ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И БИЗНЕСЕ

Абдуллаев А.А. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня информационные технологии играют большую роль в развитии современной экономики. Сейчас достаточно часто можно услышать такие понятия, как виртуальная или информационная экономика. Это обусловлено тем, что информационные технологии и экономика - две достаточно тесно связанные области, которые в совокупности дают положительный экономический эффект, а также положительный производственный результат. Без применения новейших ИТ современная экономика не сможет динамично и быстро развиваться, а государство будет находиться в списке отстающих. Сейчас современные информационные технологии в экономике применяют с целью эффективной и оперативной компьютерной обработки информационных ресурсов, их передачи на любые расстояния в самые минимальные сроки.

Примечательно, что информационная экономика изменила функцию денег, которые на современном этапе выступают в роли средства расчетов. Сегодня благодаря развитию информационных технологий появился виртуальный банкинг и системы оплаты, которые играют значительную роль в развитии современной экономической деятельности государства.

Кроме того, информационные технологии в экономике – это комплекс действий, которые осуществляется над экономической информацией с помощью компьютеров и другой техники с целью получения положительного оптимального результата.

В экономике информационные технологии нужны для эффективной обработки, сортировки и отбора данных, с целью осуществления максимально эффективного процесса взаимодействия человека и вычислительной техники, для того, чтобы удовлетворить потребности в информации, а также для осуществления оперативного взаимодействия.

Помимо этого, информационные технологии служат эффективным инструментом в принятии экономически важных решений и участвуют в процессе эффективного управления в любой сфере человеческой деятельности. Современные модели информационных технологий дают дополнительные возможности для просчета и прогноза экономически важного результата, чтобы на его основании уже принимать правильное и взвешенное управленческое решение. Также, эти модели дают возможность осуществить подсчет совокупного экономического эффекта, риски и гибкость показателей системы.

Информационные технологии в экономике

Информацио́нные техноло́гии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

Специалистов в области информационных систем и технологий часто называют ИТ- или IT-специалистами.

Значение информационных технологий в экономике сегодня является одной из самых популярных тем для исследования. Это результат того, что сегодня мы живем в эпоху компьютерных технологий, используемых нами повсеместно. Поэтому экономистам нужно знать и уметь правильно применять информационные технологии.

Существует несколько вариантов смыслового наполнения информационных технологий (ИТ). В США выделяют следующие составляющие технологического треугольника новой информационной среды: связь, вычислительную технику и средства массовой информации.

Использование информационных технологий в экономике включает в себя сбор, обработку, хранение и передачу больших массивов экономической информации. Кроме того, сегодня изучают способы сбора информации из разных источников, которые доступны человечеству. Обработка экономической информации происходит по определенным и заранее заданным алгоритмам, которые нужно не просто уметь использовать, а прежде всего, следует понимать их правильный смысл и назначение. Хранение экономической информации может осуществляться в разных объемах и на различных носителях. При этом, передавать сегодня информацию можно на разные расстояния, самые длинные и невероятные, и в кратчайшие сроки.

Информационные технологии в бизнесе

Вопрос качества товара и качества самого обслуживания становится более открытым. Так же для того, чтобы организация могла своевременно и грамотно реагировать на каждый индивидуализированный запрос потребителя, на каждое изменение в спросе, жизненно необходимым становится внедрение информационных систем. Облегчает эту задачу и тот фактор, что на сегодняшний день цены на существенную часть информационных технологий стали общедоступными для практически любого сегмента бизнеса. Ярким примером может послужить маркетинговая политика Microsoft, которая для каждого вида бизнеса имеет свой пакет услуг.

В последнее время бытует мнение, что современному бизнесу необходимо иметь слаженную CRM-систему (Customer Relationship Management), которая позволит создать здоровую коммуникацию между организацией и ее потребителями.

Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, CRM-система) включает прикладное программное обеспечение для организаций, которое служит для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинговой политики и улучшения качества обслуживания путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними.

Информационные технологии помогают российской экономике победить извечный недостаток – это высокий уровень издержек. Для некоторых отраслей на российском рынке этот фактор просто критичен. И, на сегодняшний момент, для некоторых компаний, нет другого способа снижения издержек, нежели внедрения IT-решений.

Наиболее полезны различные IT-решения будут в компаниях, где применяются длинные цепочки логистики и трансакций, там, где приходится работать с большим объёмом информации и там, где приходится взаимодействовать с большим количеством потребителей, которые оценивают уровень сервиса. Как правило, это происходит на сегментах рынка с высокой конкуренцией.

Сегодня все больше руководителей российских предприятий рассматривают применение информационных технологий как возможность повышения эффективности основного бизнеса. Это является отражением определенного этапа развития России на пути перехода к рыночной экономике: растет значимость конкуренции, компании ищут дополнительные средства повышения рентабельности бизнеса. А информационные технологии – это своего рода "тюнинг" для бизнеса предприятий, точная настройка ряда параметров для достижения максимальной эффективности работы.

В ответ на изменение отношения бизнеса к применению информационных технологий поставщики ИТ-услуг меняют подход к выполнению проектов и, по примеру западных коллег, предлагают комплекс услуг бизнес-интеграции. Если для традиционной системной интеграции основной целью реализации проектов являлось создание некой работающей ИТ-инфраструктуры, то есть объединение ряда компонентов (сетевого оборудования, вычислительных ресурсов, системного программного обеспечения и пр.) в единое работающее целое, то бизнес-интегратор фокусируется на решении прикладных бизнес-задач. Основной критерий работы системного интегратора – это нормативная работа информационной системы с заданными параметрами производительности, безопасности и пр., а для бизнес-интегратора – экономический эффект, повышение эффективности бизнеса.

Вообще, управление программами и проектами – сегодня основная проблема, определяющая успешность использования ИТ. Необходим менеджерский опыт, опыт управления, который невозможно приобрести только на тренингах или из литературы. Это гораздо сложнее, чем овладение технологиями. И сегодня, на мой взгляд, это главный барьер для использования информационных технологий в бизнесе. В России имеет место дефицит менеджерских ресурсов, причем не директоров, а именно управляющих в классическом понимании этого слова - людей, которые умеют управлять процессом. Это является причиной неуспеха проектов в 90 % случаев, и руководители компаний интуитивно это понимают. При выполнении ИТ-проектов необходим хороший управленец и со стороны консультанта, и со стороны заказчика, каждый из которых сможет организовать работу у себя и наладить взаимодействие с партнером.

Сегодня мы можем констатировать, что потребность в информационных технологиях у российских предприятий есть. Есть и компании – бизнес-интеграторы, которые могут такие проекты реализовать. Основные проблемы, препятствующие развитию ИТ-рынка, на мой взгляд, следующие. Во-первых, фактически отсутствует организационная составляющая этого процесса – использования информационных технологий для бизнеса. Не хватает "управляющей прослойки" - людей, которые могут организовать процесс, довести его до результата, поэтому по-прежнему главная задача – учиться управлению проектами и программами.

Наконец, остается проблема доверия к внешним консультантам и исполнителям. Сегодня на российском рынке нет компаний, одно имя которых гарантируют качество. Отношение к западным консультантам тоже настороженное. Но без доверия исполнителю реализовывать крупные ИТ-проекты практически невозможно.

Информационные технологии в управлении производством

Для успешного функционирования промышленных предприятий в современных условиях важнейшую роль играют информационные технологии, позволяющие не только решать широкий круг задач в сфере автоматизации финансово-хозяйственной и управленческой деятельности, но и осуществлять комплексную автоматизацию основных технологических и производственных процессов.

Особую актуальность автоматизация процессов управления приобретает в России сегодня, когда после длительного спада наметился определенный подъем отечественного промышленного производства, и впервые за последние годы появилась реальная возможность технического переоснащения существующих производственных мощностей для подготовки и выпуска конкурентоспособной продукции.

К сожалению, пока не все руководители предприятий понимают, что реальная автоматизация управления состоится только в том случае, когда новые компьютерные технологии появятся на рабочем месте каждого работника аппарата управления, и уделяют основное внимание решению только оперативных задач, выделяя на них значительные финансовые ресурсы.

В настоящее время на российских промышленных предприятиях значительно интенсивнее, чем год или два назад, идет процесс внедрения систем автоматизированного управления. В современных условиях использование автоматизированных систем позволяет резко сократить сроки разработки и изготовления новых изделий, значительно повысить качество управления этими видами работ.

За последние годы, современная экономика показывает существенный рост значения информационных технологий, особенно в сферах малого и среднего бизнеса. На западе данная тенденция уже давно не новость. В России же, из-за совершенно другого уровня развития экономики, тенденция к активному и всепоглощающему внедрению информационных технологий пришлась на сравнительно более поздний период – наше время. В большей степени это обуславливается низким уровнем конкуренции, при котором основной целью была экономия на издержках, что само собой не позволяло ни внедрять, ни разрабатывать что-либо новое. Так же это было обусловлено и тем, что массового потребителя заботила в большей степени лишь цена и качество, другие же факторы стояли далеко позади. Сейчас же, обычный покупатель желает знать, за что именно он платит.

На использование информационных технологий в экономике повлияли такие факторы как: рост конкуренции, глобальное изменение поведения потребителей, доступность информационных технологий в наши дни, а также гонка технологий.

Список использованной литературы:

  1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2014. — 895 с.;

  2. http://www.imis.ru-Институт информационных систем управления;

  3. http://www.parus.ru-Корпоративные системы управления для предприятий и государственных структур;

  4. Информационные технологии (для экономиста): уч. пособие / под общей ред. А.К. Волкова, Гаврилов Л.П. Информационные технологии в коммерции: учеб. пособие / Л.П. Гаврилов. - м.: инфра-м, 2015;

  5. Информационные системы [Электронный ресурс].

Просмотров работы: 9488