ВЛИЯНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ВСТУПАЮЩИХ В БРАК - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ВСТУПАЮЩИХ В БРАК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный человек находится в состоянии перманентного стресса, тревоги и напряжения. Любой из нас несет в себе огромное количество социальных ролей, а если к этому прибавить еще и жизнь в большом городе, хроническую усталость и неумение отключаться от проблем даже на ночь, то тревожные состояния становятся верными спутниками.

Вступление в брак само по себе волнительное мероприятие, и каждая пара переживает этот период по-разному, кто-то радостно готовится к одному из главных событий в жизни, а кто-то переживает острые психологические кризисы, и в результате, создавшихся и неразрешенных конфликтов, расходится. Существует таблица стрессов, в которых они расположены по степени воздействия на человека. И в этой таблице вступление в брак оценивается цифрой, которая несколько превосходит уровень стресса при разводе. Таким образом, ситуативная тревожность, спровоцированная стрессом не всегда связана с каким-то негативным переживанием, а вызывается изменением условий жизни, требующим от человека задействования всех его внутренних ресурсов.

Одной из главных проблем для людей, вступающих в брак является идеализация партнера, которая рушится в момент проявления тревожности. Некогда идеальный партнер приобретает те черты, которые меньше всего хотелось бы в нем видеть другому. Таким образом, это осознание не соответствует сложенному образу и играет деструктивную роль. Бескомпромиссная идеализация второй половины не всегда говорит о всепоглощающей любви, но вполне отчетливо о личностной незрелости, о слабой способности к наполнению собственного «Я». Такая компенсация может выражаться в нескольких проявлениях. Первое из них, это растворение личности одного в личности другого, происходит отказ от собственного суверенитета, стираются границы собственного психологического комфорта. Человек теряет, сложившиеся у него ценности, интересы, способность самостоятельно оценивать себя. Отношения принимают форму «Родитель-ребенок». Второе проявление компенсации в том, что один человек из пары сознательно занимает роль «Родителя», создавая иллюзию немощи другого, и собственной бесспорной значимости. Любое проявление собственного «Я», опекаемого партнера воспринимаются как повод для разрушения отношений. Третье проявление компенсации разрушительно для обоих людей. Один из них, с помощью манипуляций и пассивной, хорошо прикрытой агрессии, полностью стирает границы между ним и партнером и получает полное владение личностью другого. Четвертое проявление показывает, как один человек из пары перекладывает на другого ответственность за себя, за свою идентичность. Партнер постоянно должен показывать свою любовь, непрестанно поддерживать мысль другого о том, что он соответствует образу идеального «Я». Все, вышеприведенные могут привести к конфликтам, к неудовлетворенности отношениями, собой в этих отношениях, и всей ситуацией в целом. Ситуативная тревожность не позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию и решить конфликт конструктивно, что, в свою очередь, может привести к распаду отношений. Такой ситуации могут избежать лишь самоактуализированные личности, находящиеся н атом уровне личного развития, который не подразумевает под собой идеализации другого в принципе. Отсутствие идеализации у них обусловлено, умением любить и быть любимыми, принимать партнера и сразу давать объективную оценку его недостаткам.

Еще одной проблемой, которая запускается ситуативной тревожностью, и провоцирует конфликты, является - проявление агрессии. В период ухаживаний, нет места негативным эмоциям и проявлению агрессии, или нет желание видеть их. Зачастую вспышки агрессии вызывают вещи или ситуации, которые человек не в силах принять. Например, один из партнеров делает или говорит что-то, что противоречит внутренней картине мира другого, и это спровоцирует второго на агрессию, хотя, не находясь в тревожном состоянии он спокойно реагировал на те же слова или действия. Естесственно, что любое из проявлений агрессии, может привести к конфликтной ситуации, из которой достаточно сложно выходить. Ведь существует разница между единичным проявлением и систематическим. В данном случае нужно проследить за поведением партнера, чтобы не стать созависимым от его состояний. Если партнер ответит встречным агрессивным позывом или агрессора испугает страх наказания, его это может не остановить в случае последующего побуждения. Самое главное, что тот, на кого выливается агрессия, в большинстве случаев не является фрустратором, провоцирующим на агрессию, а является лишь частью сложившейся ситуации, с которой не в силах справиться сам агрессор. Не стоит упускать из внимания тот факт, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают быстрее, чем побуждение к агрессивному поведению. В ситуации описанной выше тот, на кого направлена агрессия вряд ли сможет самостоятельно конструктивно разрешить сложившийся конфликт.

Выводом всей статьи может послужить тезис о том, что психологически зрелая личность способна к осознанному пониманию происходящего в отношениях с человеком, с которым ей предстоит создать семью, а также к прогнозу его дальнейших действий. Ситуативная тревожность, служащая пусковым механизмом, для давно заложенных процессов в человеке, провоцирующая на конфликт, и разрушающая отношения, может быть предупреждена. Агрессия и разрушение идеальных образов, способствующих появлению конфликтов, компенсируется конструктивными решениями и диалогом между двумя людьми. Если в состоянии тревожности, паре сложно договориться, не стоит пренебрегать посещением психолога и/или психотерапевта, они помогут осознать природу конфликта, а, следовательно, пара сможет принять обоюдное решение, касаемо их отношений.

Список литературы

1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.

2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей/ Дж. Боулби. – М., 2004. – 232 с.

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, - 1976. – 123с.

4. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учеб.пособие.- СПб.: Институт Практической психологии, 2003 – 611 с.

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.–СПб.: Питер, 2001.- 214 с. .Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.–СПб.: Питер, 2001.- 214 с.

6. Захаров В.П., Сидоренко Е.В. (ред.) Методы практической психологии общения. – Л.: ЛГТУ, 1990- 430 с.

7. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008.

8. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 2014 – 368 с.

9. Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975, 136 с.

10. Лэнгле А. Агрессия: причины возникновения и формы агрессии с позиции экзистенциального анализа/ А. Лэнгле// Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. – М.: Генезис, 2008. – 235 с.

11. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2004- 336 с.

12. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие /О.Г.Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 224 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, -1999. – 367с.

14. Реан А.А. Социализация агрессии // Реан А.А, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - С. 36-43.

15. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. - СПб.: Речь, 2001. – 283с.

16. Уайнхолд Б., Уайнхолд Д. Освобождение от созависимости. – Изд. «Класс», 2006.- 22 с.

17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.-М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.-672 с.

18. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: В 3-х т. Т. 2 / К. Хорни. - М.: Смысл, 1997. – 213с.

19. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2006.- 287с.

20. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений:В 3 ч.- М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- Ч.3. – 336 с.

Просмотров работы: 113