КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.

Карпаева Е.А. 1, Карпаева Е.А. 2
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
2Отдел по делам культуры и организации досуга населения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений, является организация досуга лиц пожилого возраста или как принято сегодня говорить - лиц "третьего возраста", или же, как называют работники культуры, «мудрого возраста». Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социально-культурной работы с пожилыми людьми. Клубная работа, как ведущая технология работы с пожилыми людьми.

В современной социально-культурной ситуации досуг пред­стает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и фор­мируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиня­ется закону физической и социальной необходимости. Досуг - необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п.

Следовательно, культурно-досуговая деятельность - это коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, отличающийся рядом общих признаков. Их жизнедеятельность осуществляется и в индивидуальной форме, обладающей обособленностью и относительной самостоятельностью, она представляет собой совокупность норм, труда и быта, права, морали, обычаев, традиций, обрядов, правил поведения. [1, с.92]

Таким образом, в целом досуговая активность способна выполнять функции оздо­ровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивиду­альной жизненной среды. Также, досуг интегрирует множе­ство разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

Как пишет С.Т.Козлова в статье «Самореализация людей старшего поколения»: «Известно, что культурно-досуговая деятельность осуществляется в различных формах – как в рамках учреждений культурной сферы, так и за их пределами. Данная система учреждений предполагает, прежде всего, организованные формы досуговой деятельности, в то время как досуг может иметь и неорганизованный, стихийный характер. Помимо этого, досуговая деятельность может быть не институционализирована, то есть осуществляться дома или в других местах, а в некоторых ситуациях и других типах учреждений. Не являются исключением в этой связи и учреждения социальной сферы, которые также могут выступать организаторами и местами осуществления культурно-досуговой деятельности.

Учитывая эти обстоятельства, можно подразделить социальную работу в культурно-досуговой сфере на несколько видов – в зависимости от места ее осуществления и степени институционализации. Это может быть социальная работа непосредственно в учреждениях культурно-просветительского и культурно-развлекательного характера – к примеру, с определенными группами или индивидуальными подопечными, которые нуждаются в помощи для получения доступа к этим учреждениям, или в организации, стимулировании к участию в этой деятельности. Помимо этого, возможна деятельность социальных работников по организации культурно-досуговой деятельности в социальных учреждениях, а также в ее неинституционализированных формах.

Обычно под досугом понимают систему различных видов человеческой деятельности, ориентированной на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемой в свободное время индивида. Вместе с тем, досуг не исчерпывается только процессами рекреации, но и способствует удовлетворению потребностей человека в межличностном общении и различных развлечениях. В общественных науках принято выделять активные формы проведения досуга –деятельностные разновидности, творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения. А также пассивные – это пассивное потребление различных культурных мероприятий, потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.).

Таким образом, досуг не исчерпывается исключительно рекреационной функцией. Как отмечают современные исследователи, в своих развитых формах он предстает как социокультурная деятельность, которая предо­ставляет индивиду широкие возможности для проявления инициативы, творчества, самоутверждения, свободы социального поведения. В контексте социальной работы эти качества социокультурной деятельности могут быть положены в основу социокультурной реабилитации, и в частности в досуговую деятельность как одну из форм социокуль­турной реабилитации» [2, с.54].

Старость - это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста, проявляются инволюционные (инволюция (от лат. Involution - свертывание) - процесс обратного развития, уменьшения, упрощения какого-либо органа или организма) признаки, что выражается уже во внешнем виде человека, уменьшении его жизненной активности, изменении психических реакций и психологических характеристик, ограничении физических возможностей.

«Постарение населения в мире отражает не только увеличение удельного веса лиц старших возрастов на земле, но и рост их социальной значимости в обществе, возможности влиять на общественные процессы. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы о том, как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам, происходящим на макро- и микроуровне.

Наблюдаемые тенденции приводят к мысли о возрастании по мере переустройства России самостоятельности пожилых людей, усилении их ориентированности на самореализацию и социальные взаимодействия (широкое общение, полезность обществу, уважение окружающих, интересный досуг)» [3, с.74].

В целом, проблема организации досуга пожилых людей является актуальной для всего мирового сообщества. Основными проблемами культурно-досуговой работы с пожилыми людьми являются:

- отсутствие условий для интеллектуального развития, творческой и общественной самореализации граждан старшего поколения;

- предвзятое отношение общества к старости (эйджизм);

- недостаточная разработанность концептуальных подходов к изучению специфики и технологий социокультурной работы с людьми старшего и пожилого возраста;

- отсутствие специализированных программ по организации творческого досуга людей «третьего возраста» с учетом их потребностей и интересов.

При этом следует отметить, что современные пенсионеры все чаще стремятся к активному образу жизни, получению положительных эмоций и избавлению от скуки и одиночества. Кроме того, некоторая часть пенсионеров стремится к саморазвитию и самореализации [4].

Так описывает необходимость культурно-досугового просвещения среди старшего поколения среди других технологий социальной работы Е.И.Холостова: «Среди других современных технологий социальной работы с пожилыми людьми является создание клубов по интересам. Главной целью клубов пожилых людей является предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительных потребностей, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Эти учреждения должны предлагать пожилым людям определенные услуги, помощь, советы и организовать их отдых и развлечения. Для наиболее активных людей они должны быть местом полезной и нужной окружающей деятельности» [5, с. 681].

«Клуб пожилого человека не может быть местом изоляции старых людей. Свою общественную задачу он выполнит тогда, когда будет сотрудничать и создавать возможность завязывания контактов с другими общественными группами, организациями и клубами. Одновременно клуб пожилого человека может стать центром, где решаются различные вопросы, касающиеся пожилых людей в данном обществе» [5, с. 686].

Примером организации досуга старшего поколения в рамках социальных программ Ульяновской области является открытие Центров активного долголетия на базе учреждений культуры, в которых функционируют любительские объединения и клубы по интересам для пенсионеров. Члены этих клубов ведут активный образ жизни, занимаются оздоровительной гимнастикой, танцами, общаются, принимают активное участие в городских праздниках и концертах.

Одним из ярких примеров активной жизнедеятельности граждан «зрелого и мудрого возраста» на территории Тереньгульского района Ульяновской области является Центр активного долголетия «ВЕКТОР», деятельность которого направлена на поддержание активности жителей Тереньгульского района старшего возраста, организацию их досуга, поддержку здоровья, помощь в реализации творческих способностей, общение и продление активной жизнедеятельности.

В рамках занятий Центра проводятся творческие встречи, посиделки, чаепития, показы мод, организация кинопросмотра, вечера искусств и т.п. Особенно актуально проведение ежегодного фестиваля народного творчества, «Рябиновый» и «Сиреневые» балы, ретро-вечера. В 2017 году организовано клубное формирование любителей фотографии «Фотофеерия».

Особый интерес у пенсионеров в настоящее время вызывают компьютерные курсы. В Центре правовой информации на базе Тереньгульской центральной библиотеки функционирует Школа компьютерной грамотности, благодаря которой пенсионеры осваивают виртуальное пространство, в частности, общаются по электронной почте, пользуются полезными сайтами.

С целью формирования систематической физической активности людей пожилого возраста сегодня используются различные виды реабилитационного досуга, в частности, экологический и культурно-познавательный туризм. По мнению Е.И.Холостовой, «Основной функцией туризма с социальной точки зрения является воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил. Туризм не ограничивается пассивной формой восстановления физических и психических сил, а использует формы, благодаря которым можно изменить характер деятельности и окружающие условия, активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи. Туризм вызывает контрастную перемену монотонной жизни, будь то производство, связанное с нервным напряжением и однообразием окружающей обстановки, или пре- бывание человека с ограниченными возможностями в стенах своего дома, длящееся годами, или жизнь человека пенсионного возраста, который оказался вне привычных социальных контактов и не может привыкнуть к «пустоте», возникающей у многих людей с выходом на пенсию. Туризм всегда связан с перемещением. Он обеспечивает смену обстановки, изменение обычного образа жизни. Чистый воздух, активная форма отдыха способствуют физическому оздоровлению. Наступает психологическое расслабление, так как отсутствуют раздражающие факторы производственной и городской среды (шум, напряженность рабочего режима, суетность городской жизни и т.д.). Туризм положительно влияет на развитие личности. Он обладает восстановительной функцией и несет в себе большой гуманитарный потенциал. Для человека всегда очень важно увидеть своими глазами, услышать, потрогать, попробовать все самому. Не менее важны компенсаторные функции туризма, которые обеспечивают специальные нужды людей с ограничениями. В наше время туризм становится все более доступным для людей пожилых, с проблемами здоровья, с инвалидностью. Благодаря развитию медицины и фармации, техники, туристской отрасли появляются способы для поддержания здоровья и жизнедеятельности в активной форме. Так, принимая регулярно лекарственные средства, человек поддерживает оптимальный уровень нарушенных функций, а с помощью технических средств и усовершенствованного транспорта он может комфортно передвигаться на большие расстояния. Развитие социального туризма, который становится приоритетным в туристской индустрии, разра- ботка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами — все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям.» [5, с.696].

Современная досуговая деятельность пожилых граждан, выступающая фактором их социального благополучия, находится в стадии медленной модернизации, несет на себе печать информатизации и компьютеризации, испытывает влияние массовой культуры и пронизывает всю повседневную жизнь людей пожилого возраста. Организация досуговой деятельности влияет на индекс удовлетворенности пожилых людей проведением свободного времени, а значит, и на их социальное благополучие [6, с.72].

«Таким образом, организация социально-культурных мероприятий будет способствовать самореализации человека в новом ведущем виде деятельно­сти. Организация пожилыми людьми социально-культурных мероприятий преобразует досуговую деятельность в целостную систему, поскольку она активизирует реализацию социально-психологических потребностей» [7].

Список литературы:

  1. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие для вузов/Ред. Е.И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Наука-бизнес-общество, 2011. – 92 с.

  2. Козлова Т.З.Самореализация людей старшего поколения // Социальные исследования. 2017. №1. С. 54-61.

  3. Андреева Т.П. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. – 2009 – №1. – С. 74-77.

  4. Фирсова Н.Г. Организация досуга как одна из форм повышения самооценки пожилых людей после выхода на пенсию // Концепт. Современные научные исследования. – 2013. – Вып. 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53655.htm

  5. Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник/ Е. И. Холостова. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 905 с. — Серия: Основы наук.

  6. Колосова Е.В. Досуговая деятельность как фактор социального благополучия пожилых граждан // Амурский научный вестник. – 2013. – №3. – С. 72–77.

  7. Литвак Р.А., Резанович И.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ФИТНЕС-КЛУБЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5233.

 

Просмотров работы: 3797