Известно, что адаптация к разным воздействиям зависит от его индивидуальных особенностей. Для поведенческой адаптации имеет большое значение принципы обработки информации, связанные с психофизиологической регулировки работы мозга. В основе поведенческой адаптации находиться ориентировочный рефлекс (ОР), который плотно объединен с механизмами восприятия, внимания и памяти.
Нынешние исследователи считают ОР простейшей типом поведения в условии неопределенности, в ней особенно проявляется фундаментальные черты и функциональная организация ориентировочно-исследовательской деятельности. Данный рефлекс квалифицирует, как комплекс процессов организации каждого следующего действия при перемени среды или потребностей организма. Он появляется при значимой для индивида нестыковки сенсорной информации с нервной моделью ближайшего будущего и бросившийся на прохождения появившийся неопределенности средством лучшего знакомства с объектом или исключения от связи с ним.
Ориентировочно-исследовательская реакция подчиняется «закону силы»: при росте интенсивности стимула поднимается сила ответа, но при стимулах, близких к предельному значению интенсивности для этого анализатора, может встречаться более сильная реакция, чем при применение сигналов средней интенсивности.
Оборонительную реакцию определяют как функциональную систему, которая принимается работать при присутствие настоящей или возможной опасности целостности организма либо личности, и направлена на исключение данной опасности. Появляющаяся в ответ на трудные, болезненные сигналы или сигналы высокой интенсивности, оборонительная реакция пытается убрать или же снизить их действие. Грань интенсивности между звуковыми сигналами, вызывающими ориентировочно-исследовательскую и оборонительную реакции, находиться в районе 90 дБ. Вместе с тем, тип реакции в определенной ситуации может быть связан с новизной и неожиданностью стимула, с индивидуальными особенностями и с главной необходимостью субъекта.
Ориентировочный рефлекс является целостной, центрально интегрированной реакцией, включающей в свой составдвигательные, секреторные, сенсорные и вегетативные компоненты. При исследовании ОР человека отдельное внимание представляют вегетативные компоненты, в состав которых входят сосудистые, кожно-гальванические, сердечные и дыхательные реакции.
В некоторых исследованиях представлено как характер ОР объединен со свойствами нервной системы, с темпераментом и типом высшей нервной деятельности, с особенностями вегетативной регуляции человека.
Использование способов статистического анализа дало подчеркнуть вегетативные компоненты ориентировочно-исследовательской и оборонительной реакции. Вместе с тем индивидуальные реакции человека на звуковые стимулы носят, переходный характер, то есть в их организацию вносят вклад обе функциональные системы. Отведены комплексы особенных качеств человека, связанные с активностью этих функциональных систем. Формирование зависимости структуры ОР от индивидуальных психофизиологических особенностей носит большое значение для состояния и работоспособности человека в ситуациях информационной нагрузки
Библиографический список
1.Н.П.Бехтерева,Психофизиологическиеосновы индивидуально-типологических особенностей человека: Василевский ИИ., Сорока С И., Зингерман А.М.;Под ред. Н.П. Бехтеревой. - Л.: Наука, 1988. -677с.
2.Данилова, Н. И. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: учебник / Н. И. Данилова - М..: Московский университет, 1992. - 192 с.
3.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
4.Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Л.. 1985
5.Соколов Е.Н. Нейронные механизмы измят и их обучения. М, 1981.
6.Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958.
7.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
8.Аракелов Г.Г., Шотт Е.К. КГР как проявление эмоциональных, ориентировочных и двигательных составляющих стресса // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4.
9.Грызлова И.Н., Кочубей Б.И. О возможном психофизиологическом механизме оборонительной реакции // Дефектология, психофизиология, дифференциальная психофизиология. Тезисы докладов к VII)! съезду Общества психологов СССР. М, 1989.