НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ПО УЧЕТУ И АУДИТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА ПО УЧЕТУ И АУДИТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Паряева Е.Ю. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета и аудита.

Нормативное регулирование учета и аудита основных средств осуществляется на базе следующих документов:

I уровень – федеральные стандарты:

1..Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Правило (стандарт) № 4 - Существенность в аудите. Согласно данному стандарту, аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. Вопрос оценки существенности в аудите, заключается, прежде всего, в выборе конкретной базы, включающей один или несколько показателей бухгалтерской отчетности и способ расчета количественного критерия существенности - величины предельно допустимой ошибки[1].

2..Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Правило (стандарт) № 8 - Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности. В данном правиле (стандарте) рассматривается аудитором использование своего профессионального суждения, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня[1].

3..Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Правило (стандарт) № 16 - Аудиторская выборка. Данное правило (стандарт) устанавливает методы отбора элементов с целью получения аудиторских доказательств. Так, аудитор может отобрать все элементы, либо определенные элементы, либо сформировать аудиторскую выборку[1].

4..Гражданский кодекс РФ (ч..1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует основные виды сделок, возникающих в ходе приобретения или выбытия объектов основных средств. Этот документ относится к нормативной базе первого уровня. Информация, содержащаяся в данных документах, позволяет правильно принять к учету финансовые вложения в виде объектов основных средств, а также основные средства, полученные в качестве вкладов в общество[2].

5. Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от 31.07.1998 № 147-ФЗ. Данный кодекс регулирует порядок учета и амортизации основных средств в соответствии с требованиями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и главы 25 «Налог на прибыль организации»[2].

6..Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В данном нормативном акте законодатель установил базовые принципы и правила, которыми фирмам следует руководствоваться при ведении учета не только основных средств, но и активов вообще[2].

7. Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, на основании которого определяется деятельность аудиторов, спектр, предоставляемых ими услуг, а также неотъемлемые правила проведения процедур и оформления результатов проверок[1].

8. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Разработано для реализации положений главы 25 НК РФ, касающихся порядка начисления амортизации имущества в налоговом учете[3].

II уровень – отраслевые стандарты:

1..Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, где регламентированы базовые аспекты учета непосредственно основных средств. А именно говорится, что следует причислять к основным средствам, а также на какие группы классифицируются основные средства на предприятии. Также приводятся правила расчета учетной стоимости основных средств[4]. 2..ПБУ 1/08 «Учетная политика организации». В учетной политике необходимо установить уровень изменения стоимости объектов основных средств (в %), исходя из которого результаты переоценки будут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности. Также в учетной политике организации отражается один из четырех способов начисления амортизации объектов основных средств (линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ))[3]. 3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ОС отражаются в Бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, то есть по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации[3]. 4..ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Данное ПБУ является основным нормативным документом, в котором рассматриваются такие вопросы: определение понятия основных средств, классификация основных средств по разным группам, корректное определение срока полезного использования основных средств, оценка учетной стоимости, механизмы и правила начисления амортизации. Также приводятся указания, как следует отражать сведения об основных средствах в отчетности предприятия[2]. 5. ПБУ 9/99 «Доходы компании» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказами Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н и № 33н соответственно. Указанные ПБУ устанавливают, в каком порядке следует признавать доходы и расходы предприятия при приобретении основных средств или при выбытии объектов основных средств предприятия[3]. III уровень – рекомендации в области бухгалтерского учёта: 1..«Методические указания по учету основных средств», утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. Документ более подробно раскрывает и поясняет правила, закрепленные в ПБУ 6/01. Несмотря на то, что не имеет императивного действия, предприятиям на практике необходимо им руководствоваться[2]. 2..Методические указания по проведению инвентаризации, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В данном документе для предприятия представляются правила и алгоритм проведения инвентаризации основных средств[2]. 3. План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Указанным документом предприятиям необходимо руководствоваться для того, чтобы корректно отражать операции, связанные с движением основных средств на предприятии (а также с начислением амортизации по ним) на соответствующих счетах бухгалтерского учета[3]. IV уровень – стандарты экономического субъекта: К нормативной базе предприятия относится: устав - это документ, определяющий порядок и условия функционирования предприятия;учетная политика - выбор предприятием наиболее приемлемых сроков, способов расчета и уплаты налогов, учета иных показателей, имеющих значение для определения суммы налоговых обязательств предприятия; рабочий план счетов - этодействующийплан счетов конкретной организации, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; первичные учетныедокументы-этописьменное свидетельство о совершении фактов хозяйственной жизни[5]. Таким образом, в текущих условиях в РФ сформирована обширная нормативная база по учету и аудиту основных средств, которую составляют как федеральные законы, Положения по бухгалтерскому учету, методические рекомендации, разъясняющие правила и положения документов императивного характера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».

2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Нигматуллина Г.Р., - Методический инструментарий аудита и его место в системе контроля экономических субъектов - В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С. 185-188.

4. Сайфутдинова Л.Р., Насырова А.Д., Трансферная цена - элемент управленческого учета, - В сборнике: Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет; Факультет пищевых технологий; Кафедра технологии мяса и молока. 2013. С. 104-106.

5. Сафина З.З., Насырова А.Д., - информационная система управленческого учета по центрам ответственности в системе управления, - В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 282-287.

Просмотров работы: 985