ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ США: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ США: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Кравцова К.А. 1
1ФГБОУ ВО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все мировое сообщество демонстрирует устойчивый интерес к политическому опыту США – стране, которая является одной из наиболее развитых стран мира с высоким уровнем жизни и демократизации общества. Именно выборы и избирательное право представляют главную форму демократии и волеизъявления народа. Через выборы граждане получают доступ к осуществлению власти, наделяя избранных ими людей не только широким кругом полномочий, но и большой ответственностью. И то, каким образом закреплено избирательное право и как оно реализуется, позволяет судить об уровне политических свобод в стране, о легитимности власти, о формате международных взаимодействий данного государства со странами с высоким уровнем демократизации и гражданских свобод. И также, как избирательное право само по себе, все составляющие его аспекты актуальны для изучения. Особенно его принципы, так как на них базируется избирательное право. Именно они выступают в качестве базового критерия легитимности действий участников выборов.

Цель статьи состоит в рассмотрении принципов избирательного права США в историко-правовом аспекте.

Любая избирательная кампания строится на основе избирательного права государства, в котором она проводится. В свою очередь, избирательное право каждой страны базируется на определенных принципах. Избирательное право США базируется на принципах всеобщности, равенства, непосредственности и тайного голосования.

Для того, чтобы выявить эти принципы и проследить их эволюцию, обратимся к основному закону страны – Конституции США. Важно, что все принципы, на которых базируется избирательное право США, не получили полного статутного оформления на федеральном уровне. Конституция содержит лишь некоторые положения, опосредованно их подтверждающие. Основная нагрузка по правовому регулированию избирательной системы ложится на штаты. Требования, предъявляемые к избирателям, тоже формально отданы на их усмотрение. На практике федеральные власти контролируют вопросы избирательного права, в частности, его принципы.

Установление принципа всеобщности потребовало длительного времени и большого количества усилий, оно затронуло долгий исторический период и продолжается до сих пор.

Первоначально в Конституции США вопрос об активном избирательном праве был затронут предельно лаконично. Таковое определялось конституциями самих штатов. Это привело к тому, что избирательное право было далеко не всеобщим: каждый штат устанавливал определенный круг цензов, от имущественного до религиозного. И если имущественный и остальные цензы постепенно теряли свои позиции, все больше расширяя круг электората среди белого населения – мужчин, то вопрос избирательных прав для чернокожего населения стоял особо остро.

До гражданской войны чернокожим запрещалось голосовать даже в тех штатах, где запрещалось рабство. После ее завершения три поправки к Конституции детерминировали серьезные изменения в избирательной концепции американского политического сообщества. Тринадцатая поправка, принятая в 1865 году, отменила рабство. Последовавшая за ней Четырнадцатая декларировала: «Ни один из штатов не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединенных Штатов; не может отказывать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите на основе законов» [1], фактически провозгласив равенство всех граждан независимо от цвета кожи. Также Четырнадцатой поправкой на конституционном уровне был установлен возрастной ценз в пределах 21 года [1]. Пятнадцатая поправка, запретила властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом» [1]. Как мы видим, формально вопрос об активном праве для всех граждан США был урегулирован.

На практике многие штаты разрабатывали различные способы, чтобы обойти принятые поправки. В сфере избирательного права это отразилось на установлении избирательного налога и теста на грамотность, от которых белые избиратели были освобождены в том случае, если могли доказать, что их предки имели право участвовать в выборах или ранее участвовали в таковых. Также участию в выборах темнокожему населению препятствовала система, по которой праймериз были только для белых. Более того, темнокожие избиратели встретились с волной насилия и запугивания при попытках посетить избирательные участки. Несмотря на то, что все эти способы предотвращения участия черных в избирательном процессе являлись неконституционными, они эксплуатировались и модифицировались вплоть до 60-х годов ХХ века.

Активизация движения за гражданские права привела к принятию в 1957 году Закона о гражданских правах, которым предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров. Была создана Комиссия по гражданским правам, в компетенцию которой входило расследование случаев лишения граждан США права голоса на основе «цвета кожи, расы, религии или национального происхождения», которая действует и на сегодняшний день. Была установлена судебная ответственность за дискриминационную электоральную практику. В задачи Комиссии входил также сбор информации о нормативных актах, дискриминирующих или отказывающих в равной защите закона лицам по вышеназванным основаниям [3, р. 634-636].

1963 год был ознаменован активизацией и ужесточением протестов чернокожих, следствием чего стало принятие в 1964 году Закона о гражданских правах. Он устанавливал стандартные для всей страны процедуры регистрации избирателей перед общенациональными выборами и запрещал должностным лицам, осуществляющим регистрацию, дисквалифицировать избирателей из-за незначительных ошибок, допущенных последними при заполнении регистрационного бланка. Свидетельство об окончании шести классов признавалось доказательством того, что избиратель грамотен и имеет право голосовать [4]. Эти правила заменили издавна существовавший порядок, по которому каждый штат предъявлял свои требования при регистрации избирателей, что, в свою очередь, приводило к дискриминации по отношению к неграм в ряде южных штатов. Данный раздел закона также уполномочивал Министерство юстиции США и возглавляющего его министра без промедления действовать через суды в случае, если такого рода дискриминация будет где-либо наблюдаться [4].

Знаковой частью федерального законодательства, расширившей принцип всеобщности и давшей новые гарантии для чернокожих, стало принятие в 1965 году Закона об избирательных правах, основные положения которого обеспечивают защиту общенациональных избирательных прав. Закон запретил штатам и местным органам власти предпринимать какие-либо меры, имеющие следствием дискриминацию расовых и языковых меньшинств. Закон не только запретил «тесты грамотности», но и содержал положения, по которым штаты должны были способствовать популяризации выборов среди языковых меньшинств, в частности, о печати двуязычных бюллетеней [9]. Однако действие этого закона было не повсеместно, а постоянно действующим он стал лишь в 1968 году.

Дальнейшее расширение избирательных прав для национальных меньшинств выразилось в поправках к указанному закону, принятых в 1970 и 1975 годах. Поправки отменили ценз грамотности и знания английского языка. Закон установил, что если более 5% избирателей какой-либо политико-административной единицы штата составляют одно языковое меньшинство, то вся избирательная документация должна вестись не только на английском языке, но и на языке меньшинств. В случае отсутствия письменной формы языка должностные лица, обеспечивающие проведение выборов, обязаны распространять информацию, связанную с выборами, устно.

Еще одним аспектом проявления принципа всеобщности, было предоставление избирательных прав женщинам. Конечно, этот вопрос стоял не так остро, как в случае с чернокожим населением. Следует отметить, что США явились одной из первых стран, наделивших женщин избирательными правами.

Суфражизм появился в США еще до начала гражданской войны, немного утихнув в ее период, и возродившись в 1869 году. Этот год ознаменовался созданием Национальной ассоциации за права женщин, выступавшей против Пятнадцатой поправки на том основании, что она не наделяла женщин избирательными правами. Это была не единственная организация подобного рода, но именно ее усилия привели к тому, что в период с 1869 по 1919 годы проводились регулярные слушания в Конгрессе по вопросу избирательных прав для женщин [7]. Как упоминалось ранее, вопрос о требованиях к избирателям регулировался в большинстве своем законодательством штатов, поэтому суфражистки проводили активную работу на региональном уровне. Одним из первых штатов, позволивших женщинам голосовать, стал Вайоминг. Чуть позже его примеру последовали Колорадо и Юта. Переломным моментом стала победа суфражисток в Иллинойсе − одном из самых консервативных штатов. В национальном масштабе эффект этой победы был просто поразительным. Первые выборы в штате Иллинойс после принятия закона прошли в апреле 1914 года. В этот день газеты пестрели заголовками: «В столице штата свои голоса отдали 250 000 женщин» [Цит. по: 7]. Учитывая то, что ранее число голосов, подававшихся членами коллегии выборщиков штата Иллинойс, не превышало 29, эти показательные выборы стали поворотным моментом в политической жизни США. В политической среде оформилось мнение, что женщины обладают реальной политической силой [7].

Результатом этой последовательной и наступательной борьбы за свои права стало принятие Девятнадцатой поправки, которая гласила, что «право граждан голосовать не должно ограничиваться по признаку пола» [1].

В последующем были приняты еще две поправки, которые регулировали вопросы избирательного права и расширяли рамки принципа всеобщности. Двадцать четвертая поправка запретила использование избирательного налога на федеральных выборах [1]. Необходимость принятия поправки объяснялась политикой ряда штатов, которые стремились не допустить к выборам бедное население, большей частью которого являлись афроамериканцы и недавние иммигранты. Позднее, в 1971 году, Двадцать шестая поправка понизила возрастной ценз для активного избирательного права на всей территории США до 18 лет [1]. Принятие этой поправки было вызвано тем, что война во Вьетнаме вызывала массовое недовольство граждан США. Тот факт, что наступление воинской повинности наступает раньше, чем возможность влиять на политику путем избирательного права, казался многим несправедливым.

Касательно пассивного права, то в Конституции четко прописаны основные требования к кандидатам. Существует ряд цензов, которые ограничивают круг претендентов. В первую очередь – возрастной. Для тех, кто решил баллотироваться в федеральные органы, намного выше, чем для тех, кто будет избирать кандидатов. Так, согласно Конституции США, членом Палаты представителей Конгресса США может быть избран гражданин США, достигший 25 лет, сенатором – 30, а Президентом – 35 лет [1].

Следующим ограничением является срок нахождения в гражданстве США. К примеру, баллотироваться на должность президента может только тот, кто обладает гражданством, полученным путем филиации [1].

В-третьих, существует ценз оседлости. На уровне штатов он регулируется законодательством самих штатов. Президентом же может быть избран гражданин, в течение 14 лет имеющий постоянное место жительства в США [1].

Таким образом, можно отметить, что принцип всеобщности закладывался в США постепенно, на протяжении долгого периода времени, под влиянием различных исторических событий и социальных явлений.

Рассмотрим следующий принцип – принцип равного избирательного права. Этот принцип также постепенно утверждался в законодательстве и на практике, в первую очередь потому, что все вопросы касательно избирательных округов как на федеральном, так и на региональном уровнях решались законодательством штатов.

Выборы приводят к отбору субъектов, которые действуют от имени народа. В Соединенных Штатах эта связь наиболее очевидна в законодательных органах штатов и в Конгрессе США, члены которых представляют или штат полностью или отдельный его район. Система представительства, используемая в государстве, важна, поскольку она влияет на распределение власти не только между регионами, но и между конкурирующими интересами. Органы власти штатов несут ответственность за создание избирательных округов. И для того, чтобы наиболее выгодно для своей политической партии сформировать таковые, довольно часто прибегают к определенному виду мошенничества, получившему название «джерримендеринг». Этот способ заключается в нарезке избирательных округов таким образом, чтобы обеспечить заинтересованным субъектам преимущество на выборах.

Лишь в 1960-х годах на защиту принципа равного избирательного права встал Верховный суд. В порядке толкования Конституции он указал, что разд. 2 ст. I подразумевает равное представительство населения при проведении выборов в Палату представителей. В настоящее время норма представительства при выборах в нижнюю палату Конгресса составляет около 709 тыс. жителей. В 1968 году Верховный суд США конкретизировал свою позицию, постановив, что «при проведении выборов всех уровней каждый штат должен приложить добросовестные усилия для достижения точного математического равенства избирательных округов» [Цит. по: 5]. Также предусматривается уголовная ответственность за голосование на одних и тех же выборах более одного раза. Тем самым обеспечивается гарантия иного требования равного избирательного права – наличия у каждого избирателя только одного голоса.

Принцип прямого голосования (непосредственности) изначально был утвержден в Конституции только в отношении нижней палаты Конгресса – Палаты представителей. До 1913 года сенаторы избирались косвенным путем, пока Семнадцатая поправка не установила, что сенаторы должны избираться «народом штата» [1]. Президент и вице-президент избираются косвенным путем посредством коллегии выборщиков [1]. На данный момент в США поднимается вопрос о прямых выборах президента [8]. Такие инициативы появились после победы 45-го Президента Соединенных Штатов Дональда Трампа. Он опередил соперницу, кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон, по числу голосов выборщиков, но уступил по общему числу голосов избирателей более чем на 1 миллион. Отметим, что в сложившейся ситуации принятие такого законопроекта маловероятно, хотя он и имеет своих сторонников.

Принцип тайного голосования реализуется путем применения избирательных бюллетеней и электронных машин. Этот принцип обеспечивает доверие граждан к избирательным процедурам. Если применение избирательных бюллетеней у большинства не вызывает сомнения, то электронные машины вызвали некоторое опасение. Виной тому послужили события во Флориде, когда на президентских выборах 2000 года имели место трудности с подсчетом голосов и, как следствие, подозрения в достоверности результатов голосования [2]. Причиной были машины для голосования с использованием перфокарт – Votomatic System, которые при подсчете повреждали отверстия перфорации, что существенно усложняло процесс пересчета, если в этом возникала потребность. Также они не учитывали бюллетени с незначительными вмятинами, проколотыми или поврежденными отверстиями перфорации. А так называемые «бюллетени-бабочки» запутывали избирателя, и тот не знал, где именно ставить отметку за желаемого кандидата.

Выборы 2000 года привели к общенациональной избирательной реформе. Согласно подписанному в 2002 году закону «Помоги Америке проголосовать» (Help America Vote Act − HAVA), старые машины для голосования подлежали замене на современное цифровое оборудование. На данный момент на выборах используются машины DRE, оснащенные сенсорными экранами, возможностью прямой записи и сохранения голоса избирателя на цифровом носителе, предупреждения об ошибке при заполнении бюллетеня и пр. [6].

Подводя итог, можно отметить, что все принципы избирательного права США устанавливались и набирали силу наступательно и постепенно. На их становление оказывали влияние не только исторические события, но и активная гражданская позиция населения, готового влиять на политическую жизнь. Также нельзя утверждать, что на данный момент, принципы сформировались окончательно и не будут изменены в дальнейшем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК^

1 Конституция Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ: неофиц. сайт. 1997. – Режим доступа:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm. – 27.11.2017.

2 Свердан, Р. От бумаги до тачскрина. Почему в Америке невозможно подтасовать результаты голосования [Электронный ресурс] // Европейская правда: неофиц. сайт. 2014. – Режим доступа: http://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2016/11/7/7057035/. – 28.11.2017.

3 Civil Rights Act 1957 [Электронный ресурс] // Statute-71. – P. 634 -638. // Government Publishing Office: офиц. сайт. 2001. – Режим доступа: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-71/pdf/STATUTE-71-Pg634.pdf. –07.01.2018.

4 Civil Rights Act of 1964 [Электронный ресурс] // Equal Employment Opportunity Commission: офиц. сайт. 2006. – Режим доступа: https://www.eeoc.gov/laws/statutes/titlevii.cfm. – 07.01.2018.

5 Free, Fair, & Regular Elections: Essential Principles [Электронный ресурс] Democracyweb.org:офиц. сайт. 2017. – Режим доступа: http://democracyweb.org/elections-essential-principles. – 11.12.2017.

6 Help America Vote Act [Электронный ресурс] // Government Publishing Office [US]: офиц. сайт. 1996. – Режим доступа: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-107publ252/pdf/PLAW-107publ252.pdf. – 27.11.2017.

7 Lewis, J.J. The Long Road to Suffrage: 1848 to 1920 [Электронный ресурс] // ThoughtCo.com: неофиц. сайт. 2018. – Режим доступа: https://www.thoughtco.com/the-long-road-to-suffrage-3530478. – 05.01.2018.

8 Outgoing California Sen. Boxer introduces bill to scrap Electoral College [Электронный ресурс] // FOX NEWS: офиц. сайт. 2017 – Режим доступа: http://www.foxnews.com/politics/2016/11/16/outgoing-california-sen-boxer-introduces-bill-to-scrap-electoral-college.html. – 27.11.2017.

9 Voting Rights Act of 1965 [Электронный ресурс] // House Library:офиц. сайт. 2001. – Режим доступа: http://library.clerk.house.gov/reference-files/PPL_VotingRightsAct_1965.pdf. – 27.11.2017.

Просмотров работы: 528