Table 'system_articles_sessions' is marked as crashed and should be repaired ЖЕНСКАЯ УСПЕШНОСТЬ – САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ - X Студенческий научный форум - 2018
     
 
X Международная студенческая научная конференция
«Студенческий научный форум» - 2018
 
     

ЖЕНСКАЯ УСПЕШНОСТЬ – САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
Алиулова Г.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Понимание и восприятие успеха и успешности у каждого человека свое, оно индивидуально и субъективно. И эти представления во многом определяют наше профессиональное будущее, становление нас как личности, психологическое, эмоциональное благополучие. Для современного человека успех имеет высокую значимость на протяжении всей его жизни [2]. Феномен успеха имеет два угла зрения и проявляется, с одной стороны, как индикатор переживания индивидом результата собственных действий и усилий, а с другой как показатель своеобразия его положения среди других людей, специфики его социальных связей и отношений [14].

В зарубежной психологической литературе существует ряд критериев, связанных с феноменом успеха. Среди них такие как: особенности стремления к гомеостазу через удовлетворение низших инстинктивных потребностей, ценностные ориентации, стремление к превосходству, самоактуализация и самореализация личности, мотивация достижения, локус контроля, активная жизненная позиция (А. Адлер, Э. Берн, К. Левин, А. Маслоу, Д. Роттер, К. Роджерс, А. Бандура и др.). Например, в стремлении к осуществлению успеха Э.Фромм определяет два направления развития в зависимости от конечной цели – «иметь» или «быть». Одно направление – это успех, связанный с требованиями современного потребительского общества — иметь как можно больше. Второе направление - быть - это самоосуществление человека, значит отдавать, жертвовать собой. Путь к успеху в жизни в данном подходе состоит в стремлении человека обрести самого себя, реализовать те потребности, которые возникают в результате распада прежних, изначально целостных связей [22].

У А.Адлера феномен успеха связан с его основополагающей идеей – фиктивного финализма. Когда цели в финале жизни, такие как например стремление к превосходству, являются стимулом активности человека. И эти стремления ведут человека на более высокие ступени развития, к совершенствованию, проявляясь в социальном интересе, «только тот человек будет чувствовать себя успешным, который действует в резонансе с обществом» [1, с.141].

А. Маслоу, К. Роджерс видят первопричину успеха в самореализации личности [11, 14]. А. Маслоу в гуманистическом подходе достижение успешности объясняет через самоактуализацию личности. Стремление к решению задач, увлеченность любимым делом - это важные характеристики самоактуализирующейся личности. Если человек не умеет ценить возможности удовлетворения своих потребностей, то он не достигнет самоактуализации своей личности [10].

В отечественной психологии проблема успеха разработана меньше. Нет прямых и однозначных теорий, рассматривающих данный феномен.

Н.А. Батурин рассматривает феномен успеха через эмоциональную составляющую. Он представляет успех как сложный оценочно-самооценочный комплекс (когнитивно-аффективный), возникающий как конечный результат деятельности. В своих исследованиях он показывает, что успех в большей степени связан с удовлетворением, уверенностью, гордостью, облегчением, возбуждением и наслаждением [3].

Г.Е. Гудим-Левкович делит понятие «успех» на уровни:

- личностный успех (степень самосовершенствования) - личностная зрелость, связанная с ощущением субъективного и семейного благополучия;

- профессиональный успех (достижения) - степень творческого своеобразия продукта деятельности;

- жизненный успех - это или успешное достижение одного из этих двух факторов, или оптимальное сочетание их [5].

Получается так, что понятие успеха индивидуально для каждого, зависимо от ситуации и многоаспектно, имеет объективную и субъективную стороны, и предполагает много вариантов и способов его достижения. Все подходы к изучению феномена рассматривают успех через достижение цели как процесс и результат и как комплексное явление через личностный и социальный уровни.

Исходя из изложенных трактовок, успех можно определить как итог целенаправленной и специально организованной человеческой деятельности, положительно оцененное достижение, значимо превысившее социальные или личностные нормативы. Такое определение объединяет в рамках одного понятия и социальную, и личностную разновидности успеха. И на основании этого сделать вывод, что успех личности зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Социальный успех – признание результата достижением со стороны общества, т.е. объективное достижение в жизни и в деятельности; личностный успех (успешность) — признание результата достижением со стороны самого человека, индивида, т.е. субъективное достижение, а именно отражение переживаний и условий достижения успеха.

Теперь перейдем к понятию "успешная женщина". Рассмотрим, что же представляет собой «успешность» в современном русском языке сквозь призму более частной разновидности этого понятия, в именно - успешная женщина. Как элемент знания о жизни начал формироваться только в настоящее время. До настоящего времени лексема «женщина» ни в одной из словарных статей не дается в сочетании с прилагательным «успешный». Сочетание успешная женщина как устойчивая единица отсутствует и в современных идиоматических словарях [6, 17, 18, 21 и др.]. Сами понятия успех и успешные, несмотря на свое раннее происхождение, начинают фиксироваться словарями как самостоятельные единицы лексической системы языка только в первой половине ХХ в.

Русские словари лексеме успех присваивают следующие значения: 1) положительный результат какой-либо деятельности; 2) удача в достижении чего-либо; 3) общественное признание, одобрение; 4) хорошие результаты в учебных занятиях, достижения в освоении, изучении чего-либо. Лексеме успешный соответствуют такие значения: 1) заключающий в себе успех, представляющий собой успех; 2) делающий что-нибудь с успехом; 3) сопровождающийся успехом [15, 16, 6, 20 и др.].

А вот понятие "успешная женщина" вообще не зафиксировано ни одним словарем. И, несмотря на это, в сознании рядовых носителей языка понятие "успешная женщина" есть, и существует оно независимо от противоположного понятия "успешный мужчина". Такой вывод позволяет сделать проведенный Данилевской Н.В. в 2015г. социолингвистический опрос, в результате которого были получены весьма интересные и во многом неожиданные результаты. Успешная женщина – это целеустремленная и добивающаяся решения поставленных перед собою проблем замужняя (желательно с детьми) женщина, у которой возможны к тому же (по данным анкет это далеко не обязательно!) успехи в карьере. И только 9% опрошенных соотнесли с женской успешностью хороший заработок и независимость от мужчины. То есть в русском сознании успешной может быть только женщина, которая обладает статусами жены и матери, т.е. только счастливая. Очевидно, без этих статусов (хотя бы одного) женщина не может восприниматься окружающими как успешная, даже при наличии хорошей карьеры [5].

Результаты исследований Бойко И.М., проведенные в 2016г. в Свердловской области в целях более точного понимания процессов и тенденций женского самоопределения, наглядно показывают восприятие понятия женской успешности и также подтверждают результаты исследований Данилевской. Эти исследования раскрыли актуальные аспекты развития женщин, сферы, в которых для них реализовываться наиболее комфортно, и определили жизненные ориентиры, руководящие женщинами в настоящее время. Оказалось, что большинство респонденток свободно умеют управлять процессами, происходящими в их профессиональной жизни, гибко реагировать на изменяющиеся условия окружающего мира. Исследование ценностных ориентаций в карьере показало: 97% женщин ассоциируют карьеру с общим стилем жизни, сочетают собственные потребности, потребности семьи и профессиональное развитие, для таких женщин более важным является поддержание комфортного образа жизни, нежели развитие профессиональной сферы. Следующие по значимости выбора карьеры мотивы (по убывающей): стабильность работы, служение общему благу, стабильность места жительства, профессиональная компетентность, управление людьми, проектами, процессами, и на последнем месте мотив созидания нового: бизнеса, организаций. Иными словами, предпринимательство в современном обществе среди женщин не так популярно, лишь 28% исследуемых проявляют интерес к этой области профессионального развития [4].

Получается так, что женщины осознанно выбирают семейные ценности и в качестве ведущих в своей жизни роль жены и матери, женщины предпочитают служить на благо семьи и продолжения рода и работу чаще всего выбирают такую, на которой могут приносить пользу обществу, всеобщему благу, людям.

Согласно результатов этих исследований, основная часть женщин уважительно к себе относится, умеет чувствовать и понимать себя, свои потребности, эмоции, желания, спокойно адаптируется к изменяющимся условиям. А вот такие стороны личности, как самопринятие, спонтанность, творческая активность, к сожалению, развиты хуже. Возможно это связано со страхом неудовлетворения общественных ожиданий, с заниженной самооценкой, с накопленной усталостью от напряженной экономической ситуации, от непонимания собственного профессионального пути. Большинство женщин идут по пути комфортного для них профессионального развития, и в целом ситуация с самореализацией женщин складывается скорее позитивно.

Современная социальная ситуация в России характеризуется феминизацией профессиональной деятельности и популярностью женского профессионального труда. Одновременно с этим в общественном сознании муссируется образ-эталон женской успешности, соединяющий в себе два важных социальных вида деятельности – реализацию в профессии и реализацию в материнстве. Социально-экономические и научно-технические изменения, происходящие в современном обществе, требуют от взрослого трудоспособного населения высокой степени активности, инициативности, включенности в профессиональную деятельность. Это влечет за собой увеличение рабочего времени за счет сокращения родительского времени, т.е. времени нахождения женщины в семье с мужем и детьми. В связи с этим возникает вопрос: влияет ли профессиональная деятельность на степень удовлетворенности жизнью у женщин, занимающихся актуальным биологическим материнством?

Тимербулатова Э.С. пытается ответить на этот вопрос и в своих исследованиях приходит к следующим выводам:

1) взаимосвязь между показателями удовлетворенности жизнью и ориентацией женщины-матери на профессиональные достижения действительно есть;

2) у женщин-матерей с ценностной ориентацией на профессиональные достижения удовлетворенность жизнью выше, чем у женщин-матерей с ценностной ориентацией на материнскую деятельность с целью реализации своей личностной и социальной активности. Образ «Я» матерей, ориентированных на профессиональные достижения, имеет большую ценность в самовосприятии при условии реализации личной активности, самостоятельности, способности к достижениям, т.е. в данной группе более благополучное самоотношение;

3) образ «Я» женщин-матерей, неориентированных на профессиональные достижения, зависит от отношения к семье, отношения к матери, выполнения своих материнских функций, нагружен избыточным самооцениванием, при этом в наличие негативная самооценка и недовольство результатом своей деятельности[19].

Самореализация

На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема самореализации как важнейшего составного компонента личности [8].

Самореализация — это реализация потенциала личности. Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей, т.е. осуществление индивидуальных и личностных возможностей Я путем собственных усилий и взаимодействия с другими людьми. В оценочной системе психической деятельности человека есть и критерий самореализации, который отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности обществом, социальными условиями. Иными словами, эффективность самореализации зависит не только от реальных внешних условий, но и от того, как человек оценивает эти условия по отношению к себе [7].

Проблема женской самореализации имеет два основных аспекта. Согласно традиционной точке зрения предназначение женщины — это прежде всего материнство и дом, согласно другой — в жизни современных женщин существует много иных возможностей для реализации заложенного в них потенциала. Каждая женщина выбирает для себя то, что ей ближе. Удовлетворенность собой — это в немалой степени удовлетворенность собой как женщиной. Совокупное адекватное равновесное представление о себе, последующее отношение к этим представлениям, уровень принятия себя входят в общую Я-концепцию личности и оказывает эффективное влияние на выбор стратегии и тактики самореализации, тем самым определяя ее успешность[8].

Другим фактором, оказывающим влияние на самореализацию женщин, является гендерная идентичность. Гендерная идентичность — это внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера. Важность наличия у женщин сформированной позитивной гендерной идентичности, ее сложная структура и неоднозначный путь развития позволяют говорить о гендерной идентичности как о самостоятельном явлении [13].

Настоящее время можно охарактеризовать как время перемен в отношении женской гендерной идентичности, восприятия женщинами самих себя, своего места и роли в обществе. Наблюдается смена ценностных ориентаций, отсутствие четко структурированных нормативных гендерных моделей. Есть утверждения некоторых исследователей о том, что в культуре отсутствует стереотип «настоящей женщины». Это приводит, с одной стороны, к многообразию подлинно женских качеств, с другой стороны, к внутриличностному гендерному конфликту, когда женщина испытывает чувство тревоги и дискомфорта в отношении своего предназначения. Традиционная гендерная идентичность претерпевает значительные изменения, нарушается сценарий развития женщины.

Вопрос о «естественном предназначении женщины» — один из наиболее спорных вопросов на сегодняшний день. Все разнообразие существующих направлений и концепций можно выразить в двух основных подходах. Первый подход, называемый традиционным (патриархальным), рассматривает материнство с точки зрения природно-биологических позиций, представляя материнство как единственную форму самореализации женщины, предназначенную ей от природы, тем самым ограничивая ее права на самореализацию, свободу выбора.

Иная позиция у сторонников феминистического направления, в которых самореализация, личный успех связывается исключительно с профессиональными достижениями, карьерным ростом, социальным статусом, материнство противопоставляется самораскрытию и самореализации женщины, рассматривается как «потеря себя», помеха на пути личностного развития, некая жертва и лишение привычных радостей жизни.

И, несмотря на утверждения сторонников феминизма о полном равенстве мужчин и женщин, материнство действительно остается прерогативой женщин. Но очень важно, чтобы, будучи матерью, женщина обладала тем уровнем развития личности, который дал бы ей возможность воспитывать психически здорового и эмоционально благополучного ребенка. А вот для эмоционального благополучия ребенка необходимым является наличие высокого уровня самореализации самой матери. По мнению онтопсихолога А. Менегетти, чтобы быть хорошей матерью, надо прежде всего быть счастливой женщиной, и это и есть предназначение женщины [12].

Одни женщины обретают счастье в материнстве, вторые — в карьере и социальной пользе, третьи — в любви. В жизни современная женщина часто воплощает в себе классический образ — «и коня на скаку..., и в горящую избу...». Женщины сами страдают от собственной силы, она давит на женщину, и не всякий мужчина осмелится идти рядом. Проблема современной женщины в ее реализации «по мужскому типу», в стремлении быть активной, подчинять себе ситуации, людей. Женщинам часто приходится выбирать между социальной самореализацией и семейным счастьем, переживать одиночество, мириться с ним. И от такой ситуации женщина не становится счастливее.

Основные принципы женской энергии, как пишет Кудинов С.И., Ежова Н.А., сбережение — трансформация — использование в своей жизни. Для понимания эти трех принципов нужно вспомнить гипотезу о структуре личности женщины, состоящую из трех ипостасей:

- эго — стремление к безопасной и комфортной жизни и процветанию;

- инстинкт — стремление к близости, продолжению рода, материнству, свободе;

- душа — стремление к постижению духовного знания, росту, самореализации.

Главная задача женской самореализации - сбалансировать все три составляющие; отследить их проявление; научиться управлять ими в соответствии с жизненной ситуацией. Женская самореализация тесно связана с проявлением ее внутренних сил, источником которых являются эго, инстинкт, душа. Эти внутренние силы и формируют потребности, и как следствие, женщина начинает осознанно или неосознанно строить программу удовлетворения этих потребностей.

Условием успешной самореализации женщины является адекватное понимание своего предназначения, своего места в мире, в обществе. При непременной удовлетворенности социума личностью, а именно, как отмечал А.Маслоу, возможности человека могут быть реализованы только при некоторых условиях «хорошего общества», которые «благоприятствуют наиболее полному развитию и раскрытию человеческих возможностей» [9]. И тем не менее, основным критерием успешности можно считать удовлетворенность женщины своим статусом, результатами собственной деятельности.

В современных условиях необходимо прежде всего быть женщиной, действующей в интересах своей индивидуальности. Женщина должна быть самодостаточной, видеть в детях и семье только одну из возможных форм самореализации, реализуясь и в других сферах жизни, в том числе и профессионально. Именно профессиональная самореализация может дать женщине психологическую и экономическую самостоятельность, независимость, самоуважение, личностный рост и является одной из наиболее доступных и одобряемых обществом форм реализации личности.

Только женщина, с одной стороны, сильная, свободная, самореализующаяся личностно и профессионально, с другой — ощущающая свое предназначение, принимающая себя, имеющая сформированную женскую гендерную идентичность, будет испытывать удовлетворение от жизни и сможет быть действительно счастливой.

Список литературы:

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с нем. Боковикова А.М. / Адлер А. – М. : Фонд «за экономическую грамотность», 1995. – 375 с.

  2. Азаренок Н. В. Успех в представлениях мужчин и женщин с разной степенью выраженности ролевого конфликта. – 2016.

  3. Батурин Н.А. Эмоциональные составляющие успеха и неудачи / Н.А. Батурин, И.Н. Мартель // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология : Сборник научных трудов / под ред. Н.А.Батурина. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1998. – Т. 1. – С. 98-107.

  4. Бойко И.М. Современные тенденции профессионального развития женщин в России // Педагогическое образование в России. 2016. №6.

  5. Данилевская Н.В., Ху Сяосюэ. Русская и китайская «Успешная женщина»: восприятие и толкование современниками // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. №3 (27).

  6. Комплексный словарь русского языка / под ред. д-ра филол. наук А. Н. Тихонова. М.: Рус.яз., 2005. Т. 4. 1230 с.

  7. Коростылева. Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб. 2005. С.97-98.

  8. Кудинов С.И., Ежова Н.А. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. №2.

  9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд. Группа «Евразия», 1997. С.21.

  10. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.

  11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – 2-е изд., испр. - М. : Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. – 496 с.

  12. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. — М.: Онтопсихология, 2003.

  13. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях //Вопросы психологии. — 1999. — No 2.

  14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М. : «Прогресс», 1994. – 129 с.

  15. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред.А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. М.: Рус. яз.,1981–1984. Т. 4.

  16. Словарь современного русского литературного языка / под ред. Н. З. Котеловой, Н. М. Меделец. М.; Л.: Наука, 1964. 1611 с.

  17. Словарь-тезаурус современной русской идиоматики / под ред. А. Н. Баранова, Д. О. Добровольского. М.: Аванта+, 2007. 1135 с.

  18. Современный фразеологический словарь русского языка / сост. А. В. Жуков, М. Е. Жукова. М.: АСТ, 2009. 444 с.

  19. Тимербулатова Э.С. Влияние профессиональной деятельности женщин-матерей на уровень их удовлетворенности жизнью // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. №3.

  20. Толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Вече, мир книги, 2001. Т. 3. 672 с.

  21. Фразеологический словарь русского языка / сост. А. Н. Тихонов, А. Г. Ломов, Л. А. Ломова. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011. 336 с.

  22. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм; пер. Т.В. Банкетовой. — Москва : Аст, Хранитель, 2006. — 544 с.