ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА, ДЕТСТВА И СЕМЬИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА, ДЕТСТВА И СЕМЬИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конституция Российской Федерации гласит, что «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]. Государство должно защищать институт семьи с помощью комплекса социально-экономических и иных мер поддержки семьи, а реализовывать – через обеспечение такой социальной среды, которая сможет организовать нормальное функционирование семьи как социального института.

Государство осуществляет защиту семьи, в первую очередь, путем ее экономической поддержки. Во-вторых, в обязанность государства также входит защищать семью с помощью активной деятельности государственных органов. Данную обязанность государство осуществляет с помощью тщательной проработки вопросов государственного регулирования охраны и защиты семьи; определения системы обеспечения и комплекса социально-экономических мер поддержки семьи; разработки и законодательного закрепления данных мер и механизма их реализации; обозначения факторов разграничения компетенции в области охраны и защиты семьи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; создания социальной среды, которая бы смогла гарантированно обеспечивать нормальное функционирование семьи, работать на благо сохранения и упрочнения этого социального института.

Одной из актуальных проблем в сфере материнства, детства и семьи в Российской Федерации является снижение рождаемости. Эта проблема возникает из множества факторов, в первую очередь, это большое количество разводов, которое так и растет вверх, во-вторых, это снижение официально зарегистрированных браков, в-третьих, это возрастание количества так называемых «гражданских браков» и «сожительств», и в следствии, это все вытекает в большое количество внебрачной рождаемостью детей.

Большую роль традиционно в семье отдается матери, так как именно от нее зависят нравственные и социальные моменты, которые являются «фундаментом» семьи. Но в последнее время на женщину все больше таких обязанностей, как материальное благополучие семьи. В современном мире женщина строит карьеру намного успешнее, чем мужчина, а также сама принимает решение о рождении ребенка без мужа или не выходя замуж.

Такие проблемы, как неполная семья, состоящей из матери и ребенка, весьма актуальны на сегодняшний день, и они периодически поднимаются различными инстанциями.

По нашему мнению, мать и ребенок является полноценной семьей, а это, значит, что они тоже достойны полноценной поддержки со стороны государства. Защита их семейных интересов осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают и рассматривать их раздельно не всегда возможно и, в первую очередь, в период беременности, а затем в первые годы жизни ребенка, когда для добросовестной матери они являются приоритетными.

Термин «одинокая мать» употребляется в семейном и трудовом праве довольно часто, однако статус данного термина в российском законодательстве четко не определен. Определение этого понятия должно включать следующие положения: 1) одинокой матерью считается женщина, родившая и воспитывающая ребенка и не состоящая в браке; 2) в органах ЗАГСа в книге записей рождений – фамилия ребенка записывается по фамилии матери, а имя и отчество отца ребенка — по ее указанию.

Из этого следует, что «одинокая мать» — это женщина, отец ребенка которой официально не признан органом ЗАГСа. В этой связи отец ребенка не несет никаких обязательств ни в отношении женщины (матери), ни в отношении ее ребенка. Итак, к одиноким матерям можно отнести, во-первых, женщин, родивших и воспитывающих детей вне брака, при условии, что в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись сделана по указанию матери; во-вторых, женщин, которые, не находясь в браке, усыновили (удочерили) ребенка. Для смягчения и преодоления последствий социально-экономического кризиса в нашем обществе, оказания помощи и определенных гарантий жизнеобеспечения детей и семьи в Российской Федерации утвержден ряд законов и долговременных программ.

Правовые нормы российского законодательства в отношении семей с детьми распространяются на все типы семей с несовершеннолетними детьми, в том числе на семьи одиноких матерей и их детей. Но на семьи в составе одиноких матерей и их детей распространены также некоторые дополнительные гарантии в виде дополнительных льгот, в числе которых увеличенный размер детского пособия.

Право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве закреплено законодательно. Но стоит отметить, что право каждой женщины на материнство непосредственно связано с решением вопроса о сохранении беременности или искусственном ее прерывании (которое, к сожалению, остается в России основным способом планирования и регулирования рождаемости). Факт зарегистрированного брака у семьи не порождает вопроса о сохранении беременности или искусственном ее прерывании, по причине того, что ответственность за принятие решения лежит уже на обоих супругах. В ситуации «гражданского брака» беременная женщина самостоятельно принимает решение об искусственном прерывании беременности, и берет всю ответственность на себя за оставление жизни будущего ребенка или неоставлении.

Подавляющее большинство таких женщин не делали раньше абортов, и для многих из них беременность была неожиданностью, не планируемой и не всегда желаемой. Но также есть женщины, которые сохраняют беременность. И очень часто потенциальные отцы избегают ответственности и никак не участвуют в жизни своих детей. Соответственно, женщины, которые сохраняют беременность, реализуют свое право на материнство и обрекают себя на вечную борьбу за выживание. Но должно ли быть так?

Вот именно в такой ситуации семье просто необходима помощь государства, чтобы обеспечить женщинам реализацию их прав и обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Кроме общих социальных мер защиты семьи, предусмотренных законодательством, одинокие матери имеют ряд льгот и повышенных гарантий.

Трудовой кодекс РФ устанавливает для таких работников дополнительные гарантии, включая механизмы эффективного контроля за правомерностью их увольнения работодателями. Определенные гарантии распространяются на следующие категории лиц: женщины (как категории работников в целом); беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; женщины —одинокие матери, имеющие ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до восемнадцати лет; работники, усыновившие ребенка. Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей. Запрещено увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей — при наличии у них ребенка в возрасте до четырнадцати лет) [2].

Причины отказа в приеме на работу должны быть изложены в письменной форме. Отказ может быть обжалован в судебном порядке. Но если женщине отказывают в приеме на работу по перечисленным причинам, то ни один работодатель не даст письменного отказа, назвав истинную причину; в итоге женщина останется и без работы, и, как следствие, без средств к существованию и содержанию ребенка.

Поэтому необходим жесткий государственный контроль. Но в любом случае для обеспечения действенного механизма защиты интересов материнства и детства недостаточно простого перечисления санкций в законодательстве. Эффективность может быть достигнута лишь при комплексном применении норм права, а также включении всех механизмов защиты нарушенных прав и законных интересов, предусмотренных разными отраслями национального права. Так, возможно внесение изменения в закон и создание для работодателей таких условий, при которых им было бы выгодно использовать наемный труд данной категории работников, и (или) ужесточить санкции за нарушение этих норм трудового законодательства и строго следить за его соблюдением. Ситуации, когда сокращают или нерегулярно выдают заработную плату, когда постоянно идет сокращение штатов или ликвидация предприятий, когда существует скрытая дискриминация при устройстве на работу и женщину с ребенком могут просто не принять на работу, происходят достаточно часто.

И в такой ситуации мизерные пособия, гарантированные государством, можно расценивать как посягательство на минимальные жизненные стандарты, позволяющие поддерживать жалкое существование и выживать в очень тяжелых экономических условиях. Поэтому, предоставляя минимальные выплаты и определенные гарантии, государство не способно защитить права одиноких матерей и их детей и, соответственно, женщины-матери очень низко оценивают материальное и имущественное положение своих семей: еда, одежда, жилье стоят дорого, скидок на транспорт нет, в отличие, например, от многодетных семей.

В законодательстве Российской Федерации есть ряд правовых актов, образующих институт социального обеспечения, нормы которых направлены на охрану интересов материнства и детства. Например, такие как социальное обеспечение беременных женщин, женщин, имеющих детей, и другие. Сегодня немногие полные семьи в состоянии полноценно справиться с содержанием детей без помощи государства, а одиноким матерям приходится во много раз сложнее. Выплачиваемое пособие на ребенка смехотворно мало и реальной помощи дети практически не получают. А если учесть, что в большинстве «материнских» семей единственным кормильцем является мать, то без государственной поддержки, какой бы мизерной она ни была, невозможно поддерживать нормальный уровень жизнеобеспечения детей.

Исходя из вышеперечисленного можно с уверенностью заявить, что самой малообеспеченной и незащищенной категорией семей являются «материнские семьи». Женщина должна работать, воспитывать и содержать ребенка. Все реформы на государственном уровне детей не касаются и на самом деле не способствуют улучшению демографической ситуации в России.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.

Просмотров работы: 79