ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ

Алибекова М.Ш. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Имидж региона - один из наиболее действенных социально-психологических региональных регуляторов. Имидж, определяющий характер наших взаимоотношений с объектами, обладает высочайшей степенью эффективности. И мы в сегодняшнем информационно-ориентированном мире обязаны научиться эффективно использовать этот социально-психологический региональный регулятор. И в этом отношении не надо дожидаться завтрашнего дня.

Удалось выяснить, что Республика Дагестан имеет большой потенциал в плане создания положительного имиджа туристического региона. Но для этого необходимо предпринять определенные шаги.

Прежде всего, должна быть разработана перспективная комплексная программа развития туризма, основными целями которой должны стать: создание условий для превращения индустрии туризма в ключевую отрасль экономики Региона; увеличение доходов от туризма для бюджета Республики; обеспечении ведущего положения Республики в ряду наиболее привлекательных для туристов городов России и мира. Акцент необходимо делать на «изюминки» Каспийское побережье и г.Дербент, – одним из древнейших «живущих» городов мира около 2000 лет.

Особое внимание в вопросах формирования благоприятного туристического имиджа Дагестанского региона следует уделять совершенствованию вопросов безопасности иностранных и российских туристов. Основные туристские маршруты города, гостиницы и места посещения туристами должны рассматриваться специалистами и гостями Республики как контролируемые и безопасные.

Немалую роль играют и ожидаемые в будущем факторы формирования имиджа. Какие прогнозы - оптимистические или пессимистические - преобладают по поводу демографической и экологической ситуации, темпов экономического развития, уровня жизни населения в регионе" Если говорить о каких-то оптимистических нотках, то они звучат редко.

Исследования показывают, что существуют следующие направления маркетинговой политики в сфере улучшения образа территории:

Безусловно, в первую очередь – это достижение в Дагестане политической стабильности, снижение уровней рисков и обеспечение безопасности инвестиций, капитала. До тех пор пока имеет место быть оттоку из региона предпринимателей и денежных средств, нет долгосрочной мотивации вложений. Высокие риски подталкивают предпринимателей к гонке высоких прибылей с целью быстрее вернуть вложенные деньги, а для этого приходится завышать цены и уходить от налогов.

Необходимыми работы с «внутренними потребителями» - с целью повышение доверия к власти, вовлечение населения в процессы управления территорией, получение объективной информации о состоянии и развитии экономики и общества.

Как показывает практика, при формировании привлекательного имиджа региона из информационного массива следует отбирать те факты и события, которые могут представлять наибольший интерес для потенциальных партнеров, например: динамичность социально-экономических процессов; забота о людях; информационные поводы; руководители. С этой точки зрения следующим шагом в коррекции образа региона должно быть его рекламирование и участие в различных форумах, конференциях и выставках, а также проведение аналогичных мероприятий на его территории.

Мы живем в условиях негативного образа региона, имиджевого кризиса Дагестана. При этом стоит задача не только улучшения имиджа или брендирования – это очень узкое понимание задачи. Маркетинг территории должен быть сквозным, начиная с маркетинга каждого продукта, предприятия, отрасли, инвестиционного проекта, муниципального образования. Это вопрос глобальной конкурентоспособности региональной продукции, региона в целом, позиционирования Дагестана в масштабах страны, мира. Территория должна предлагать не только достопримечательности и товары, но и новые возможности для бизнеса и свободные ниши для инвесторов, новые целевые рынки для производителей товаров, инвестиций, туризма, новых жителей. Учитывая исторические, географические и климатические особенности Дагестана, маркетинг территории может стать мощным катализатором, драйвером регионального экономического развития. При формировании привлекательного имиджа туристического региона необходимо уделять внимание, региональной идентичности.

Региональная идентичность - Зачастую «регионалы» - это сельские жители, которые почти не выезжали за пределы своего региона. Для них любовь к России проявляется через любовь к родному краю. Понятие «малая родина» лежит у них в основе патриотизма. И кажется, что уже поэтому не следовало бы грубо и произвольно перекраивать карту страны, стирая с нее «малые родины». Нужно, наоборот беречь исторические корни, поддерживать «местечковые» традиции - так, как это делают, например, в Европе. Нужно учитывать и сложившиеся особенности менталитета, и даже предрассудки, бытующие стереотипы населения.

-разработка стратегического плана развития на долгосрочную перспективу;

Стратегическое планирование в условиях неопределенности и высоких рисков, поиск неинвестиционных решений для экономики, формирование государственными иститутами глобального предложения для бизнеса и создание инфраструктуры бизнеса могли бы стать весомым дополнением к государственным программам экономического развития и туристической привлекательности Дагестана.

Имидж региона и региональная идентичность - это отнюдь не те вещи, которые можно с легкостью перекраивать, которыми можно произвольно манипулировать. Любая административная реформа, не учитывающая этого, не только обречена на провал - она может нанести серьезный ущерб и интересам регионов, и интересам страны в целом.

Пример. Реализуется проект празднования юбилея Дербента – программы маркетинга территории нет. Это нонсенс, но и предложение к мэрии города разработать подобную программу тоже не нашло понимания. Да и омоложение города на 3 000 лет способствовало размыванию бренда, ведь ранее Дербент входил в пятерку древнейших городов мира это фактически провал работы по утверждению схем территориального развития.

Создаваемый с помощью

информационного маркетинга

имидж региона в рамках концепции

«маркетинга-микс» следует

рассматривать как хорошо

зарекомендовавший себя товар:

он должен быть мгновенно

узнаваемым и вызывать у

потенциального приезжего туриста

чувство доверия.

Можно привести другой пример: реализуется приоритетный проект «Бренд нового Дагестана» – тут же благодаря непродуманным действиям руководства республики под откос пускается бренд Кизлярского коньячного завода.

-резкое ухудшение экологической ситуации. Пример: в городах и районах республики масса мусорных свалок, фактически на наших глазах происходит экологическая катастрофа.

Проект инновационного мусороперерабатывающего завода так и не был реализован, хотя прошел презентацию в правительстве республики еще 5 декабря 2013 года.

Другие крупные очаги экологического бедствия – территории Хнов-Борчинского рудного месторождения и Самурского леса. И крупнейший очаг, Каспийское море, уровень загрязненности которого превышает все мыслимые пределы, от солей тяжелых металлов и сточных вод городских канализаций. Всё вышеперечисленные проблемы создают негативный фон в развитии имиджа регионального туризма:

-подготовка управленцев и специалистов, владеющих соответствующими знаниями и навыками работы;

-формирование механизмов связи со средствами массовой информации.

В контексте разработанной стратегии должны реализовываться специальные программы по работе СМИ с целевыми аудиториями, использоваться PR-технологии.

В некоторых регионах, работу по созданию имиджа туристического региона пытаются взять на себя отдельные частные проекты, инициативы, коллективы специалистов, добиваясь при этом поддержки и финансирования со стороны региональных властей. Появляются примеры, когда маркетинговые центры, испытывая трудности в сборе информации и практическом продвижении маркетинговых идей, официально становятся подразделениями территориальных администраций, сохраняя при этом фактическую самоокупаемость.

Еще один путь - последовательное и целенаправленное превращение информационно-аналитических структур, пресс-центров, отделов по связям с общественностью и иных подразделений региональных администраций в комплексные маркетинговые и ПР-службы регионов.

В качестве основных направлений деятельности региональной ПР-службы могут быть рекомендованы следующие.

-организация, проведение и координация маркетинговых и ПР-исследований;

-создание и развитие банка фирменной информации, предоставление информационных и консультационных маркетинговых и ПР-услуг в соответствии с нуждами и запросами территориальных субъектов;

-анализ федеральной и региональной законодательной базы по вопросам связей с общественностью и имиджа в том числе, мониторинг их соблюдения и выработка рекомендаций по их использованию;

-выпуск информационно-рекламных, имиджевых материалов.

-реализация маркетингового и ПР-подхода в форме предложений и проектов, способствующих региональному развитию в управлении, в органы законодательной и исполнительной власти.

-организация и проведение в регионе конференций, семинаров, выставок и ярмарок;

-коммуникационная деятельность, способствующая повышению для внешних субъектов привлекательности сосредоточенных на территории природных, оздоровительных, исторических, культурных, социальных и других ресурсов;

-организация и содействие эффективному участию территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, межрегиональных (межтерриториальных) программ;

-сотрудничество с региональными (других регионов), зарубежными и международными организациями.

Результатом рекламно-информационных мероприятий и целенаправленной работы по созданию положительного имиджа Республики Дагестан как туристического региона должен стать устойчивый рост количества иногородних и иностранных гостей.

По сути, природа одарила нашу Республику всевозможными благами: рельефные горы, ущелья, водопады, скалы, песчаное побережье Каспийского моря, относительно мягкий климат, оздоровительные источники, экстремальные снежные вершины, песчаный бархан.

Наши предки одарили нас памятниками исторической культуры: «Нарын-кала», высоким искусством: «Кубачинские изделия», «Табасаранские ковры» производством: «Кизлярский коньячный завод» и т.д.

Список литературы

1.Гайдукевич Л.М. Хомич С.А. Аношко Я.И. и др. География международного туризма: Страны СНГ и Балтии [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Гайдукевич, С.А. Хомич, Я.И. Аношко и др. - Мн.: Аверсэв, 2004. - 252 с.

2.География туризма [Текст]: учебник / кол. Авторов; под ред. А.Ю. Александровой. - М.: КНОРУС, 2008. - 592 с.

3..Горохов А.Ф. Методические положения по формированию бренда туристической дестинации [Текст] // Проблемы современной экономики, N 3(19)

Просмотров работы: 168