ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ

Гаджиева Н.М. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проведенное нами исследование подтвердило необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у студентов – будущих педагогов-психологов готовности к работе с детьми с нарушениями психического развития.

Важность организации дополнительной профессиональной подготовки в этом направлении обусловлена, как минимум, двумя причинами. Во-первых, формирование у студентов – будущих педагогов-психологов готовности к работе с детьми с нарушениями психического развития открывает перед ними новые грани профессиональной деятельности.

Погружение в соответствующую предметную область теории и практики позволяет им лучше осознавать различия между нормальным и нарушенным развитием психики и на этой основе более осознанно выстраивать свою профессиональную деятельность с обладателями психики первого и второго типа. Во-вторых, данная готовность существенно повышает уровень конкурентоспособности будущих выпускников на рынке труда. Обладание дополнительной подготовкой позволяет им работать в качестве педагога-психолога с расширенным контингентом клиентов.

Это тем более важно, что количество детей с нарушенным развитием психики в силу различных обстоятельств постоянно увеличивается. Тем самым, повышается востребованность в психологических кадрах, готовых оказывать психологическую помощь таким детям, помогающим им преодолевать имеющиеся у них проблемы и более успешно развиваться. Работу в данном направлении может оказывать только специалист, получивший соответствующую дополнительную профессиональную подготовку и способный с использованием средств психологии на практике воплотить идеи гуманного отношения к человеку вне зависимости от особенностей его психического развития.

В силу достаточной обширности форм нарушения психического развития, мы рассмотрели только одно из возможных направлений дополнительной профессиональной подготовки студентов – будущих педагогов-психологов. В рамках проведенного исследования мы сосредоточились на вопросах формирования у них готовности к работе с детьми, характеризующимися нарушением психического развития аутистического спектра. При этом мы исходили из значительной численности детей с таким нарушением, нуждающихся в квалифицированном содействии со стороны педагога-психолога в решении проблем их психического развития.

По результатам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Формирование готовности студентов – будущих педагогов-психологов к работе с детьми с нарушением психического развития аутистического спектра должно осуществляться в рамках осуществления дополнительной профессиональной подготовки этих студентов. Дополнительная профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов к работе с детьми с нарушениями аутистического спектра представляет собой одно из направлений профессионализации студентов, реализующееся как специально организованный процесс их личностного развития, основу которого составляет выработка субъектной готовности к профессиональной деятельности по оказанию психологического содействия соответствующей категории детей.

2. Субъектная готовность к профессиональной деятельности как результат профессиональной подготовки в среднем или высшем учебном заведении представляет собой сложное образование, обеспечивающее предрасположенность субъекта к включению в профессиональную деятельность, успешное ее выполнение и самосовершенствование в ней. Данная предрасположенность имеет компетентностную и энергетическую основу, сконцентрированную, соответственно, в квалификационной и психологической готовности субъекта к выполнению профессиональной деятельности.

3. Квалификационная готовность к профессиональной деятельности как составляющая субъектной готовности к ней, имеет компетентностную природу, обеспеченную единством знаниевого компонента, практического компонента и профессиональных способностей субъекта к выполнению этой деятельности.

Знаниевый компонент квалификационной готовности к профессиональной деятельности обеспечивает информированность о деятельност на основе единства профессиональных (общих и индивидуальных) представлений и профессионального мировоззрения (профессия в мире профессий, в жизни человека, в собственной жизни).

Практический компонент квалификационной готовности к профессиональной деятельности обеспечивает владение опытом ее реализации и основан на умениях выполнять профессиональные действия, умениях взаимодействовать с субъектами, образующими профессиональную среду, и умениях соответствовать профессиональному имиджу представителя профессии.

Профессиональные способности квалификационной готовности к профессиональной деятельности обеспечивают развитие у субъекта качеств необходимых для ее реализации, которые объединяются в общие и специальные профессиональные способности.

4. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как составляющая субъектной готовности к ней, имеет энергетическую природу, обеспеченную единством мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент психологической готовности субъекта к выполнению профессиональной деятельности основан на осознании им ценностных аспектов выполнения профессиональной деятельности, построении иерархии мотивов профессиональной деятельности и образовании субъектной направленности на некоторые аспекты выполнения профессиональной деятельности.

Эмоционально-волевой компонент психологической готовности субъекта к выполнению профессиональной деятельности лежит в основе его готовности к управлению собственной активностью в ходе осуществления профессиональной деятельности и включает готовность субъекта к управлению профессиональной действительностью, его самоконтроль и мобилизационные ресурсы решения профессиональных задач.

Поведенческий компонент психологической готовности субъекта к выполнению профессиональной деятельности обеспечивает осознание им себя в этой деятельности на основе профессиональной самореконструкции в прошлом, настоящем и будущем и на этой основе самоорганизацию своего профессионального поведения.

5. Низкий уровень готовности студентов – будущих педагогов-психологов к работе с детьми, обладающими нарушениями психического развития аутистического спектра, проявляется в форме психологических барьеров к данному направлению профессиональной деятельности.

Барьер недостаточности профессионального опыта характеризуется признаками тревожность под влиянием переживания субъектом неподготовленности к оказанию профессионального содействия детям с рассматриваемым нарушением развития и опасений в отношении недостаточной самоэффективности при выполнении разных форм профессиональной деятельности.

Барьер узости понимания нарушений психического развития аутистического спектра обнаруживается в сведении субъектом профессиональной деятельности на ментальном уровне всего многообразия нарушений аутистического спектра к одной форме, а всех признаков нарушений аутистического спектра – к одному аспекту, чаще всего, к погруженности в себя.

Барьер взаимодействия с детьми, обладающими нарушениями психического развития, проявляется на субъектном уровне как боязнь перед инициированием взаимодействия с такими детьми; затрудненность в выборе стиля и содержания коммуникации, необходимых для поддержания взаимодействия.

Барьер к отличиям от нормы связан с субъектным недоверием к отличиям детей с нарушенным психическим развитием от остальных детей, тревожность в связи с их непохожестью на детей, характеризующихся развитием в пределах психической нормы.

Барьер перед нарушениями психического развития характеризуется проявлением отвращения, брезгливости к признакам нарушений психического развития; пренебрежение к их обладателям.

6. Профессиональная работа педагога-психолога с детьми, характеризующимися нарушениями психического развития аутистического спектра, предполагает воздействия по четырем основным направлениям: социальному, эмоциональному, коммуникативному и поведенческому.

Социальное направление профессионального воздействия педагога-психолога предполагает преодоление безразличия ребенка к социальному окружению и его неумения выстраивать социальное взаимодействие. Эмоциональное направление профессиональной деятельности психолога с данной категорией детей ориентировано на исправление их равнодушия к эмоциям, неумения эмоциональной дифференциации и саморегуляции. Коммуникативное направление деятельности педагога-психолога с детьми связано с развитием у них интереса к общению и коммуникативных умений. Поведенческое направление профессиональной работы психолога с детьми, обладающими нарушениями аутистического спектра, включает расширения диапазона их двигательной активности и усиление произвольности их поведения.

7. Профессиональное воздействие педагога-психолога на детей, обладающих нарушениями психического развития аутистического спектра, предполагает развитие у них познавательной, ценностно-смысловой, мотивационной и поведенческой сферы.

Развитие педагогом-психологом познавательной сферы этих детей включает обогащение их представлений о нормах построения социального взаимодействия, о многообразии эмоций и способах управления ими, о содержании ритуального общения и невербальной коммуникации, об организации своего поведения.

Работа педагога-психолога с ценностно-смысловой сферой данных детей предполагает формирование у них понимания ценности социального взаимодействия, важности эмоциональной и коммуникативной стороны жизни человека, необходимости изменений в жизни и правильного реагирования на них.

Изменение мотивационной сферы детей, обладающих нарушениями психического развития аутистического спектра, связано с развитием у них потребности в социальном взаимодействии, в использовании эмоций для управления своим поведением и поведением окружающих людей, в поддержании и развитии общения с разными категориями субъектов, в появлении чего-то нового в жизни.

Воздействие педагога-психолога на поведенческую сферу детей с рассматриваемым нарушением ориентировано на развитие у них умений и навыков инициирования и реализации социального взаимодействия, управления эмоциями для построения своего поведения и поведения окружающих людей, построения коммуникативных контактов разного типа, произвольности поведения и деятельности.

8. Целенаправленное формирование готовности студентов – будущих педагогов-психологов к профессиональной работе с детьми, обладающими нарушениями психического развития аутистического спектра, должно предполагать:

- расширение их представлений о психологических особенностях детей с рассматриваемыми нарушениями и принципах построения в отношении них профессиональной деятельности педагога-психолога;

- образование умения осуществлять профессиональную деятельность по всем направлениям, связанным с нарушением психического развития рассматриваемой категории детей;

- содействие появлению у них навыков организации социально-психологического пространства взаимодействия с этими детьми, оказывающего позитивное влияние на решение проблем их развития;

- стимулирование выработки способностей к развитию познавательной, ценностно-смысловой, мотивационной и поведенческой сферы детей с нарушениями аутистического спектра;

- обеспечение их подготовленности к построению системы развивающего воздействия на детей с нарушениями психического развития аутистического спектра, включающего индивидуальные и групповые формы работы.

9. Формирование готовности студентов – будущих педагогов-психологов к профессиональной работе с детьми, обладающими нарушениями психического развития аутистического спектра, должно осуществляться на основе принципов: научности, безопасности, комплексности, деятельностном и сочетания стратегий «сверху вниз» и «снизу вверх».

В соответствии с принципом научности студенты в рамках своей профессиональной подготовки в рассматриваемом направлении должны получить весь массив научно обоснованных знаний, лежащий в основе реализации ими профессионального взаимодействия с детьми с нарушениями психического развития аутистического спектра.

Принцип безопасности указывает на то, что студенты – будущие педагоги-психологи должны получить такой объем подготовки, чтобы могли осуществлять оказание профессиональной помощи детям с заявленными нарушениями психического развития на безопасной основе.

Принцип комплексности предполагает обеспечение комплексной подготовки студентов к работе с детьми с нарушениями психического развития аутистического спектра в единстве необходимых для этого знаний, умений и способностей.

Деятельностный принцип исходит из того, что готовность студентов к осуществлению профессиональной работы с детьми с нарушениями психического развития аутистического спектра может быть сформирована только тогда, когда они будут включены в реальный процесс взаимодействия с такими детьми.

Принцип сочетания стратегий «сверху вниз» и «снизу вверх» ориентирует на то, что процесс формирования готовности студентов – будущих педагогов-психологов к работе с детьми с нарушениями психического развития аутистического спектра, нацеливая на профессиональную деятельность после завершения вуза, должен основываться на уже сформированном у них уровне готовности к профессии.

10. Авторская программа формирования готовности студентов – будущих педагогов-психологов к профессиональной работе с детьми, обладающими нарушениями психического развития аутистического спектра, включает в себя:

- курсы дополнительной профессиональной подготовки студентов, характеризующих особенности детей, обладающих нарушениями психического развития аутистического спектра, и подходы к оказанию им необходимого профессионального содействия в решении проблем развития психики;

- тренинг и непрерывную профессиональную практику с целью формирования в рамках готовности студентов к работе с детьми, обладающими нарушениями психического развития аутистического спектра, соответствующих умений, навыков и способностей;

- практика индивидуального психологического консультирования для преодоления психологических барьеров студентов – будущих педагогов-психологов к профессиональному взаимодействию с детьми с нарушениями психического развития аутистического спектра.

Проведенное исследование посвящено только одному из возможных направлений формирования готовности студентов – будущих педагогов-психологов к работе с детьми с нарушением психического развития. Однако выработанные в его рамках исследовательские подходы могут быть использованы при проведении исследований, направленных на изучение психологических особенностей профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с другими видами нарушения развития психики.

Предложенная нами модель формирования готовности студентов к работе с детьми с нарушениями психического развития аутистического спектра может рассматриваться в качестве базовой модели для разработки программ формирования их готовности к работе с иными нарушениями психики.

Выявленные по итогам исследования психологические факты и закономерности могут быть подвергнуты последующей апробации на выборках детей с другими формами нарушения психического развития.

Просмотров работы: 69