ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.

Сорокина М.И. 1
1СОФ НИУ "БелГУ" , МБДОУ ДС №61 "Семицветик"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития системы образования в Российской Федерации обусловлен утвержденной 26 декабря 2017 года государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» установленные сроки и этапы реализации программы 2018 - 2025 годы, в которой значительное место отведено дошкольному образованию. В новой редакции государственной программы определены основные цели: качество образования, доступность образования, онлайн-образование. В программе уделяется особое внимание формированию личности детей дошкольного возраста, таким образом, интерес к проблеме формирования личности дошкольника актуализирован на государственном уровне.

На современном этапе развития системы дошкольного образования актуализируется интерес к проблеме развития детской личности. Изменяющийся социум предъявляет качественно новые требования к самосознанию растущего человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед дошкольной образовательной организацией важнейшую задачу - обеспечить полноценное развитие личности ребенка-дошкольника.

Современная педагогическая наука рассматривает дошкольный возраст как период целенаправленного развития базовых качеств личности, но без знания личностных и возрастных особенностей развития детей невозможно и работать с ними. А ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности, норм поведения, личностных качеств.

Изучение личностных особенностей дошкольников связано с именами К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, Е.И. Тихеевой и др. Проявляя глубокий интерес и уважение к развивающейся личности воспитанника, они выстраивали его образование через формирование психических, духовных, личностных качеств.

Обновляющейся российской системе дошкольного образования требуются образовательные технологии, которые обеспечивают полноценное формирование личности ребенка-дошкольника. Одной из таких технологий является проектная деятельность.

Образовательный и воспитательный потенциал проектной деятельности позволяет в рамках дошкольной образовательной организации позволяет формировать личность ребенка дошкольного возраста, развивать у детей необходимые навыки и умения для самостоятельного творческого мышления (А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса, А.И. Савенков и др.). Это весьма актуально для формирования личности ребенка-дошкольника, развития способностей к планированию и самоорганизации.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему дошкольной образовательной организации, открытой для активного участия родителей.

Проблема формирования личности ребенка-дошкольника в проектной деятельности детей и взрослых нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых, которые являются представителями различных наук.

Фундаментальные аспекты проблемы воспитания личности содержатся в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева и др.

Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина.

Как новая педагогическая технология, которая решает актуальные задачи обучения, метод проектов рассматривается В.В. Гузеевым, М.В. Клариным, Н.Ю. Пахомовой, Г.К. Селевко, Т.И. Шамовой. Как метод познания и способ организации учебно-познавательной деятельности он характеризуется А.Н. Вераксой, Н.Е. Вераксой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, И.А. Сасовой, И.С. Сергеевым, Л.Л. Тимофеевой, И.В. Штанько и др.

Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью. Но для того чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением.

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.

Одним их эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности.

Выдающийся педагог Г. Ващенко определил метод проектов как обеспечивающий «приспособления содержания и методов учебной работы к особенностям детской природы».

Метод проектов – метод проблемного обучения, способ организации

поэтапной практической деятельности на основе взаимодействия педагога и

воспитанника между собой для достижения цели, определенной проблемой

данного проекта. Метод проектов является своеобразной формой перспективного планирования учебной работы с участием детей. Вместе с тем – это специфическая педагогическая технология, по которой осуществляется этот план.

Обращение к методу проектирования имеет большие преимущества.

Он активизирует, организует, нацеливает ребенка дошкольного возраста на творческую деятельность, познания. С помощью метода проектов осуществляется развитие ребенка дошкольного возраста в разных направлениях:

- формируется жизненная компетентность (ребенок приобретает дееспособности в различных жизненных ситуациях);

- активизируется познавательная деятельность воспитанников;

- развивается креативность, самостоятельность в принятии решений;

- формируется Я-концепция у ребенка («я могу», «я хочу», «меня принимают», «меня любят»);

- развиваются личностные качества, эмоционально-образная сфера каждого ребенка;

- формируются умения и навыки учебного, воспитательного и коммуникативного направления.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

К задачам развития относятся: обеспечение психологического благополучия детей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Цели проектной деятельности: проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; помогают детям осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей; способствуют умению наблюдать; способствуют умению слушать; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение; развивают внимание, речь, память.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В старшем дошкольном возрасте задачами обучения выступают:

– развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

– развитие специальных способов ориентации – экспериментирование и моделирование;

– формирование обобщённых способов умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

– развитие способности к прогнозированию будущих изменений.

- формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности, потребности в создании собственной картины мира, навыков коммуникативного общения.

- формирование проектно-исследовательских умений и навыков: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности ребенка-дошкольника в проектной деятельности происходит через: социальное развитие, развитие самопознания и положительной самооценки, овладение способами внеситуативно-личностного общения.

В ходе проектной деятельности происходит физическое, познавательное и эстетическое развитие ребенка:

– физическое развитие: развитие осознанного отношения к своему здоровью, формирование потребности в здоровом образе жизни, совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролевые игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»);

– познавательное развитие: систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей, развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

– эстетическое развитие: углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов, овладение различными видами художественной деятельности, развитие способностей к эстетической оценке (например, ролевой игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

- игровые (участники играют конкретных персонажей);

- исследовательские (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сочинений, газет);

- информационно-практические (в них дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни);

- творческие (результат – сказка, постановка).

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и практическую и игровую деятельность детей.

По длительности различают кратковременные (от 3 дней до 3 недель) и длительные проекты (от одного месяца до полугода).

Успешность длительных проектов зависит от умения педагога постоянно удивлять детей новыми событиями.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Процесс деятельности дошкольников в проекте сложный и динамичный, поскольку зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Педагог – координатор проектной деятельности. Он должен понимать, что успех человека в современном мире во многом определяется его способностью организовывать свою жизнь как проект: определить дальнюю и близкую перспективы, наметить план действий, ресурсов для выполнения и, реализовав его, оценить, удалось ли достичь поставленной цели.

Для успешного внедрения проектной деятельности в детском коллективе педагог с преподавателя превращается в помощника, советчика, который всегда находится не «над ребенком», а рядом с ним. Важно, чтобы между участниками учебно-воспитательного процесса преобладал демократический стиль взаимоотношений, который предполагает понимание и принятие дошкольника таким, какой он есть, проявление уважения к ребенку и его родителей – участников проекта, предоставление им педагогической поддержки.

Чтобы подготовиться к внедрению проекта педагогу необходимо:

1. Определить тему проекта на основе изучения интересов детей.

2. Разработать на основе алгоритма проектной деятельности ориентировочный ход проекта, который направлен на достижение цели.

3. Ознакомить родителей с темой проекта.

4. Создать условия для выдвижения проблемы, необходимой для организации проектной деятельности.

5. Собирать, накапливать материал для различных видов деятельности детей.

6. В случае необходимости, привлечь специалистов (музыкальный руководитель, психолог и другие) к осуществлению соответствующих разделов проекта.

7. Ориентировочно определить изделие итоговой презентации.

Деятельность педагогов вместе с детьми могут уточняться и дополняться на протяжении всего процесса. Методика предусматривает систему поэтапной деятельности детей и педагога по алгоритму.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Проектная деятельность имеет следующие особенности:

- проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;

- участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

- проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Таким образом, изучив понятие проектной деятельности в контексте современных задач развития личности ребенка-дошкольника мы сделали вывод, что метод проектной деятельности это эффективный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста, он основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обращение к методу проектирования имеет большие преимущества, он активизирует, организует, нацеливает ребенка дошкольного возраста на творческую деятельность, познания. С помощью метода проектов осуществляется развитие ребенка дошкольного возраста в разных направлениях: развиваются личностные качества, эмоционально-образная сфера каждого ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008. - 569 с.

  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. Учебное пособие. / А.Г. Асмолов. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 105 с.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Учебное пособие. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 426с.

  4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика /Л.Р. Болотина Л. Р. - М.: Акад. проект, 2005. -– 238 с.

  5. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

  6. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей ДОУ / Авт. - сост. Л.С. Киселева и др. - М. АРКТИ, 2006. - 112 с.

  8. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3 - 44.

Просмотров работы: 357