СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ибрагимова Р.Ю. 1, Магомедова З.Г. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или тяжелым недоразвитием речи и, как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с внешним миром. Процесс социализации начинается с рождения человека и длится всю жизнь, этот процесс характеризуется последовательностью постепенно усложняющихся этапов, их непрерывностью. Отставание в решении вопросов социализации на каждом этапе негативно сказывается на личностном развитии ребенка. Старший дошкольный период имеет особое значение для социального развития ребенка, задачи и содержание образования. Важно определить подходы к изучению основных показателей социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха со сложной структурой нарушений, для того, чтобы предоставить ему наилучшие условия для социализации в дошкольный период и освоение новой социальной роли школьника на следующем этапе своего развития.

На современном этапе развития специального образования усложняются задачи подготовки учащихся к успешной социализации в обществе. Соответственно расширяется круг проблем образования и воспитания детей, что предполагает усиление личностно-ориентированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями развития.

В последнее десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает слух глухому, а расширяет восприятие речи таким образом, чтобы с помощью импланта они понимали других. Все больше людей с нарушениями слуха, которым не помогают самые современные слуховые аппараты, узнают о кохлеарной имплантации.

Поэтому исследования российских ученых, занимающихся проблемой кохлеарной имплантации (И. в. Королева, О. в. Зонтова, Н.Е. Шматько, е. в. Миронова и др.) и реабилитация слабослышащих и глухих детей сегодня значима и актуальна.

При поступлении ребенка в образовательные учреждения принимаются меры по содействию успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. К ним относятся: психолого-педагогическая экспертиза ребенка, мониторинг поведения и адаптации детей в группе, мониторинг взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье, а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новых условиях.

В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, умственного, познавательного развития, игровой активности, а также большое внимание уделяется развитию слуха и речи, ведь именно от них в этом случае будет зависеть, насколько хорошо ребенок развивается социально. Усилия педагогов, педагогов, психологов направлены на обогащение социального опыта ребенка на всех этапах образовательного процесса, развитие эмоциональной сферы, обучение основным методам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширение представления детей с нарушением слуха о мире.

Если говорить о социально-личностном развитии ребенка, представляющем собой многогранный процесс, предполагающий присвоение культурно-нравственных ценностей общества, то можно сказать, что дети с нарушениями слуха и речи дошкольного и школьного возраста испытывают трудности в проникновении в смысл человеческих действий и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной реальности.

В основе этих трудностей лежит ограниченность общения со взрослыми и друг с другом; недоразвитие речи как средства общения; недостаточное представление ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования идей в реальных условиях.

Накопление информации происходит за счет личного вовлечения ребенка в различные ситуации, события; наблюдения за реальными событиями, объектами; манипуляции реальными объектами.

С помощью взрослых ребенок начинает находить в окружающей действительности элементарные связи между отдельными явлениями, объектами.

Развивая познавательную деятельность детей, важно помнить, что информация рассматривается как средство, с помощью которого необходимо сформировать целостную картину мира у ребенка, у него развиваются необходимые процессы познавательного развития, навыки, способности, способы познания.

Специально организованное воспитание детей, в котором есть знание окружающей социальной реальности, выдвигает основные задачи:

- формирование взаимодействия и общения между ребенком и взрослым;

- развитие коммуникации между ребенком и сверстниками;

- формирование межличностных отношений;

- развитие сферы самосознания, формирование образа себя.

Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи является многогранным процессом. Дошкольные учреждения должны предусматривать условия, обеспечивающие различные аспекты этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, ее реальное использование в условиях общения, является организация слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушениями слуха, независимо от его способности воспринимать речь и уровня речевого развития.

Основными условиями создания слуховой и речевой среды являются: мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности; формирование у детей потребности в речевом общении; поддержание всех проявлений речи ребенка, независимо от их уровня; поощрение детей к активному использованию речи; использование остаточного слуха как предпосылки для формирования устной речи и общения.

Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации действий специалистов и родителей. Речевая среда является не только компонентом процесса формирования слуха и речи, но и условием, при помощи которого реализуется эффективность речевого развития детей.

Проанализировав ситуацию успеха школы-интерната можно сделать следующие выводы: 1. Учителя школы для обучения слабослышащих и позднооглохших детей используют в основном вербальный способ обучения, который является неэффективным для обучения этой категории детей. 2. Обратить внимание педагогов школы на организацию учебного процесса в соответствии с личностно-ориентированным подходом к образованию.

При разработке учебно-методических комплексов преподавателей РС и ФП соблюдалось соответствие государственным программам РСВ и ФП, применялся принцип индивидуализации обучения, единства требований к регистрации и преемственности. Это было достигнуто благодаря хорошо организованной работе, которая включала: изучение программ, изучение и анализ результатов обследования слуха и произношения, аудиограмм, данных психолого-педагогического наблюдения учащихся, личные дела детей для составления индивидуальных планов работы. Преподаватели глухих школ внедрили адаптацию речевого материала для обеспечения многоуровневого подхода к слуховой работе на индивидуальных занятиях. Обеспечено соблюдение требований единого режима слуховых аппаратов в процессе обучения. Были проведены консультации по содержанию, методике, организации работы по развитию слухового восприятия и произношения с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках общего образования, специальных занятиях по РСВ и ФП, музыкально-ритмических занятиях, внеурочных занятиях для слабослышащих детей (для школьных учителей, родителей учащихся). В течение учебного года преподавателями проводились открытые занятия: создавались методические рекомендации для учителей и родителей, расширялись их знания в области аудио-вербальной реабилитации детей с нарушениями слуха; проводилась периодическая смена информации по коррекционной работе на стеновых стендах. Анализируется психолого-педагогическая литература по использованию личностно-ориентированного подхода к обучению, компетентностно-ориентированного обучения. Изучены материалы по организации реабилитации имплантированных школьников.

Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания важно организовать коллективную деятельность, пронизанную нравственных отношений. Это приводит к развитию самооценки, которая заставляет ребенка действовать без внешней мотивации в соответствии с установленными моральными нормами и принципами. А это значит, что воспитание в коллективе ставит даже дошкольника перед необходимостью начального самообразования и самообразования, без которого невозможно развитие, в том числе нравственное.

Задача всего педагогического коллектива остается актуальной: в целом расширить речевую практику учащихся, как на занятиях, так и в нерабочее время, уделять больше внимания произносительной стороне речи. Требование: "в коррекционной школе на подготовку детских выступлений для общественности должно отводиться значительное время и усилия" - остается в силе. Она послужит повышению качества речи и станет одним из средств обучения произношению, воспитания ответственного отношения детей к своей речи.

И поэтому сегодня перед коррекционной школой стоит задача: создать условия жизни, обучения и воспитания, позволяющие развивать у каждого воспитанника механизм компенсации имеющегося дефекта, отклонения, на основании чего станет возможным его оптимальная адаптация в современном обществе. Социальный заказ коррекционной школе сегодня – развить у ребенка, подростка механизмы продуктивной обработки информации, которые позволяют ему самостоятельно адекватно адаптироваться в постоянно меняющихся ситуациях социальной жизни.

Просмотров работы: 301