ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Булгарова З.А. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время в нашей стране наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. Наиболее распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушений произношения речевых звуков. Овладение правильным звукопроизношения является одним из ключевых звеньев подготовки к успешному обучению в школе. Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой доказано, что 25-30% учащихся, испытывающие значительные речевые трудности, не способны полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений, испытывают трудности в овладении чтением и письмом.

Самым распространенными недостатками речи у дошкольников являются нарушения звукопроизношения. Изучением нарушений звукопроизношения, вопросами ее коррекции занимались многие отечественные ученые в области теории и практики логопедии. Так, процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, Е.И.Радиной и др.

Проблема воспитания правильной речи, в том числе формирования произношения звуков подробно изучена и освещена А.Н. Гвоздевым, Н.И.Жинкиным, Г.А.Каше, P.E.Левиной, О.В.Правдиной, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, М.Ф.Фомичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской.

Недостаточная разработанность приемов и методов, направленных на формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, обусловливает необходимость разработки более эффективных методов и приемов.

Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится на примере родителей, воспитателей и друзей.

Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и словопроизношении.

Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действовать.

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

В зависимости от причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую (органическую). Когда нет органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонении в строении периферического аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии.

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность.

Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на три основных этапа, каждый из которых преследует вполне определенную цель:

1. Постановка звука

2. Автоматизация звука

3. Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним.

Под постановкой звука понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Звук «ставится» заново в случае его полного отсутствия в речи или замены другим звуком, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично «подправить» и довести до нормы.

При механической дислалии до постановки звуков нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. При сенсорной функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае ее нарушения ребенок не осознает неправильности своего звукопроизношения и не сможет в дальнейшем его контролировать. Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков.

После проведения необходимой подготовительной работы переходят непосредственно к постановке звука. Она может производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.

Способ постановки звука по подражанию является наиболее легким как для логопеда, так и для самого ребенка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребенок, слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко сразу оказывается в состоянии его воспроизвести Постановка звука по подражанию возможна лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильного их строения.

При работе с детьми школьного возраста обязательно используются и письменные упражнения, позволяющие преодолеть буквенные замены на письме. В отношении дошкольников необходима специальная работа по предупреждению таких замен. Поэтапность и систематичность использования обучающих дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у старших дошкольников. При этом, способствовать коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста и повышению результативности логопедической работы будет использование дидактических игр, так как игра является основной деятельностью ребенка-дошкольника.

Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы.

Литература:

  1. Логопедия. Методическое наследие: кн.V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С.Волковой; - М.: Владос, 2003. - 480 с.

  2. Павлова, Л.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения // Л.Н. Павлова, Г.А. Каше, М.Н. Теречева; - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 240с.

  3. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева; - Санкт - Петербург, 2001. - 382 с.

  4. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошколь­ном возрасте / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис — пресс, 2005. – с.-116-117.

  5. Парамонова Л.Г. Логопедия. – СПб.: Речь, 2004.

Просмотров работы: 263