ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Фадеева О.Ю. 1, Лыженкова Р.С. 1
1Иркутский государственный Университет Путей Сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной работе представлены преимущества и проблемы информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в системе образования.

Использование ИКТ в образовательном процессе стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствует повышению качества образования.

В современных условиях ИКТ развиты лишь на 15%,немаловажную роль играют образовательные учреждения, в которых отсутствуют спортивные залы, что составляет 83%, из них 42% нуждаются в реконструкции.

Цель работы: выявить информационную подготовку педагога.

Задачи работы:

1)провести теоретический анализ деятельности педагога по физической культуре;

2) выявить преимущества информационных технологий в подготовке учащихся по физической культуре;

3) выявить проблемы внедрения современных информационных технологий в подготовке специалистов по физической культуре.

Объект работы: педагог по физической культуре.

Предмет работы: современная информационная подготовка педагога по физической культуре.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения на уроках физической культуры. Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) повышение эффективности и качества процесса обучения;

2) повышение активности познавательной деятельности;

3) углубление межпредметных связей;

4) увеличение объема и оптимизация поиска информации;

5) развитие различных видов мышления;

6) развитие коммуникативных способностей;

7) эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

8) формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

9) формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность [1].

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволит эффективно решить эту проблему. Рассмотрим программные средства учебного назначения, которые наиболее широко можно использовать на уроках физической культуры.

Программные средства учебного назначения:

1) электронные учебные пособия (электронный учебник, электронная презентация);

2) учебно-методические комплексы;

3) контролирующие компьютерные программы;

4) компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий [5].

В качестве примера могу привести такой факт, педагог дает учащимся задание: написать реферат. Чаще всего, учащиеся сдают учителю некачественно сделанные рефераты большого объема – это или конспекты 1-2 книг, или взятые из интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже форматируются учащимся.

Такой реферат, а особенно если сдают сразу несколько, учитель не в состоянии полноценно проверить и исправить вместе с учащимся, иногда, он остается вовсе не прочитан, а только “просмотрен” учителем. Это ослабляет интерес учащихся к такому роду работы и уменьшает ее результативность. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе сам процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Можно сделать вывод о том, что, данные информационные технологии вызовут интерес к предмету, как у самих учащихся, так и у педагога по физической культуре, ему станет легче демонстрировать учащимся теорию и практику, а также с помощью тестов осуществлять контроль знаний учащихся.

Таким образом, информационные технологии обучения позволяют учащимся эффективно и самостоятельно осваивать теоретический и методический разделы учебных дисциплин по физической культуре.

Информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение двух основных целей:

1) первая как наиболее приоритетная сейчас и на ближайшую перспективу подготовка специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества;

2) вторая повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий [3].

Уже же сейчас очерчиваются основные направления использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту. К ним можно отнести:

1) создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам;

2) обучающие мультимедиа системы;

3) моделирование компьютерных соревнований, тактических действий и педагогического процесса;

4) использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

5) автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности;

6) автоматизированные методы функциональной диагностики;

7) организацию дистанционного обучения и т. д [2].

Основными задачами информационной подготовки в настоящее время должны быть:

1) обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информации как научной дисциплины;

2) формирование умений и навыков работы на персональном компьютере;

3) изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности [4].

Содержание основных компонентов информационной подготовки должно быть построено таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту.

При этом специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач на лабораторных и практических занятиях.

Мною был проведен опрос с 15.11.2017 г.-30.11.2017 г. среди студентов Иркутского государственного университета путей сообщения в количестве 100 человек по специальностям:

1) Подвижной состав железных дорог;

2) Эксплуатация железных дорог;

3) Системы обеспечения движения поездов;

4) Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей;

5) Таможенное дело;

6) Информационная безопасность автоматизированных систем.

Тема исследования: «Информационные технологии на занятиях физкультуры»:

1) согласны ли вы результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры:

1. Да – 56 человек;

2. Нет – 36 человек;

3. Затрудняюсь ответить - 8 человек;

2) удовлетворены ли Вы профессионализмом, уровнем организации уроков (лекций) по физической культуре в учебных заведениях:

1. Да – 68 человек;

2. Нет – 12 человек;

3. Затрудняюсь ответить – 20 человек;

3) какое место занимает предмет «Физическая культура» в образовательном процессе:

1. Главное – 20 человек;

2. Второстепенное – 50 человек;

3. Затрудняюсь ответить – 30 человек;

4) влияет ли информационная подготовка (применение ИКТ) на качество занятий по физической культуре:

1. Да – 74 человека;

2. Нет – 10 человек;

3. Затрудняюсь ответить – 16 человек;

5) интересно ли Вам на уроках физкультуры:

1. Да – 76 человек;

2. Нет – 12 человек;

3. Затрудняюсь ответить – 12 человек;

6) соответствуют ли требования на занятиях физической культуры вашему физическому развитию:

1. Да – 42 человека;

2. Нет – 20 человек;

3. Затрудняюсь ответить – 38 человек;

7) согласны ли Вы, что урок физкультуры с использованием ИКТ:

1. Повышает мотивацию обучающихся к занятиям физкультуры

2. Позволяет обучающимся самостоятельно организовывать занятия по физкультуре

3. Ускоряет усвоение сложного программного материала благодаря наглядному способу подачи с помощью ИКТ.

1. Да – 26 человек;

2. Нет – 32 человек;

3. Затрудняюсь ответить – 42 человека.

Подводя итоги, можно сказать о том, что применение ИКТ на уроках физкультуры стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствует повышению качества образования.

Применение технологий проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности обучающегося, позволяет применять знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.

Использование ИКТ позволяет преподавателю повысить уровень владения информации по дисциплине, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором учащийся становится активным субъектом образовательного процесса.

При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции.

Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по физической культуре позволяет сформировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установку на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Список использованных источников

1. Агаева О.В. «Использование информационных технологий на уроках физической культуры»/Научная статья/ Источник: http://открытыйурок.рф/статьи/581574.

2. Алибекова М.И. «Цели и задачи педагогической деятельности учителя физической культуры» / Методическая разработка по физкультуре на тему / Источник: https://nsportal.ru – Социальная сеть работников образования.

3. Бахромов О.Т., Олимов А.И. «Информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту» /Научная статья / Образование и воспитание, 92-93 с.

4. Верещагин В.В. «Профессиограмма учителя физической культуры» / Методический материал, 14 с., 2011 г.

5. Пащенко О.И. «Информационные технологии в образовании» / Учебно-методическое пособие, 228 с., 2013 г.

Просмотров работы: 144