ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВИЗМА НА ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВИЗМА НА ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА

Симакова В.А. 1, Клименко И.А. 1
1АСА ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конструктивизм зародился в 1920-х годах, когда Советская страна начала восстанавливаться после революций и гражданской войны. В условиях бурного роста городов, развития промышленности, появились противоречия со старым укладом жизни. Архитекторы-конструктивисты были уверены в необходимости рационального плана, использования новейших строительных материалов и конструкций, «полезности» вещи. Термин «конструктивизм» привнесли в русский язык теоретики «производственного искусства», главной причиной этого стало частое употребление в брошюрах и выступлениях архитекторов слов «конструктивный», «конструкция», «конструирование». Художники-конструктивисты увлекались трансформирующимися элементами оборудования. Они проектировали различные трансформирующиеся и многофункциональные изделия - свертываемые торговые лотки-киоски, разборное оборудование выставочных помещений, комбинированные столы-диваны, трансформируемые кресла-кровати для транспорта (самолёта, автобуса), стандартную разборную и складную мебель для кинотеатров и клубов, шкаф-стол, откидную кровать, разборную автобусную остановку, откидные полки, раздвижные шкафы, развертываемую кинопередвижку, трансформирующееся оборудование клубных, торговых и других помещений. Проекты такого трансформируемого оборудования делали А. Ган, А. Лавинский, Е. Семенова и др. Однако наибольший вклад в разработку приемов "конструирования" такого оборудования внес А. Родченко; он внедрял эти приемы на руководимом им металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа.

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой. Архитекторы, приверженцы этого направления, тяготели к формированию единого, целостного образа архитектурного решения. Вопреки делению на геометрические секции, дома в конструктивистском стиле воспринимаются как монолит. Вследствие чего, характерной чертой данного стиля является масштабность. Развиваясь в условиях, когда подчеркнутая рукотворность была популярным художественным решением, конструктивизм брал размерами. Сложно представить себе интернациональные стили выполненными в естественных материалах. Но конструктивизм, закованный в бетон и стекло, металл и пластик, не просто использует эти материалы, а оперирует ими как способом художественной выразительности. Почти все дома в этом стиле имеют спокойный серый, бежевый или белый цвет. Разнообразие вносится за счет металла и стекла.

Однако видение того, что конструктивизм – только архитектурное направление, было бы однобоким и даже крайне неверным, так как прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне интерьеров. Он отвечал потребностям людей прошлого века в простом и функциональном жилище без лишних изысков. Не утратила свою актуальность данная стилистика и в наши дни. Современные люди по-прежнему нуждаются в комфортном интерьере, который будет соответствовать ритму жизни нашего времени. По сути своей конструктивизм – попытка создания зданий не только функциональных, но и выразительных. И хотя он не обладает большим количеством декора, эффект достигается благодаря формам и материалам. Конструктивизм в дизайне интерьера сложно спутать с другими стилями, ведь у него есть ряд четко обозначенных характерных особенностей. Давайте с ними познакомимся:

  1. Все формы данного стиля достаточно строгие, при этом они простые и удобные.

  2. Функциональное назначение каждого предмета в интерьере предельно ясно. Тут нет ни одной вещи, над смыслом которой вам придется призадуматься.

  3. В отделке и декоре отсутствуют любые вычурные элементы и замысловатые узоры.

  4. Отделочные материалы также просты, как и все остальное в данном стиле. Вы можете встретить в дизайне, например, бетон или стекло.

  5. В данном стиле присутствуют крупногабаритные элементы. Все предметы в помещении обладают значительным масштабом.

  6. Декор помещения происходит не за счет бесполезных декоративных элементов, а за счет интересных цветовых сочетаний, стильных световых решений и нестандартных фактур.

  7. Очень важная особенность стиля в том, что в нем отсутствуют замкнутые пространства и, тем более, коридоры. Просторные помещения делятся на зоны с помощью легких полупрозрачных перегородок, которые крайне мобильны и при необходимости легко перемещаются по комнате.

Данная стилистика изначально программировала подчеркнуто обобщенный характер, ее динамика и декор создаются современной пластикой мебели, изысканно-холодными цветами и оттенками стекла, пластмасс, металл, натуральной фактурой плит из камня, каменной крошки, плакатными, яркими красками. Создание интерьера требует понимания техногенной эстетики, умения «оживить», сделать уютными конструктивистские материалы и формы.

От конструктивизма ведут свое начало такие направления, как минимализм, хай-тек, отчасти концептуализм. Идеи конструктивизма послужили основой образования нового стилевого направления в организации внутреннего пространства, минимализма, «декларировавшего и реализовывавшего на практике принципы предельной экономии «изобразительно-выразительных» средств» В архитектуре и интерьере минимализм – это в первую очередь моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Когда предметов мало, каждый из них должен быть совершенным. В цветовом оформлении обычно используются один-два цвета, основной из которых – белый (он наиболее подчеркивает линии предметов). Декоративное оформление, как правило, отсутствует, его заменяет функциональность, что является основным свойством минимализма.

На западе в 1970-е годы в оформлении интерьеров развивается новый стиль, по упрощенности форм и аскетичности напоминающий минимализм, и также своими истоками восходящий к формотворчеству конструктивизма, по своим формальным признакам более технический – «хай-тек». Стиль «хай-тек», символизирует современность, экстравагантность, удобство, даже некоторую дерзость. Как следует из названия, «хай-тек» – это отражение века «высоких технологий», здесь используется самая передовая техника, прочные строительные и отделочные материалы. Характерной особенностью интерьеров и зданий, выполненных в стиле «хай-тек», являлось то, что они на первый взгляд производили впечатление техницистских, конструктивно-рационалистических, однако на самом деле весь их техницизм – больше некая декорация, символический формалистический прием.

Актуальность конструктивизма сегодня сложно переоценить. В современной архитектуре весь мир использует исключительно принципы конструктивизма, новых принципов с тех пор не придумали. Многие приемы конструктивизма очень современны и должны были бы получить широкое распространение. Прежде всего, это эргономичные планировки. Взаимодействие фасада и планировки — это конструктивистский прием.

В результате анализа современного дизайна интерьера можно сделать вывод, что именно конструктивизм разрушил привычные стереотипы, традиционные эстетические нормы и принципы, и открыл возможности практически неограниченных новаций в организации художественно- эстетического пространства, часто основанных на самых новейших достижениях науки и техники, открыл путь к переходу искусства в новое качество.

Литература

  1. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. – М.: ЭКСМО-Пресс., 2002. – 224 с.

  2. Конструктивизм. Влияние на современное восприятие пространства.

[Электронный ресурс] URL: http://constructivism.tilda.ws

  1. Конструктивизм как основа русского дизайна.

[Электронный ресурс] URL: https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews440.php

  1. Конструктивизм в дизайне и фотографии.

[Электронный ресурс] URL: https://studfiles.net/preview/6178645/page:2/

  1. Зарубежный дизайн 1980-х – 1990-х годов.

[Электронный ресурс] URL: http://www.partal.by/publications/zarubejnyy_dizayn_1980-h_19.html?print=1

Просмотров работы: 655