ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ПО ВОПРОСАМ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В XXI ВЕКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ПО ВОПРОСАМ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В XXI ВЕКЕ

Егорова М.В. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно набирает обороты процесс интеграции, следствием которого является, в том числе, и либерализация границ. Здесь же следует отметить, что для данного региона также характерна набирающая все больший размах в современном мире проблема наркотиков, которая в свою очередь связана с такими вытекающими проблемами, как: коррупция, высокий уровень преступности, в том числе транснациональной, теневая и криминальная экономика. Подтверждением этого служит Всемирный доклад о наркотиках за 2017 г., согласно которому за последние пять лет на рынке метамфетамина произошел своеобразный географический сдвиг. Так в 2015 г. количество данного наркотика, перехваченного в Восточной и Юго-Восточной Азии, впервые превысило количество, перехваченной в Северной Америке, при этом, как отмечается в Отчете, значительное увеличение изъятий метамфетамина имеет место в Китае. Кроме этого, согласно данным Отчета в 2015 г. общее количество кокаина, изъятого в Азии, выросли более чем на 40 % по сравнению с предыдущим годом, а наибольший процент изъятий зафиксирован в Восточной и Юго-Восточной Азии (56 %) [3, с. 23-24]. Отчасти это связано с существующим в данном регионе «Золотым треугольником», включающим в себя не только такие страны, как Мьянма, Таиланд, Лаос, но и гористый северо-восток Вьетнама и крайний юг Китая (Юньнань). Соответственно для решения данной проблемы привлекаются не только специальные департаменты и службы, но и в том числе таможенные. В связи с этим актуальность выбранной темы связана с взаимодействием таможенных служб Северо-Восточной Азии в рамках борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Соответственно целью статьи является анализ взаимодействия таможенных служб стран Северо-Восточной Азии по вопросам борьбы с наркотиками в XXI в.

Говоря о взаимодействии таможенных служб, в первую очередь необходимо отметить деятельность Всемирной таможенной организации (WCO), история которой начинается еще с 1947 г. Важно то, что WCO не является политической структурой и не входит в число учреждений под юрисдикцией ООН. Основной целью WCO является содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира [7, с. 2]. По основным направлениям таможенной деятельности созданы специальные Комитеты, остановимся подробнее на деятельности Правоохранительного комитета. Правоохранительный комитет создан для усиления борьбы с коммерческими правонарушениями и контрабандой наркотиков, а также незаконным перемещением лекарственных препаратов, психотропных веществ и прекурсоров, оружия, ядерных материалов, токсичных отходов и культурных ценностей [7, с. 6].

Здесь же следует отметить, что правовым инструментом для осуществления деятельности Правоохранительного комитета является в том числе, так называемая, Найробийская конвенция 1977 г. или, иными словами, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений [7, с. 6]. Согласно статье 2: «Стороны, принявшие обязательства по одному или нескольким Приложениям к настоящей Конвенции, соглашаются, что их таможенные службы будут оказывать друг другу взаимное содействие в целях предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений в соответствии с положениями настоящей Конвенции» [6]. Кроме этого, в штаб-квартире WCO создана Центральная правоохранительная сеть (CEN) для обмена информацией в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и товаров особого риска [7, с. 6]. Также следует добавить, что в рамках WCO действует пять региональных групп, в том числе Азиатско-Тихоокеанского региона.

Необходимо заметить, что в АТР не создано какого-либо таможенного союза аналогичного таким действующим региональным союзам как: Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана; Южноафриканский таможенный союз; Карибское сообщество и т.д., которые, помимо прочего, также регулируют процесс взаимодействия по проблеме наркотиков. В связи с этим, по мнению А.В. Косарева, основной формой сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в частности в Северо-Восточной Азии является проведе­ние совместных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, а также операций по задер­жанию и обезвреживанию преступников. Как отмечает автор, из-за длительности процедур согласования и подготовки необходимых документов, а также низкого развития интеграционных процессов, привлечение правоохранительных органов к проведению, например, оперативно-розыскных мероприятий, может быть весьма затруднительно, в сравнении с теми же европейскими странами [5].

Помимо указанных выше, можно выделить следующие формы взаимодействия таможенных служб Северо-Восточной Азии по вопросу борьбы с наркотиками:

1. Проведение совместных конференций, семинаров, форумов: наиболее ярким примером служит конференции, посвященные организации международного сотрудничества в целях противодействия наркопреступности (ADLOMICO). Так, например, в начале октября 2008 г. в Республике Корея была проведена 18-я конференция, основная цель которой – организация международного сотрудничества стран и организаций по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. На конференции присутствовали делегаты из 27 стран и трех международных организаций (ООН, Интерпол и Всемирной таможенной организации). На конференции были рассмотрены вопросы распространения наркотиков в АТР, проблема осуществления эффективного контроля за оборотом запрещенных синтетических наркотиков и их прекурсоров и организация международного сотрудничества. Как подчеркивает С. Щедрин, большим успехом данной конференции является ее практическая направленность, так в докладах были приведены меры эффективного проведения международных совместных операций, направленных на пресечение деятельности организованной преступности, специализирующейся на незаконном обороте наркотиков [9]. А уже 19-ю конференцию посетило 175 представителей из 22 стран мира и 4 международных организаций (АСЕАН, Управление ООН по наркотикам и преступности, Интерпол и Всемирной таможенной организации). Данная конференция преследовала следующие цели:

- содействие международному сотрудничеству в борьбе с торговлей наркотиков и прекурсоров;

- обмен информацией о новых тенденциях, маршрутах, новых инструментах и методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков [13].

Также общие проблемы, в том числе и таможенного регулирования незаконного перемещения наркотических средств, обсуждаются на таких форумах, как АСЕАН, АТЭС, Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), в рамках которой, кстати, создана Комиссия по приграничному сотрудничеству, Азиатско-тихоокеанский совет сотрудничества по безопасности (АТССБ).

Кроме этого, в рамках региональной группы АТР при WCO в октябре 2014 г. было проведено совещание Группы по проектам Таможенной антинаркотической стратегии (CADS), по итогам которого была принята пояснительная записка. Данная записка предполагает:

1. Создание региональной группы экспертов по борьбе с наркотиками;

2. Организацию региональных антинаркотических мероприятий и пропаганду региональных инициатив по борьбе с наркотиками на мировом уровне.

Так группа экспертов по борьбе с наркотиками (RAEG) была создана в ноябре 2014 г. в Малайзии в рамках проекта CADS, первое ее совещание прошло 05-06.03.2015 г. в Гонконге, особое внимание было уделено обеспечению соблюдения законов о наркотиках и разработке регионального стратегического плана [10, с. 31]. Также на первом совещании RAEG обсуждались вопросы правовой защиты для достижения эффективного контроля за наркотрафиками и пути дальнейшего расширения сотрудничества в области обеспечения соблюдения законов о наркотиках в регионе [11, с. 8].

2. Проведение встреч руководителей таможенных служб (как двусторонних, так и многосторонних). Как отмечает В.И. Дьяков, высокий уровень межгосударственных таможенных взаимоотношений напрямую зависит от совокупности политических факторов и торгово-экономических приоритетов в странах АТР. Наиболее результативным является взаимодействие Федеральной таможенной службы России с Главным таможенным управлением КНР в форме Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и КНР, которая, начиная с июня 2009 г., проводит свои заседания раз в год. Иной формой взаимодействия являются рабочие встречи руководителей структурных подразделений ДВТУ и китайских таможен [1].

Что касается взаимодействия с таможенными органами Японии на уровне региональных таможенных структур, то имеется ряд проблем. Одна, из которых следующая: сроки таможенного оформления в России превышают те, что имеют место в Республике Корея, КНР, США.

Взаимодействие с таможенными органами США носит ограниченный характер. А, например, взаимодействие с таможенными органами Вьетнама находится только в стадии установления отношений. Так в 2010 и 2012 гг. состоялись взаимные визиты и обмен мнением о направлении сотрудничества: изучение основных нормативных документов в области таможенного дела, таможенного законодательства, порядка оформления документов по внешнеэкономическим сделкам, борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и контроль над перемещением прекурсов и т.д. [1].

Также важно отметить создание на базе Дальневосточной оперативной таможни в 2010 г. Российско-Корейской рабочей группы по борьбе с таможенными правонарушениями, на основе подписанного Меморандума о взаимопонимании между ФТС России и КТС о сотрудничестве и взаимной помощи в борьбе с незаконным перемещением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [1].

3. Обмен опытом, как между национальными таможенными академиями, так и между оперативными сотрудниками. Так, например, начиная с 2002 г. российские и японские оперативные сотрудники регулярно делятся опытом и вырабатывают совместные планы борьбы с незаконным оборотом наркотиков [5]. Также проблема образования и подготовки таможенных кадров поставлена в диалогах Россия – КНДР и Россия – КНР. В связи с этим между национальными таможенными учебными заведениями России и КНР инициировано сотрудничество. Для развития данного сотрудничество прошли три встречи в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2010-2011 гг. и прямой контакт групп экспертов Владивостокского филиала Российской таможенной академии и Шанхайской таможенной академии в июле 2010 г. [2].

Необходимо отметить, что налажено сотрудничество между филиалом Российской таможенной академии и Шанхайской таможенной академии в сфере обмена студентами и преподавательским составом, а также осуществления совместных учебных программ, ежегодный обмен преподавателями для проведения учебных семинаров и курсов. Помимо этого, проведение учебных курсов на русском и китайском языках [4].

В свою очередь таможенные кадры КНДР готовит Академия народного хозяйства в Пхеньяне, которая ориентирована на специализированные программы подготовки и обучения должностных лиц, имеющих достаточный образовательный и политический уровень [2].

Также в рамках взаимодействия с таможенными органами США имеют место отдельные поездки должностных лиц, связанные с обменом опыта, проведением обучения, участие в Российско-Американском Тихоокеанском партнерства, целью которого является сотрудничество Тихоокеанского побережья США с российским Дальним Востоком [1].

Кроме этого, таможенные службы Гонконга и Южной Кореи в августе 2014 г. организовали совместную обучающую программу для изучения накопленного обеими сторонами опыта и дальнейшего развития профессионализма [12, с. 8].

4. Осуществление совместных операций в рамках борьбы с наркотиками. Планирование совместных опера­ций правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обычно осуществляется на двусторонней основе. Здесь же следует отметить, что в последнее время наиболее распространенным видом взаимодействия являются такие оперативно-розыскные мероприятия, как «контролируемая поставка. Что подразумевает, согласно А.В. Косареву, специаль­ную систему скрытого полицейского и таможенного контроля, позволяющую проследить все звенья цепи, выявить и ликвидировать устоявшиеся между­народные каналы сбыта и транспортировки наркоти­ков [5]. Примером таких операций может служить совместная успешная операция Корейской таможенной службы и Дальневосточной оперативной таможней, в рамках которой в аэропорту Владивостока были задержаны почти 1000 таблеток экстази, а также их получатель. Кроме этого, по итогам данной операции корейская сторона выразила желание продолжить сотрудничество в данном направлении и осуществлять информационный обмен о фактах задержаний наркотических средств на российско-корейском направлении на постоянной основе [9].

Помимо масштабных операций, страны Азиатско-Тихоокеанского региона проводят и более локально обособленные мероприятия субрегионального ха­рактера. Так, в мае-июле 2007 г. в ходе совместной операции китайской и филиппинской полиции было конфисковано 180 кг. синтетического наркотика метамфетамина (известного как «лед»). Благодаря 3-летнему тщательному совместному расследованию китайской и филиппинской полиции была обезвре­жена транснациональная группировка [9].

Так же можно привести в качестве примера сотрудничество между сотрудниками Дальневосточной оперативной таможни и представителями Отряда по борьбе с международной организованной преступностью Управления безопасности на море (УБМ) Японии. Результатом данного взаимодействия служит выявление нескольких каналов контрабандного перемещения в Японию наркотиков, так из незаконного оборота изъято более 80 кг различного вида наркотических веществ, задержано и осуждено за контрабанду наркотиков более 10 человек [8].

Кроме этого, важно отметить существование Дальневосточной оперативной таможни, которая выполняет задачи регионального уровня по пресечению контрабанды и нарушения таможенных правил. Так, например, взаимодействие с Департаментом по борьбе с контрабандой Харбинской таможни касалось совместно проведенных и планируемых действий в области незаконного оборота наркотиков, сильнодействующих веществ и прекурсоров [1].

Таким образом, учитывая все вышеуказанное, можно сделать вывод о том, что таможенные службы стран Северо-Восточной Азии используют различные формы взаимодействия, в том числе и для решения проблемы наркотиков в регионе. При этом следует отметить, что преимущественно сотрудничество осуществляется на двусторонней основе. Возможно, причина кроется в различиях законодательных баз, уровне экономического развития, внутренних проблемах государств. Тем не менее, учитывая возрастающую роль межрегиональных организаций, например, АСЕАН, не исключено укрепление взаимодействия таможенных служб именно в рамках них.

Библиографический список:

1. Дьяков, В.И. Взаимодействие региональных таможенных администраций для обеспечения развития торговли в Северной Пацифике / В.И. Дьяков // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2013. – № 3 (64). – С. 52-61 [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-regionalnyh-tamozhennyh-administratsiy-dlya-obespecheniya-razvitiya-torgovli-v-severnoy-patsifike. – 24.02.2018.

2. Дьяков, В.И. Международное таможенное сотрудничество в Северо-Восточной Азии / В.И. Дьяков, С.С. Ерошенко // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2011. – № 2 (55). – С. 28-36 [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-tamozhennoe-sotrudnichestvo-v-severo-vostochnoy-azii. – 24.02.2018.

3. Всемирный доклад о наркотиках 2017 год. Резюме, выводы и политические последствия. Часть 1. – 45 c. [Электронный ресурс] // УНП ООН: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://www.unodc.org/wdr2017/field/WDR_Booklet1_Exsum_Russian.pdf. –26.11.2017.

4. Ерошенко, С.С. Совершенствовать профессиональную подготовку (о визите российских таможенников в КНР) / С.С. Ерошенко // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2008. – № 2 (43). – С. 56-60 [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovat-professionalnuyu-podgotovku-o-vizite-rossiyskih-tamozhennikov-v-knr. – 24.02.2018.

5. Косарев. А.В. Формы сотрудничества правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков / А.В. Косарев // Вестник Московского университета МВД. – 2009. – № 11. – С. 92-94 [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-sotrudnichestva-pravoohranitelnyh-organov-stran-aziatsko-tihookeanskogo-regiona-v-sfere-protivodeystviya-nezakonnomu-oborotu. – 24.02.2018.

6. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений [Электронный ресурс] // World Customs Organization: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en/about-us/legal-instruments/conventions.aspx. – 24.02.2018.

7. Международное сотрудничество таможенных служб [Электронный ресурс] // Транспортно-логистическая компания Шанди Транс: неофиц. сайт. – 2015. – Режим доступа: http://shandy-trans.com/d/993984/d/mezhdunarodnoyesotrudnichestvotamozhennykhsluzhb.doc. – 24.02.2018.

8. Моргунова Н.В., Овчинникова Т.А. Проблемы незаконного оборота наркотиков в Азиатско-Тихоокеанском регионе [Электронный ресурс] // Режим доступа: Научные конференции, научные журналы: офиц. сайт. – 2017.- http://www.rusnauka.com/33_PRNIT_2012/Pravo/2_119399.doc.htm. – 26.11.2017.

9. Щедрин С. Вместе против наркотиков / С. Щедрин // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2008. - № 4 (45). – С. 122-123 [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: офиц. сайт. – 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vmeste-protiv-narkotikov. – 24.02.2018.

10. ASIA/Pacific Customs News February 2015 [Электронный ресурс] // Royal Malaysian Customs Department: офиц. сайт. – 2014. – Режим доступа: http://www.customs.gov.my/en/mp/Documents/Issue%2048.pdf. – 24.02.2018.

11. ASIA/Pacific Customs News June 2015 [Электронный ресурс] // Royal Malaysian Customs Department: офиц. сайт. – 2014.Режим доступа: http://www.customs.gov.my/ms/mp/Documents/Issue%2049.pdf/ – 24.02.2018. 12. Customs News 2015 January Issue No 53 [Электронный ресурс] //Royal Malaysian Customs Department: офиц. сайт. – 2014. –Режим доступа: https://www.customs.gov.hk/filemanager/common/pdf/pdf_publications/new/issue53_e.pdf. – 24.02.2018. 13. The 19th Anti-Drug Liaison Officials' Meeting for International Cooperation (ADLOMICO) [ Электронный ресурс ] // УНП ООН: офиц. сайт. – 2018. – Режим доступа: https://www.unodc.org/southeastasiaandpacific/en/2009/10/ADLOMICO/story.html. – 25.02.2018.
Просмотров работы: 346