СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЮМОР - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЮМОР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент цивилизация находится достаточно в серьезном положении. Почему? Нестабильные социально-экономическая ситуация в стране, конфликт проправительственной и антиправительственной пропаганды дестабилизирует психологическое состояние россиян и способствует невротизации. Как животные, реагирующие на приближающиеся стихийные катастрофы, на острое социальное положение реагируют психические нездоровые индивиды - обостряются вспышки психозов. Потому актуальность темы развития чувства юмора является несравненно высокой при нынешней социальной ситуации.

Уровень счастья населения России не самый высокий. Но и не самый низкий - Россия находится выше середины рейтинга, занимая 49 место между Италией и Белизом. Показатель уровня счастья населения России равен 5.963 баллам по индексу уровня счастья на 2017 год.[1] По данным Росстата, уровень некоторых социально-значимых заболеваний неуклонно растет. [2] К примеру, в 2015 году количество людей, имеющих злокачественные новообразования, насчитывает 358,1 тыс.человек, тогда как в 2010 году этот показатель насчитывал 335,7 тыс. человек.

Это достаточно тяжелая статистика. На фоне невротизации населения и стремительно растущих заболеваний не заметен один из возможных способов совладаний стрессовых ситуаций - юмор, отношение к которому, по мнению автора, весьма преуменьшено.

Тем не менее, существует некоторое количество исследований, которые подтверждают, что юмор способен помочь справиться с болезнями. Польза юмора заключается в стабилизации групповых отношений, регулировании психоэмоционального состояния, отсюда - к профилактике психосоматических нарушений.

Юмор помогает высвобождать агрессивные и сексуальные побуждения в социально приемлемом формате, следовательно, помогает отреагировать спектр эмоций, которые могут негативно сказаться на здоровье личности, будучи неотреагированными.

Реакция смеха на забавный триггер связана с эмоцией радости, которая сопровождается выбросом эндорфинов, которые способны ослаблять боль или повышать порог болевой чувствительности. (Cogan, Waltz & McCue, 1987).

Юмор помогает преодолеть стрессовые состояния, которые в свою очередь негативно влияют на различные компоненты иммунной системы

(Uchino et al., 2000). Исследования связи юмора с иммунитетом (в частности, секреторного имунноглобулина А, находящегося в слюне и отвечающего за защиту организма от дыхательных инфекций), которые проводил Герберт Лефкурт (прослушивание комедийной аудио- и видеозаписей в группе и замер имунноглобулина) (Lefcourt, Davidson-Katz Kueneman, 1990), Кэтлин Диллон (роказ студентам колледжа 30-минутной комедийной видеозаписи Ричарда Прайора) (Dillon, Minchoff Baker, 1985) Дэвид Макклелланд и Адам Черифф (Mclelland & Cheriff, 1997) показали, что у испытуемых увеличивался уровень секреторного имунноглобулина А. Но, несмотря на различные заявления популярных СМИ, имеющиеся доказательства влияния юмора на иммунитет довольно слабы так как носят кратковременный характер, либо с трудом или вообще не воспроизводились (Rod, 2009). Также существуют исследования, изучавшие влияние юмора (Опросник на ситуативные реакции на юмор SHRQ) на артериальное давление и на частоту сердечных сокращений (Lefcourt, Davidson, Prkachin Mills, 1997). Зависимость не обнаружилась у женщин (корреляция ЧСС и АД не выявилась как значимая), но обнаружилась у мужчин, возможно, ввиду разных стилей выражения юмора: женщины выбирают более адаптивный и самопринимающий стиль юмора, оказывающий более полезное влияние на здоровье в отличие от мужчин, предпочитающих более агрессивный юмор, повышающий АД и ЧСС (Crawford & Gressley, 1991).

Таким образом, актуальность статьи является высокой ввиду того, что развитие юмористических качеств в человеке оказывает благотворное влияние на физиологическое и психоэмоциональное состояние личности, но официально юмор практически не применяется. Но это не отменяет

важности использования юмора в повседневной жизни, учебе, работе и в различных социальных времяпрепровождениях.

Понятие юмора

Что такое юмор? Это такой вербальный или невербальный раздражитель (действие, речь, произведение), направленное на вокальное проявление смеха, создание ощущение веселья, вызывает эмоцию радости или вызывает улыбку. Сам же юмор создает настроение игры, впечатление несерьезности, несоответствия. Юмор задается какой-либо социальной ситуацией - проишествие может оцениваться как нечто юмористическое.

Внутренний же процесс юмора основывается на восприятии раздражителя (перцептивный процесс), затем понимаем ее как забавную, смешную, юмористическую. Либо при генерации юмора - шутке, остроумии человек мысленно обрабатывает информацию, поступающую из окружающей среды или из памяти, затем генерирует путем “перебирания”, игрой мыслей забавное высказывание, которое, в свою очередь, вызывает эмоциональную реакцию.

Данное условие может не выполняться ввиду культурных особенностей, в которых находится индивид (например, не очень уместным будет черный юмор в, скажем, аристократической среде) индивидуального восприятия того, смешной ли объект или нет, в какой степени. Таким образом, юмор по Мартину Роду имеет определенные компоненты:

  • социальный контекст,

  • когнитивно-перцептивный процесс,

  • эмоц.реакция,

  • вокально-поведенч.выражение смеха.

  • культурный феномен

  • индивидуальные предпочтения

История юмора

Для объяснения значения слова “юмор” я предлагаю обратиться к этимологии слова. Юмор - humorem (лат.) - текучий, жидкий. Отсюда - темперамент как преобладание одной из жидкостей. То есть, юмор означал несбалансированность темперамента или черты личности. до XVI века ничего общего с забавным и смешным не было. после XVI века - любое поведение отклоняющееся от норм. То есть, странный? экстравагантный человек, как правило, описывался этим словом. Затем объекта насмешек называли юмористом (термин потом поменяли как продуцента шуток - основоположником данного выдвижения считали Марком Твеном [6]), а человека с чувством юмора - человеком, подражающим странностям юмориста). С точки зрения эволюции - люди не единственные, кто умеет смеяться. Это делают, к примеру, приматы и человекообразные обезьяны. Форма их смеха впервые описана Дарвином [10]. Смех их раздается во время веселой возни: борьбы, щекотания и преследования. Их смех встречается в таких же социальных контекстах что и у детей, у которых механизмы смеха присутствуют уже при рождении. Примером тому может послужить следущее доказательство - слепоголухие с рождения дети тоже способны смеяться.

Что означает чувство юмора? Чувство юмора - это способность этот юмор воспринимать.

Теории юмора

Существует несколько основных теорий юмора:

Психоаналитическая теория - юмор является результатом высвобождения накопившейся нервной энергии путем отвлечения Суперэго, ненадолго высвобождающее неосознанные агрессивные

сексуальные и агрессивные побуждения из Ид [12]. Тормозящая побуждающие импульсы энергия становится избыточной в результате шутки и она высвобождается в форме смеха. Такой путь высвобождения Фрейд называет тенденциозным элементом шуток. Существует также нетенденциозные формы шуток, они основаны на методах “производства шуток” - когнитивных уловок, которые не обязательно содержат агрессивные или сексуальные компоненты. Пример тому анекдоты, каламбуры, загадки.

Теория унижения и превосходства - прародителем данной теории считаются Платон, утверждавший, что смех происходит от злобы,

  • люди смеются над тем, что смешно в других людях, чтобы почувствовать удовольствие вместо боли, даже если это касается близких друзей (“Филеб”) [13] и Аристотель, считавший комедию как подражание людям, которые хуже других людей (“Поэтика”) [14]. Если рассмотреть относительно современную теорию Чарльза Грунера , где юмор рассматривается как «игровая агрессия» и демонстрация превосходства, можно увидеть что юмор есть некая форма игры. Смех в этом случае отвечает за быстрое восстановление гомеостаза (выполняет физиологическую функцию), а также служит сообщением о победе над врагом или внезапном прекращении сражения (выполняет психологическую функцию) [15].

Теория возбуждения и утешения. Сторонники фрейдистской теории и теории превосходства выдвинули гипотезу, согласно которой функция смеха - расход избыточной физиологической энергии. Она основана на идее Герберта Спенсера [16], что ощущения и эмоции стремятся производить телесные движения и что сила последних пропорциональна силе первых, на которого, в свою очередь, оказала

влияние «гидравлической модели Лоренца» (для объяснения феномена срабатывания инстинктивных реакций в отсутствие специфического раздражителя) [17], напоминающей паровой двигатель. - в организме накапливается энергия в виде эмоций. и она должна быть освобождена в мышечные движения. Тем и интересен с этой точки зрения смех как вокально-мышечное проявление.

Теория переключения и несоответствия. Эта теория развивалась британским психологом Гансом Айзенком. Он считал, что причина смеха – внезапная интуитивная интеграция несовместимых,

противоречивых идей, чувств или установок, объективно испытываемых человеком. Также идея разрабатывалась журналистом и психологом Артуром Кестлером: он ввел термин “бисоциация”, возникающая тогда, когда событие, ситуация или идея воспринимается в одно и то же время с двух вполне логичных, но несопоставимых ракурсов. Стоит отметить и теорию разрешения несоответствия Томаса Шульца. Он полагал, что шутку позволяет понять не несоответствие, а его разрешение в шутке: именно момент кульминации в шутке порождает когнитивное несоответствие посредством введения несовместимой с ожиданиями информации. По этой причине слушатель возвращается к началу шутки и пытается определить двусмысленность, которая разрешит появившееся несоответствие [6].

Несмотря на большое разнообразие теорий, они так и не объединены в единое целое - принципиального подхода к тому же развитию чувства юмора нет. Если, условно, чувство уверенности в себе можно повысить с помощью, например когнитивно-поведенческой, гештальт, рационально-эмотивной терапии, то чувство юмора как таковое официально не развивается, а скорее, используется как инструмент в терапии, например, провокативной. Франк Фаррели в своей книге “Провокационная терапия” приводит следующее утверждение: “Студентам необходимо напоминать, что, если во время лечебного сеанса больной не смеется хотя бы часть времени значит, терапевт не лечит провокацией, а то, что он делает иногда может оказаться разрушительным.

Юмор играет центральную, решающую, ключевую роль в провокационной терапии; он необходим и не является поверхностным дополнением к «настоящей работе»” [18]. Отсюда возникает вопрос: каким образом можно развить чувство юмора как самостоятельный компонент? По моему предположению, чувство юмора можно развить с помощью психоэдукации и интеграции в социальную ситуацию, где с помощью приводимых механизмов из различных теорий юмора возможно это чувство развить.

Положение юмора на данный момент

Юмор используется в практической направленности как инструмент психотерапии, описывается как способ достижения равновесия и развития групповых и межличностных отношений.

В рационально-эмотивной терапии Альберта Эллиса и провокационной терапии Франка Фаррели юмор используется часто в форме сарказма и иронии и направлен на выявление иррациональных установок личности и, как следствие, предложение альтернативы и их устранение. Но такой метод достаточно конфронтационен и использовать его тот же Эллис рекомендует с осторожностью ввиду возможного нанесения вреда (Rod, 2009)

В данных отношениях юмор применяется для сплочения, достижения комфортной эмоциональной среды, развитию креативных и когнитивных способностей.

Юмор также может использоваться как нструмент манипуляции (довольно часто успешные СМИ используют механизмы юмора, такие как ирония, примечание, намек. Примеры: новостная публичная страница Вконтакте “Лентач”. https://vk.com/oldlentach.Аудитория - 1.700.000 человек. Новостной контент насыщается юмористическими дополнениями от редакторов и участников сообщества.

Еще один пример: https://meduza.io/feature/2017/03/16/nato-izuchaet-vliyanie-kvn-i-ivana-urganta-na-rossiyan-eto-pravda- статья на новостном портале Медуза, в которой

приводится анализ юмористических телепередач на общественное мнение. В данный момент основной поток информации, который человек ищет и потребляет в свободное от учебы и работы время, является контент юмористического характера от различного рода шоу и стендапов заканчивая просмотром юмористических историй и картинок в интернете.

То есть, юмор в данном случае носит более потребительский характер - генерация юмора в данном случае может быть паттерным воспроизведением уже полученного контента и ассоциативными высказываниями в рамках определённого контента/тематики контента. Примером могут послужить любимые пользователями социальных сетей и имиджбордов мемов - единиц культурной информации, активно использующихся в качестве шаблонов готовых ответов и анализаторов, индикаторов ситуации.

Механизмы развития чувства юмора

Механизмы развития чувства юмора представляют собой совокупность схем, которые человек использует в жизненных ситуациях, вызывающих смех, эмоцию радости, веселья, по большей части неосознанно и спонтанно. Эти схемы используются так быстро, что человек может осознанно не отследить саму схему, но при наблюдении и анализе можно выявить данные механизмы - то, что вызывает у нас смешное. Привожу пример схем построения шутки, которые заставляют людей так или иначе смеяться:

Set up -> Punchline. Самая простая и популярная схема - основа практически любой шутки. Схема достаточно проста - задается какое-либо событие, после чего следует неожиданная развязка, которая заставляет смеяться - панчлайн. Пример: высказывание Леса Доусона (1931-1993):

Однажды теща сказала мне: «Когда ты умрешь, я буду танцевать на твоей могиле», — ну я ей и отвечаю: «Отлично. В таком случае меня похоронят в море». [19]

Из данной схемы следует огромное количество вариаций с наращиванием ожидания и внезапного его прерывания. Например, схема “Абстрактное-конкретное”

Нестандартное использование предметов, социального окружения. В данном случае нет никакой предшествующей ситуации, кроме фрейма - построения привычного для человека сценария. К примеру, видя молоток, невольно проигрывается сценарий того, что это инструмент для забивания гвоздей. Удивление и смех может вызвать, если этим молотком начнут чистить зубы, красить глаза, открывать бутылки с пробками и т.д.

Ненаступление ожидаемого события. В отличие от первого примера, никакого намеренного замещения ожидания нет - его просто не наступает. Примером того может послужить человек, изо всех сил пытающегося чихнуть, но этого так и не происходит.

Это лишь небольшое количество примеров. Существует большое разнообразие таких схем, подводимым к упражнениям, и, как следствие,

их тренировка. Тренировка данных схем, проектирование жизненных ситуаций и внедрение человека вкупе с полученными схемами и отработанными примерами предположительно дают адаптивный результат: личность может применить эти механизмы в дальнейшей жизни, используя их как инструмент решения конфликтов меж- и внутриличностных, групповых, взятия на себя ответственность за собственную жизнь, совладания со стрессовыми ситуациями и улучшение психического и физиологического состояния. На данный момент автором реализуется тренинг по развитию чувства юмора, где данные схемы активно используются.

Успешное совмещение теоретических знаний и собрание оных в целостную картину, а также практическое применение теории в реальной жизни может способствовать улучшению межличностных отношений, улучшению психологического состояния, повышению стрессоустойчивости и уверенности в себе, умению вступать и регулировать конфликтные ситуации, а также преображать представление о мире и увеличивать способы и ускорять получение информации об окружении. По мнению автора, внедрение развивающих юмор методических занятий на корпоративном, образовательном уровнях является актуальной задачей для психологов и педагогов ввиду перечисленных выше социальных показателей.

Список литературы:

1. http://worldhappiness.report/

  1. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statisti cs/population/healthcare/#

  1. J Behav Med.1987 Apr;10(2):139-44.Effects of laughter and relaxation on discomfort thresholds.Cogan R,Cogan D,Waltz W,McCue M.

  2. Journal of Behavioral Medicine, Vol. 29, No. 4, August 2006 (C 2006) DOI: 10.1007/s10865-006-9056-5 Social Support and Health: A Review of Physiological Processes Potentially Underlying Links to Disease Outcomes

  3. Lefcourt, H. M., Davidson-Katz, K., & Kueneman, K. (1990). Humor and immune-system functioning. Humor: International Journal of Humor Research, 3(3), 305-321.

  4. Мартин P. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. Л.В. Куликова. СПб: Питер, 2009. — 480 с

  •  
    1. Positive emotional states and enhancement of the immune system.Dillon KM,Minchoff B,Baker KH.

    2. Humor at Work in Teams, Leadership, Negotiations, Learning and Health : Tabea Scheel,Christine Gockel

    3. Creativity, Caring, and Context: Women's and Men's Accounts of Humor Preferences and Practices

    4. Чарльз Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных

    5. Herbert M. Lefcour Humor: The Psychology of Living BuoyantlyThe Springer Series in Social Clinical Psychology Springer Science

  • Business Media, 2012

12. . Фрейд, Зигмунд (1856-1939).Остроумие и его отношение к бессознательному [Текст] : [16+] / Зигмунд Фрейд ; [пер. с нем. Р. Додельцева]. - Санкт-Петербург : Азбука, 2015. - 281, [2] с.; 18 см. - (Азбука-классика. Non-Fiction).; ISBN 978-5-389-09552-6

  1. Месяц С.В. Платоновский «Филеб» о едином, многом и среднем (комментарий к фрагменту 14c -18 d) // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ

ΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. Под общей редакцией В.В. Петрова. М.: Кругъ, 2013.- С. 77-94.

  1. Аристотель.Поэтика / Пер. М. М.Позднева. — Книга сочинителя. — СПб.: Амфора, 2008.

  2. The Game of Humor: A Comprehensive Theory of Why We Laugh by Charles R. Gruner

  3. Герберт Спенсер Опыты научные, политические и философские. Том 2

  4. Крушинский Л. В., Зорина З. А., Полетаева И. И., Романова Л. Г. Основные положения концепции Лоренца

  1. Фаррелли Френк - Провокационная терапия. 1996. Издательский дом «Екатеринбург»

  1. Step by Step to Stand-Up Comedy by Greg Dean,Steve Allen 13 July, 2000.

  2. Артемова, Юлия Александровна. Ипостаси смеха. Ритуал, традиция и юмор [Текст] / Юлия Артемова ; Российский гос. гуманитарный ун-т. - Москва : Смысл, 2015. - 239 с.; 19 см.; ISBN 978-5-89357-342-8

  1. Шейнов, Виктор Павлович. Юмор как способ влияния [Текст] : [16+] / Виктор Шейнов. - Москва [и др.] : Питер, 2016. - 239 с.; 21 см. - (Серия "Сам себе психолог").; ISBN 978-5-496-01271-3

Просмотров работы: 230