменной структуры рынка: фирм покупателей, фирм - конкурентов, фирм-нейтралов;

► анализ форм и методов сбыта;

► выявление и изучение рыночных сегментов;

► изучение потребителей (индивидуальных и коллективных).

Одним из видов муниципального маркетинга, является кадровый маркетинг.

Характеризуя кадровый маркетинг нужно отметить, что - это систематизированный процесс, который направлен на определение, прогнозирование и удовлетворение потребностей муниципального образования в квалифицированных менеджерах и специалистах.

До настоящего времени целенаправленная подготовка кадров для выполнения функций государственного и муниципального управления не осуществлялась. В условиях формирования новых государственных и муниципальных структур власти, создания инфраструктуры рынка ощущается острая необходимость в специалистах нового типа, способных компетентно выполнять задачи, связанные с обеспечением функционирования государственных институтов, осуществлением контрольно-регулирующих функций государства. Специалистам, выполняющим функции муниципального управления, следует решать следующие задачи:

1. Разработка муниципальной стратегии и тактики применения политических, экономических и социально-психологических методов в управлении макроэкономикой и микроэкономикой.

2. Осуществление финансово-экономического анализа функционирования муниципального образования.

3. Разработка программы эффективной налоговой политики, методов формирования и использования бюджетов.

4. Разработка программы муниципального управления.

5. Прогнозирование финансово-экономического и социально-политического развития муниципального образования.

6. Организация и проведение социологических исследований в муниципальном образовании, выявление условий психологической адаптации населения к конкретным результатам проведения в муниципальном образовании политических и экономических реформ.

7. Исследование проблем социальной напряженности в муниципальном образовании.

8. Анализ и совершенствование информационного обеспечения системы управления муниципального образования.

9. Регулирование социально-экономических пропорций развития различных отраслей промышленности в муниципальном образовании.

10. Определение узловых экологических проблем и формирование подходов к выработке организационно-технических, административно-правовых и экономических путей их решения[3].

Муниципальный маркетинг можно подразделить на:

  • маркетинг услуг, т.к. деятельность органов местного самоуправления связана с предоставлением услуг населению;

  • маркетинг организаций, т.к. органы местного самоуправления сами являются организациями или учредителями определенных организаций;

  • маркетинг отдельных лиц, т.к. в деятельности органов местного самоуправления проявляют свои лидерские качества определенные должностные лица;

  • маркетинг территории, т.к. органам местного самоуправления приходится привлекать инвестиции на свои территории;

  • маркетинг идей, т.к. муниципальным лидерам и организациям необходимо нести свои идеи в массы для получения и удержания местной власти.

Услуга – любое мероприятие или выгода, которую одна сторона (муниципальное хозяйство) может предложить другой (населению) и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем-либо. Производство услуг может быть (жилищно-коммунальные), а может и не быть (транспортные) связано с товаром в его материальной форме. Услугам присущи четыре характеристики, которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ.

  • Неосязаемость. Услуги неосязаемы. Их невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения.

  • Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, будь то человек или машина, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника.

  • Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и места оказания.

  • Несохраняемость. Услугу невозможно хранить.

Услуги значительно отличаются друг от друга по своему типу. Их можно классифицировать по разным признакам:

  • во-первых, является ли источником услуги люди или машины?

  • во-вторых, обязательно ли присутствие клиента в момент оказания услуги?

  • в-третьих, каковы мотивы приобретения услуги клиентом?

  • в-четвертых, каковы мотивы поставщика услуг (коммерческая или некоммерческая деятельность) и в какой форме предоставляются услуги (обслуживание отдельных лиц или услуги общественного характера)?

Совершенно очевидно, что муниципальные маркетинговые программы в сфере услуг должны быть нацелены на максимальное удовлетворение потребностей населения, но особенно это касается привлечения инвестиций, где должны быть представлены качественные информационные услуги потенциальным инвесторам.

В целом маркетинг означает концепцию управления исходя из условий существующего рынка, экономической конъюнктуры и требований потребителей[1].

Список использованной литературы:

1. А.А. Васильев. Муниципальное управление. Конспект лекций Издание 2-е, дополненное Нижний Новгород 2002г.

2. Данченок Л.А. Основы маркетинга / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2003. – 239 с.

3. Морозова Г. А. Муниципальный маркетинг. Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 2002.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. Учебное пособие, 2-е изд., дополн. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.

Просмотров работы: 396