ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многие исследования, статьи и монографии посвящены синдрому эмоционального выгорания. Зачастую его рассматривают исключительно в контексте профессиональной деятельности [3], ведь выгоранию в большей степени подвержены специалисты, уже работающие с людьми. В большинстве исследований выгорания студентов вузов рассматривается именно профессиональное выгорание, например, у студентов медицинских вузов, проходящих практику в больницах и имеющих непосредственный контакт со своими пациентами. Следует разграничить понятия профессионального и эмоционального в рамках образовательного процесса: профессиональное выгорание – реакция на специфику профессии, эмоциональное выгорание – реакция на образовательную среду. Изучая феномен профессионального выгорания у студентов, мы имеем дело с эмоциональным истощением, вызванным как особенностями образовательного процесса, так и спецификой будущей профессии. У взрослых людей эмоциональное выгорание возникает в условиях личностных особенностей и межличностных контактов – неоправдавшиеся надежды, перфекционизм, стремление во всех сферах деятельности держать контроль, напряженные отношения с близкими могут стать причинами эмоционального выгорания. У студентов же к этим факторам добавляются такие, как повышенная учебная нагрузка (в том числе научная работа, электронное образование), интенсивные вынужденные контакты с преподавателями и однокурсниками, зависимость от оценок и пр.

В силу того, что студенты вынуждены тесно общаться внутри группы (например, во время подготовки совместных проектов), может возникнуть эффект «заражения»: всего пара-тройка людей, подверженных эмоциональному выгоранию, может быстро «заразить» целую учебную группу.

В ноябре 2017 года на базе факультета психологии РГСУ было проведено исследование уровня психоэмоционального выгорания среди студентов-психологов. Количество испытуемых – 30 человек, средний возраст испытуемых – 21,8 лет. По результатам исследования, у 50% опрошенных сформирована фаза резистенции, а это означает, что каждый второй студент находится в постоянной борьбе с обстоятельствами. У 26,6% присутствует симптом неадекватного эмоционального избирательного реагирования в доминирующей форме, еще у 16,6% – симптом расширения сферы экономии эмоций в той же доминирующей форме. Из всех испытуемых только у четверых студентов не было выявлено ни одного симптома эмоционального выгорания. В качестве причин выгорания студенты субъективно выделяли следующие учебные факторы: большое количество письменных заданий, стресс от написания диплома, неорганизованность системы дистанционного обучения, ранние подъемы к первому занятию.

В случае выявления профессионального выгорания у сотрудников в организации незамедлительно принимаются меры по коррекции и профилактике выгорания. Эмоциональное выгорание студентов в процессе учебной деятельности тоже должно быть воспринято серьезно, как нечто уже сформированное, существующее в нашей с вами жизни. Многие студенты даже и не подозревают, что их усталость, раздражительность и отсутствие мотивации к учебной деятельности связаны не только с организацией учебного процесса (временем, электронным обучением и т. д.), но и такими факторами, как, например, отношения внутри группы, несоответствие ролевых ожиданий реальному положению дел, личностные качества каждого (перфекционизм, максимализм, эмоциональная неустойчивость и пр.).

На сегодняшний день можно сказать, что психоэмоциональное состояние студентов оставляет желать лучшего. В данный момент нами разрабатывается программа мероприятий по профилактике и коррекции эмоционального выгорания студентов, которая позволит им обучиться навыкам противодействия эмоциональному выгоранию и, как следствие, повысить эффективность студентов на занятиях и во внеучебной деятельности.

Список литературы:

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

2. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание – пепел после фейерверка. Экзистенциально-аналитическое понимание и предупреждение. [Электронный ресурс]: Научно-образовательный портал IQ НИУ ВШЭ, 2014. URL: https://iq.hse.ru/news/177666226.html (дата обращения: 08.11.17).

3. Феофанов В.Н., Козлова Ю.В. Взаимосвязь профессионального выгорания и уровня осмысленности жизни у врачей // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 1 (140). С. 62-71.

Просмотров работы: 93