РОЛЬ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Ибрагимова Д.А. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Местное налогообложение является неотъемлемой частью налоговой системы РФ. Роль местных налогов в формировании доходной части местных бюджетов очень велика. Посредством средств, поступающих за счет уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, муниципальные органы власти осуществляют свои функции, такие как: обеспечение выполнения конституционных прав граждан, оказание материальной помощи наименее защищенным категориям граждан, финансирование учреждений здравоохранения, образования и др. [1].

Местные налоги и сборы поступают в доход местных бюджетов, вводятся местными органами власти и взимаются на подведомственной им территории. Местные налоги появились вместе с появлением государства и были использованы в качестве основного финансового источника для обеспечения местных потребностей. Они взимаются на всей территории РФ и обеспечивают реальную финансовую автономию органов местного самоуправления и местных органов государственной власти [4, с.43].

По своему содержанию это единственный институт налогового права, на формирование которого муниципальные органы могут оказывать непосредственное влияние. Однако при наличии нереализованного потенциала в данной сфере роль местных налогов при формировании доходов местных бюджетов в настоящее время невелика [2].

В настоящее время к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. С 1 января 2015 года был добавлен торговый сбор. Введение местных налогов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов. Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты [1].

Проблема местного налогообложения весьма актуальна для российской экономики. Для того чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять свои функции, они должны иметь финансовую базу. Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских округов и муниципальных районов по решению местных властей. При этом органы местного самоуправления обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории [3]

Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл.1

Таблица 1. Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов

Элементы налога, определяемые исключительно Налоговым кодексом РФ

Элементы налога, определяемые НПА представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;-

- порядок исчисления.

- налоговые ставки;

- порядок и сроки уплаты;

-налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

В России насчитывается 85 субъекта, в которых 22,3 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов. Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов [5].

Одна из проблем, которая интересует широкий круг налогоплательщиков — физических лиц, это порядок и правильность исчисления имущественных налогов. Для усовершенствования информационного обмена между налоговыми органами и вышеуказанными органами в области исполнения обязанности по уплате местных налогов необходимо осуществить ряд мероприятий. Так, в отношении налога на имущество физических лиц необходимо уточнить методику оценки недвижимого имущества и перечень органов, которые занимаются данной оценкой. Кроме того, следует разрешить существующие противоречия в области передачи информации на объекты недвижимости для устранения возникающих ошибок в начислении налога

Основной проблемой местного налогообложения на сегодняшний день является дефицит местных бюджетов, и формирование их доходной части за счет малой доли отчислений от федеральных налогов и сумм местных налогов. Среди проблем в области местного налогообложения следует выделить наличие препятствий в части формирования налогооблагаемой базы по местным налогам, а так же определенное несовершенство системы администрирования местных налогов [2].

Для решения этих проблем необходимо предпринять следующие шаги:

- упорядочить процесс оценки налогооблагаемой базы по местным налогам;

- оптимизировать налоговое администрирование: ввести в структурах муниципалитетов институт сборщиков налогов, обеспечить качественный обмен информацией между органами местного самоуправления и налоговыми органами.

Таким образом, в России доля местных налогов крайне мала, что соответственно приводит к увеличению дотационности местных бюджетов и снижает их экономическую самостоятельность. Поэтому одним из направлений совершенствования налогового механизма должно стать возрастание доли местных налогов в бюджетах муниципальных образований при условии сохранения правового единства в налоговой системе в целом [2].

Список используемой литературы:

1. Джамурзаев Ю.Д., Мусаелян А.К.- Местное налогообложение на современном этапе реформирования налоговой системы// Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию.- 2016.-№1.-с.59-63

2. Солодовникова О.А.- Правовое регулирование местных налогов в Российской Федерации: проблемные вопросы// В сборнике: Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. 2017. С. 259-261.

3. Чернышова Н.С., Хардикова Л.Н.- Роль местных налогов в бюджете Российской Федерации// В сборнике: МОЛОДЕЖЬ И СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2016. С. 318-321.

4. Шаров В.Ф. Региональные и местные налоги: Учебное пособие. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 227 с.

5. http://www.grandars.ru/student/nalogi/mestnye-nalogi.html

Просмотров работы: 1372