ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОГРАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОГРАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Михалькова Я.А. 1
1БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Старооскольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной России модернизируется система образования на всех уровнях. Большая инновационная работа проводиться в системе дошкольного образования. Реконструируются дошкольного образовательные учреждения, совершенствуется материально- техническая база, изменяется пространственная среда. Внедряется Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, что определяет новую и инновационную работу изменением содержания методов и средств в системе дошкольного образования. В центре системы субъект педагогического процесса ребенок дошкольник.

Так как ведущим видом деятельности выступает игровая деятельность, то именно в этой деятельности необходимо использовать имеющиеся возможности нововведений детей дошкольников.

В настоящей статье предпринята попытка анализа традиционных и инновационных подходов в игровой деятельности.

Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандартасвязано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. В стандарте не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольной Организации в целом отражает современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка.

В связи с этим дошкольное образовательное учреждение ориентировано на формирование творческой успешной личности, проявляющей инициативу и самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества его оценивания является закономерным. Инновационные процессы в системе дошкольного образования требуют обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам обучать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Развитие ребенка должно осуществляться не столько в учебной деятельности, сколько в игре.

В настоящее время актуальность игры для дошкольника повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео,

радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании.

Довольно долго в практике и теории воспитания господствовал узко-дидактический подход к игре, как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога при этом состояла лишь в создании условий для игры, обеспечение её игровым материалом. В системе дошкольного образования, долгое время наблюдалось

преобладание занятий как основной формы обучения детей. Другими словами, дошкольное образовательное учреждение придерживались учебной модели, т. е. на первом месте все время оказывались занятия. Исходя из всего этого, времени на игру у детей почти не оставалось.

Следует подчеркнуть, что игра влияет на развитие личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Через игру ребенок осознает те характеристики личности, которые ложатся в основу структуры его самосознания. Поэтому обновления в системе дошкольного образования являются закономерными.

По мнению исследователей игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.[1] В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий. И в свою очередь данная технология имеет собственную классификацию, т.к. включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Так же игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Современными подходами к становлению и развитию сюжетно- ролевых игр занимались известные педагоги и ученые Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.

В психолого-педагогической теории игры, особое внимание уделяется иследование феномена игры как средству обучения, воспитания и развития. Игра, непременно, достаточно заинтересованное занятие для малыша, а еще важное средство его обучения и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется там видом деятельности, в котором создается личность малыша, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у малыша развиваются потребность преображение находящейся вокруг реальности, дееспособность к творению нового. Он объединяет в сюжете игры настоящие и выдуманные явления, одаряет новыми качествами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, малыш не элементарно примеряет к себе профессию и индивидуальности чужой личности: он вступает в нее, вживаясь, проникая в ее ощущения и настроения, обогащая и углубляя тем самым свою личность (С.Л. Рубенштейн)[3]

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.[2]

Так как Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент должны непременно соседствовать с игровой оболочкой.

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Современными подходами к становлению и развитию сюжетно- ролевых игр занимались известные педагоги и ученые Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. В своих исследованиях Н.Я. Михайленко и Н.А.Короткова [5] указывали, что с игровой деятельностью в дошкольном учреждении дело обстоит не вполне благополучно, что она не достигает должностного уровня развития, «уходит» из жизни детей. Этот вопрос поднимался неоднократно. Причины такого положения с игрой, объясняют Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова,[5] что прежде всего, это связано с переходом отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада).

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном дошкольном учреждении чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении игр современных дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдулова Т.П. Психологическая игра. Современный подход. Москва: Академия, 2012

2. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.

3. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевая игра для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2009. - 30-35с.

4. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И. Гризик и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

5. Михайнко Н.Я. Оргаленизация сюжетной игры в детском саду / Н.Я.Михайленко. Н.А., Короткова. - М.: Изд-во Линка-Пресс,2009. - 75-93с.

6. Некрасова В. А. « Растем играя: сред. и ст. дошк. Возраст» Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: Просвещ 200ение,4

Bibliography

1. Avdulova, TP Psychological game. Modern approach. Moscow: Academy, 20122. Babaeva TI, Rimashevskaya LS How to develop the relationship and cooperation of preschool children in kindergarten. - S.-P., Childhood-Press, 2012.3. N.Vinogradova. The plot-role game for senior preschoolers / N.А. Vinogradova, N.V. Pozdnyakova. - Moscow: Publishing house Iris-Press, 2009. - 30-35с.4. Together with the family: a manual on the interaction of doshk. educated. institutions and parents / TN Doronova, GV Glushkova, T.I. Grizik and others - 2 nd ed. - Moscow: Education, 2006

5. Mikhailenko N. I. The organization of the plot of the game in kindergarten / N. I.Mikhailenko. N. A. Korotkova. Moscow: Link press Publishing house, 2009. - 75-93c.

6. Nekrasov V. A. " playing to Grow: environments. article and pre-school groups.. The age of the" Manual for educators and parents, 3rd ed. - M.: Education 200, 4

Просмотров работы: 1029