ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 13-15 ЛЕТ РАЗНЫХ ИГРОВЫХ АМПЛУА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 13-15 ЛЕТ РАЗНЫХ ИГРОВЫХ АМПЛУА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Актуальность. Проблема подготовки высококвалифицированного резерва для профессионального футбола в настоящее время стано­вится все более актуальной (Денисенко Ю.П. и др., 2009; Иванов В.В., Левин B.C., 2008). Эффективное функционирование системы спортивного резерва, повышение качества учебно-тренировочного процесса юных спорт­сменов может быть обеспечено только при строгом научном обосновании как системы в целом, так и ее отдельных компонентов (Шамардин А.И. , 1999; Цянь В. И др., 2004).

Оптимальное проектирование технологии тренировочного процесса, фор­мирование тренировочных программ, подбор адекватных средств и методов тренирующих воздействий и целенаправленного восстановления возможно только на основе учета закономерностей возрастного развития, информации о психических и функциональных особенностях спортсменов (Сучилин А. А., 2004; Шамардин, 2004).

В литературе сведения по данным аспектам этой проблемы представлены фрагментарно (Шамардин А.И., 2002; 2005), и в основном касаются квалифицированных взрослых футболистов. Вместе с тем, управле­нию развитием адаптации, функциональной подготовленностью, оптимизацией тренировочного процесса юных футболистов именно на этапе углубленной специализации должно уделяться особое внимание. Это обусловливается тем, что этот этап многолетней спортивной подготовки совпадает с мощными он­тогенетическими процессами, началом проявления индивидуальных особенно­стей механизмов регуляции функций и процессов адаптации, на основе кото­рых, в частности, определяется игровая специализация юных футболистов (Золотарев А.П., Шамардин А.И., 2001; Солопов И.Н. и др., 2006).

Одной из важнейших задач спортивной подготовки является формирова­ние необходимого уровня функциональных возможностей занимающихся, вы­ступающих основой для роста спортивного мастерства и специальной физиче­ской работоспособности, являющихся предпосылкой способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и трени­ровочным нагрузкам и обеспечивающих эффективное восстановление (Золотарев А.П., Шамардин А.И., 2001; Сучилин А.А., Цянь В, 2004). Игра в футбол рассматри­ваемая как специфическая среда деятельности (Сучилин А.А. и др., 2001; Шамардин А.И. и др., 2002), предъявляет к функциональной подготовленности игроков, развитию всех ее основных компонентов очень высокие требования (Шамардин А.И. , 2004).

В связи с этим, изучение структуры функциональной подготовленности юных футболистов в связи с возрастными особенностями и спецификой игровой деятельности, разработка методических подходов к дифференцированно­му, в связи с игровым амплуа, применению в тренировке дополнительных средств является актуальной задачей.

Объект исследования - функциональная подготовка юных футболистов.

Предмет исследования - содержание функциональной подготовки юных футболистов 13-15 лет в зависимости от игрового амплуа на основе примене­ния специальных упражнений.

Цель исследования — изучить особенности функциональной подготов­ленности и разработать методические подходы к целенаправленному использо­ванию специальных упражнений в тренировке юных футболистов на этапе уг­лубленной специализации в зависимости от игрового амплуа.

Гипотеза. Функциональная подготовка юных футболистов 13-15 лет мо­жет быть индивидуализирована и более эффективной, по сравнению с сущест­вующей практикой, если учитывать структуру функциональной подготовлен­ности игроков различной игровой специализации при подборе тренировочных нагрузок и целенаправленно дифференцированно применять дополнительные специальные упражнения.

Методы исследования. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы, определение показателей физического развития, тестирование функциональной подготовленности, педагогические наблюдения и педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты педагогического эксперимента показывают, что дифференцированное, в соответствие с игровой специализацией, использо­вание специальных упражне­ний в тренировке юных футболистов способ­ствует усилению тренировочного эффекта от применения обычных трениро­вочных воздействий (физических упражнений) и позволяет обеспечить более выраженное акцентированное и целенаправленное развитие доминантных для каждого игрового амплуа компонентов функциональной подготовленности.

В результате проведенных экспериментов выяснилось, что дифференцированная в соответствии с этапом подготовки и ролью различных факторов в обеспечении физической работоспособности система комплексного контроля в совокупности со своевременной коррекцией структуры тренировочных нагрузок, акцентирование последних по линии «доминантных» для соответствующего этапа подготовки факторов вызывают существенный прогресс именно по актуальным направлениям и, как следствие, значительно эффективнее повышают уровень функциональной подготовленности футболистов в целом, делают ее более сбалансированной.

Полученные результаты позволяют заключить, что систематический дифференцированный контроль уровня физической работоспособности способствует повышению эффективности тренировочного процесса, является действенным фактором оптимизации и рационализации подготовки футболистов.

Таким образом, совершенствование функциональной подготовленности футболистов должно идти по пути ее комплексной целевой оптимизации. При этом очевидна эффективность совместного использования как должным образом структурированных традиционных тренировочных средств и методов, так и дополнительных методик целенаправленного воздействия на функциональные системы организма. Безусловны необходимость и действенность учета закономерностей адаптации, дифференцирования нагрузок по направленности воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов, игрового амплуа и этапа многолетней подготовки, дальнейшей рационализации системы восстановительных мероприятий, объективизации контроля динамики состояния футболистов по ходу учебно-тренировочного процесса.

Просмотров работы: 69