ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бажукова О.А. 1, Закиева С.Р. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ломка общества по всем направлениям в 90-е годы нанесли большой урон нашей стране. Возникла аполитичная масса людей, которым ничего не нужно. Гражданин теряет интерес к собственному государству, обществу, он теряет социальную мотивацию. Национальные проекты, которые в настоящее время внедряются, должны помочь выбраться из этой ситуации. Было определено, что базовыми для государства являются образование, здравоохранение, сельское хозяйство. Потом уже возникли идеи и других важных проектов, касающихся повседневной жизни.

Сфера образования сегодня является одной из значимых отраслей для развития экономики страны, поскольку она выполняет ряд важнейших функций: обеспечение квалифицированными кадрами остальных отраслей экономики, создание новых технологий, проведение научных исследований.Образование является сложным социальным организмом, с помощью которого человек знакомится и приобретает опыт, накопленный в культуре.

Преобразования, происходящие в настоящее время, предоставили педагогам дополнительные возможности для реализации своих смелых идей и начинаний, дав право на свободу педагогического творчества.

Следует отметить, что нацпроекты – это не панацея от всех бед, и не все решают проекты, а лишь определяют путь дальнейшего совершенствования в конкретном направлении.

Социокультурные изменения неизбежно ведут к смене требований к образованию, к необходимости удовлетворения новых требований и введению инноваций в сферу образования. Таким образом, внося изменения в организацию образовательной деятельности надо адаптировать существующие подходы и дополнить их новыми методами, повышающими уровень вовлеченности в образовательный процесс.

Возникновению инновационного обучения в нашей стране способствуют определенные финансово-экономические условия. Как отмечают многие ученые, лучшим средством в современных условиях является мобилизация внутренних ресурсов регионов, развитие инновационных процессов, создание и внедрение новых методик и технологий обучения, направленных на достижение возможно большего эффекта.

А.И. Пригожин рассматривает «инновацию» как «форму управляемого развития … целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Нововведение - переход некоторой системы из одного состояния в другое». [1]

В связи с «быстрым» развитием общества возрастает роль новых технологий и потребность в системе образования, способной отвечать на вызов новых требований. Современная российская педагогика строится на личностно-ориентированных, индивидуальных подходах к организации деятельности как педагога, так и учащегося. Все чаще возникают противоречия по поводу преобладания традиционных фронтальных и групповых форм образовательной деятельности [2]. У студентов, в настоящее время – время инновационных технологий и больших возможностей, возникают дополнительные интересы по получению знаний. Все чаще ими выражается инициатива быть активными участниками не только на практических занятиях, но и на лекционных.

Сегодня все чаще рассматриваются идеи инклюзивного (включающего) образования. Инклюзивное образование – это, прежде всего возможность для людей с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни общества.

Большой вклад в создание концепции инклюзивного образования внесла Саламанская декларация, в основу которой положена идеология, исключающая любую дискриминацию учеников и создания особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Данная декларация отмечает, что школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.

Мы считаем, что одной из форм организации образовательного процесса в инклюзии может быть тренинг. Тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. С конца двадцатого века возникает интерес к психологическому тренингу (синонимы: активное психологическое обучение, социально-психологическая подготовка) как форме социального обучения личности.

А.В. Щербаков исследуя, тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе, отмечает, что все виды тренингов делятся на три группы: спортивный тренинг, актерский тренинг и психологический тренинг (социально-психологический тренинг). [4]

В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бимбада дается следующее определение: «Тренинг – интенсивное обучение с практической направленностью. В отличии от обучения в рамках образовательных программ, ориентированного на формирование системы знаний, обучение-тренинг направлено на развитие навыков, освоение участниками нового опыта». В тренинге используется довольно большое количество различных методов и форм обучения: лекция, демонстрация, индивидуальное консультирование, дискуссия, ролевая игра, разбор и анализ различных ситуаций, тренинговые игры, работа в проективных группах. Этот набор методов и форм указывает на структурированность или формальность и отличительность тренинга от стихийного приобретения опыта. Знания, получаемые, в тренинге приобретаются, целенаправленно и в определенные сроки. Тренинг признается одной из форм обучения. Как отмечает в своем исследовании Дзейтова М.Х. «тренинг как метод формальной подготовки предназначен не для замены формального образования, а для его дополнения. … является одной из форм образовательной деятельности и может включаться в образовательную программу». [2].

Педагогический тренинг какформа организации образовательной деятельности является производной формой социально-психологического тренинга и строится по той же схеме.

Среди исследований в области применения педагогического тренинга на практике надо отметить работы А.С.Прутченкова (1993), А.В. Щербакова (2000), М.Р. Битяновой (2004), Дзейтовой М.Р., у которых мы позаимство­вали ряд методических приемов и рекомендаций при разработке и проведении тренинговых занятий.

В своей работе А.С.Прутченков дает методические ре­комендации для проведения тренинга. [3] Особое внимание уделяется принципам работы тренинговой группы при проведении тренинга. К принципам проведения социально-психологического тренинга он относит следующие:

1. Принцип добровольного участия во всем тренинге и его от­дельных занятиях, играх или упражнениях

2. Принцип диалогизации взаимодействия, который заключает­ся в полноценном межличностном общении на занятиях группы, ос­нованном на взаимном уважении участников.

3. Принцип самодиагностики, заключающийся в самораскры­тии участников, осознании ими собственных личностно-значимых проблем.

Мы считает, что главное достоинство тренинговой формы проведения занятий – высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. «В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Участники …во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения».

Битянова М.Р. рассматривая «психологический тренинг» вводит понятие «тренинговые занятия проводимые в учебной деятельности». В своих работах она отмечает, что тренинговые занятия в учебной деятельности (в школе, колледже и вузе)- существенная модификация тренинговой методологии и процедур, для того чтобы тренинг можно было использовать: для всей учебной группы; в обязательном порядке; в режиме коротких встреч раз в неделю; в ситуации довольной низкой психологической безопасности, характерной для учебных заведений.

Для изучения эффективности тренинговых занятий мы решили провести небольшой эксперимент с двумя группами 5 курса факультета педагогики и психологии ДГПУ, взяв за основу одно практическое занятие по предмету «Специальная психология». Группы были сходные по половозрастному составу и уровню развития. Запланированную лекцию по данному предмету две группы выслушали вместе и получили одинаковые задания на практические занятия. Практические занятия, проводимые по группам, проводились через одинаковый временной период (через неделю), освободив от всех занятий на этот день. В первой группе практическое занятие проводилось в обычной для вуза форме, а во второй занятие было построено в форме тренинга с различными играми, упражнениями и обсуждением материала подготовленного на занятие.

Через неделю на лекции по данному предмету студентам были даны проверочные тесты по теме прошедшего ранее семинара. Студенты, рассаженные по группам в двух аудиториях, ранее не были предупреждены о проведении проверочного тестирования. По результатам теста оказалось, что у студентов второй группы коэффициент усвояемости выше, чем у студентов первой группы.

Таким образом, педагогический тренинг как форма образовательной деятельности направлена на освоение знаний, развитие умений и навыков, формирование установок с целью повышения компетентности в определенной области.

Литература

  1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновации. Будущее. - М., 2001.

  2. Дзейтова М.Х. Миротворческое образование в условиях современного образовательного учреждения Дисс.канд.пед.наук. Нальчик: КБГУ, 2007.- 150 с.

  3. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий. – М.: Новая школа, 1993. – 49 с.

  4. Щербаков А.В. Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе. Дис. канд. пед. наук. М.:РГБ, 2000.-181с.

  5. Омарова П.О. и др. Пространство диалога – путь к взаимопониманию. – Махачкала: Полиграф-сервис, 2003 – 64 с. – (При поддержке Фонда им. Г.Белля).

 

 

Просмотров работы: 179