ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Амирова С.К. 1, Мусаев М.М. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению ребенка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых, референтных сверстников, рассматриваются и воспринимаются им как образцы для подражания. В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно при наличии определенных нарушений развития, относящих ребенка к группе детей с особыми образовательными потребностями [4].

Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные и социально-коммуникативные потребности: неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением. Понимая, что именно в младшем школьном возрасте активно формируются основные качества личности ребенка, и, учитывая возможности детей с особыми образовательными потребностями, особенную значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты (Соколова Н.Д., Григорьева Л.Г., Анцупов А.Я., Шипилов А.И.). В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не всегда готовы. Разрешение конфликтных ситуаций сталкивается с проблемой ребенка имеющего особенности развития, овладения механизмами социальной адаптации [3].

Целью нашего исследования было - разработать комплекс мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте для детей с особыми образовательными потребностями.

Для решения проблем бесконфликтной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду, мы должны были определить уровень их конфликтности.

Исследование проводилось в два этапа. Констатирующий этап эксперимента в октябре – декабре 2017г., формирующий этап – в январе-марте 2018 г. Экспериментальной площадкой являлось МБОУ «Гимназия № 11» г. Махачкалы. В исследовании принимало участие 16 человек 10-11 лет, учащиеся двух 3-их классов этой школы. Все этапы работы проводились в присутствии социального педагога, психолога и основных педагогов классов. Отобранные дети были отнесены к категории детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с данными школьного врача, педагогов и родителей.

Четверо детей – слабовидящие. У них определено значительное снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05 - 0,2 или выше 0,3 при значительном нарушении других зрительных функций. Два ребенка по данным психолога относятся к категории ЗПР. Один ребенок – педагогически запущен. Один ребенок проявляет нарушения, которые можно отнести к изменениям аутистического спектра. Восемь детей - с хронически нарушенной соматикой, что связанно с их периодическими медицинскими обследованиями, лечением, отрывом от школьной среды. У 5 -ых из них заболевания органов дыхания, у 2-их нарушения желудочно-кишечного тракта, 1 ребенок с диагнозом сахарный диабет.

Для определения уровня конфликтности младших школьников изучаемого контингента нами использовались следующие методики: Анкета, направленная на диагностику детьми младшего школьного возраста знаний о конфликтах; Тест на оценку поведения в конфликте (методика К.Томаса); Проективная методика «Несуществующее животное» интерпретированная М.З. Дукаревич; Графическая методика «Кактус»; Методика «АРТ»; Тест «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Подбор методик осуществлялся по возрастному принципу, с учетом индивидуальных особенностей детей исследуемой категории [1].

По результатам анализа анкет, бесед с экспертами и самими респондентами мы смогли сделать вывод, что большинство учеников не имеет представления о том, что такое конфликт, не могут назвать причины конфликтов, в случае не правоты оппонента выясняют отношения, спорят и др., не стремятся к поиску мирных средств для разрешения конфликта. У большого числа детей (48%) конфликты со сверстниками возникают довольно часто. Наиболее часто (у 26% детей) называемой причиной конфликтов является грубость и оскорбления.

Анализ продолжительности конфликтов со сверстниками показал, что у 50% (8 чел.) конфликты со сверстниками непродолжительны. Лишь 4% (1 чел.) отмечает, что может подолгу сохранять конфликтность со сверстниками. Это может быть обусловлено стремлением быть принятым в группу референтных сверстников, и началом формирования первых устойчивых дружеских отношений.

Проективная методика проводилась со всеми детьми, не только отобранными для экспериментального исследования. Мы пытались определить одновременно и разницу между детьми отобранной категории и основным контингентом. Анализ рисунков детей позволил выявить определенную закономерность. Прежде всего, что конечно интересовало нас больше - склонность к агрессии однозначно проявилась у детей нашей отобранной экспериментальной группы. И второе – что не было задачей нашей работы, но однозначно показалось интересным и может стать проблемой отдельного изучения - большую агрессию проявили дети из неполных семей или из семей, где мать или отец состоят в повторном браке. Предположительно это связано с тем, что у ребенка отсутствует опора на семью, утрачена и не восполнена эмоциональная связь с одним из родителей.

Рисунок 1. Результаты диагностики " АРТ "

По результатам обработанных данных рисунков, мы диагностировали высокий показатель таких качеств личности испытуемых, как: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревожность, экстравертированность, интровертированность. Так же было выявлено, что в основном проявляется средний уровень тревожности.

Методика «АРТ» (рис.1) позволила выявить агрессивность каждого из испытуемых - прямую и скрытую агрессию, конфликтность поведения в социальной группе, особенности общения, реакции в конфликтной ситуации. Оказалось, что 38% - 6 учащихся склонны к рациональному разрешению конфликтной ситуации - это сотрудничество, компромисс, стремление к диалогу. У 25% (4 детей) проявляется склонность к разрешению конфликта путем его обострения, соперничества. Столько же детей стремятся к пассивному разрешению конфликта путем уклонения, приспособления. Оставшиеся 12% учащихся склонны к агрессивному разрешению конфликта.

При проведении теста «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) принимали участие 8 человек (остальные отсутствовали по объективным причинам).

Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. Оказалось, что у детей преобладает прямая вербальная агрессия (рис.2). Так же нужно отметить, что уровень несдержанности респондентов превышает 20 баллов, а это интерпретирует уровень агрессии, как выше среднего. Для детей с высоким уровнем конфликтности свойственны мелочные придирки, стремление найти поводы для споров, большая часть которых излишня. Они любят критиковать, но только когда это выгодно им, стремятся навязать свое мнение, даже если они не правы, проявляют демонстративность. 37% детей имеют средний уровень конфликтности.

Рисунок 2. Показатель выраженности конфликтности

18% детей исследуемого контингента не склонны к конфликтам. Они умеют их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда им приходится вступать в спор, они склонны учитывать, как это может отразиться на их отношениях с окружающими, так как стремятся быть приятны и конформны.

Проведенное исследование особенностей отношений в группе младших школьников с особыми образовательными потребностями и их поведения в ситуации конфликта, позволило сделать несколько выводов.

Как оказалось, межличностные конфликты среди детей исследуемого контингента возникают довольно часто, отличаются небольшой продолжительностью, при этом дети часто отрицают свою причастность к их возникновению и отмечают основными их причинами несправедливые поступки других участников. У детей отсутствует информация о конфликтах, они не умеют их конструктивно завершать и эффективно разрешать.

Значительное число младших школьников с особыми образовательными потребностями имеет высокий уровень конфликтности, то есть им свойственно стремление найти повод для споров, к критике, стремятся навязать свое мнение, даже если они не правы. Для большинства исследуемых детей оказалась характерна активная позиция поведения в конфликте, целью которой является поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, но при этом стремление при взаимодействии настаивать на своем. Хотя несколько детей и продемонстрировали стратегию избегания и комформизма, подобное поведение не было эффективным и не способствовало конструктивному разрешению ситуации.

Анализ наличия взаимосвязи между склонностью к конфликтному поведению и проблемами развития и здоровья показал, что склонность к агрессии проявилась больше у детей с особыми образовательными потребностями. Проведенные диагностические мероприятия продемонстрировали, что склонность к межличностным конфликтам детей исследуемого контингента может не позволить им контролировать свои поступки и эмоции, не все учащиеся могут разрешить конфликт конструктивно.

Таким образом, определена потребность детей изучаемого контингента в профилактике конфликтов и формировании умений их эффективно разрешать.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.

  2. Мясищев В.И. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.

  3. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для студентов и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Издат. Института Психотерапии, 2009. - 480 с.

  4. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия — Новосибирск: СибАГС, 2000. — 171 c.

Просмотров работы: 80