ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

Хаматнурова Э.Д. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе финансово - хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу, с расчетами с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, органами социального обеспечения и страхования по отчислениям, а также с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающим из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам.

Производственные запасы материалов, сырья и оборудования, необходимые для обслуживания производственных процессов, ведения хозяйственной деятельности, пополняются за счет их поставок организациями-поставщиками или прочими организациями.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.

Основными задачами учета расчетов являются:

- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

- своевременное и правильное документирование первичных документов и операций по движению денежных средств и расчетов;

- контроль за правильными и своевременными расчетами с покупателями и поставщиками;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

- обеспечение контроля за правильностью оформления договоров и иных документов, регулирующих и регламентирующих взаимоотношения между предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами;

- ликвидация просроченных задолженностей и недопущение задолженностей с истекшими сроками исковой давности.

Счет 60 кредетуется на стоимость счетов - фактур, поступивших от поставщиков и подрядчиков, а дебетуется на суммы поступивших денежных средств в оплату счетов - фактур или взаиморасчетов.

На счете 60 организации учитывают также свои расчеты с поставщиками поступивших на склад материальных ценностей, по которым счета - фактуры еще не получены, - так называемые, не отфактурованные поставки. В этом случае поступившие на склад материальные ценности приходуются на основании акта о приемке материалов по договорным ценам и условиям предусмотренных в договорах, по видам материалов и по поставщикам, а в бухгалтерском учете делается проводка. При поступлении расчетных документов ранее сделанная запись сторнируется, черными чернилами делается запись на сумму, указанную в этих документах. Если же договоров между поставщиком и покупателем нет, а материалы поступили, организация не имеет права ни использовать запасы для собственных нужд, ни приходовать их по балансовому счету - поступившее имущество принимается на ответственное хранение и учитывается за балансом - на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Организация обязана также вести на счете 60 учет оплаченных, но не поступивших на склад материальных ценностей, находящихся в пути, по которым к ней перешло право собственности.

Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом:

- отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;

- уничтожение подлинных документов;

- ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);

- не правильное оформление и предъявление претензии по договорам;

- отражение на счетах бухгалтерского учета не реальной дебиторской и кредиторской задолженности;

- не соответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

- не правильное или не правомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиком;

- не корректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

- неоприходование ТМЦ полученных от поставщиков;

- подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;

- несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;

- счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчиками (при изменении количества, веса, размеров и т.п.);

- регистрация хозяйственны операций в документах неунифицированной формы;

- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

- отсутствие графика документооборота;

- ошибки при регистрации документа, несовременная регистрация документа в учетном регистре;

- нарушение срока хранения документации в архиве;

- уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;

- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;

- несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;

- необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченными данными организацией собственными векселями и т.д.);

- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете;

- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

- отражение суммовых разниц на счетах учета прочих доходов и расчетов, а не на счетах учета запасов и затрат;

- списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;

- неправомерное признание задолженности безнадежным и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет прочих расходов;

- отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным и т.п.;

- не своевременное предъявление претензий поставщиками и др.

Для того чтобы наметить направление проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать имеющиеся факторы риска. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их выполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Тесты позволяют установить, на сколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет выполняет поставленные перед ним задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемой совокупности.

Особое внимание аудитора должно быть обращено на то, что зачастую скрытую материальную ценность списывают на счет 76 «Расчеты по претензиям». В последнем случае необходимо установить реальность сумм претензий, а так же то, обусловлены ли претензии: несоответствием цен и тарифов договорным обязательствам; выявленными арифметическими ошибками на счетах; несоответствием качества товара(услуг) стандартам или техническим условиям; недостачей груза в пути сверх норм естественной убыли; браком по вине поставщиков и подрядчиков.

Основной типичной бухгалтерской ошибкой при расчетных отношениях с другими предприятиями может служить, в качестве примера, неверно составленный счет-фактура при покупке товара у поставщиков. Это может привести к тому, что суммы НДС, возмещенные из бюджета не будут приняты налоговыми органами.

Большое количество ошибок допускается при проведении взаимозачетов, составлении актов сверки, перевода долга, товарообменных операций. Поскольку такие операции достаточно распространенные и количество ошибок ведения бухгалтерского учета по ним велико.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Нигматуллина Г.Р., - Методический инструментарий аудита и его место в системе контроля экономических субъектов - В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельскогохозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет

молодых ученых университета. 2011. С. 185-188.

3. Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит: практикум: учебное пособие. - М.: ИД "ФОРУМ", 2011, 424 с.

4. Розенберг А. М., Основы аудита, Ростов на Дону.: Свет, 2008г.

5. Аудит: теория и практика: учеб. для вузов / под ред.В.С. Карагода. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 666 с.

Просмотров работы: 604