ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Панеш Б.Х. 1, Нехай Н.А. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования"Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное начальное общее образование в России с 1 сентября 2011 года перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В основе успешного обучения младших школьников лежат универсальные учебные действия (УУД), имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Залогом качественного овладения универсальными учебными действиями является мышление как высший познавательный процесс. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преображения человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент не существует.

Именно поэтому при формировании УУД у младших школьников необходимо учитывать особенности развития мышления детей данного возраста, поскольку эти два процесса тесно взаимосвязаны между собой. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой школьник, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить [1].

На младший школьный возраст (6-7 лет – 10-11 лет) в теории Ж. Пиаже приходится конкретно-операциональная стадия, которая характеризуется появлением операций - действий наиболее общих, интериоризованных, обратимых, координированных в систему, которые Ж. Пиаже считал ядром умственного развития ребенка, т.е. в терминологии концепции универсальных учебных действий – универсальные познавательные действия. Индикатором возникновения операциональных структур на данной стадии является представления детей о сохранении (инвариантности количества вещества, длины, площади, массы, веса и объема), которое свидетельствует об обратимости умственных действий.

Умственное развитие младшего школьника совершенствуется в двух противоположных направлениях – к более конкретному и к более абстрактному. Мышление становится более широким по объёму, менее наглядным и более абстрактным, но в то же время более детальным по содержанию, более содержательным. Вместе с тем мышление становится более дисциплинированным и более обоснованным, более правовым и более истинным [2].

Развитие анализа идёт от практически-действенного, чувственного - к умственному. У младших школьников преобладающим видом анализа является практически-действенный и чувственный. Это означает, что учащиеся сравнительно легко решают те задачи, где можно использовать практические действия с самими предметами, например, палочки, кубики (практический анализ), или находить части предметов, наблюдая их в естественных условиях или на наглядном пособии.

Развитие анализа от элементарного к углубленному протекает одновременно с развитием синтеза от элементарного к более широкому и сложному. У младших школьников преобладающим является практически – действенный синтез, т.е. синтез, осуществляемый на основе практического действия с предметами. На более высоком уровне умственного развития учащиеся выполняют и умственный синтез, т.е. они могут синтезировать предметы и явления при их отсутствии, на основе представлений. Но с этой задачей они справятся только тогда, когда предметы и явления им хорошо известны.

Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, они совершенствуются в единстве. Так, некоторые слова осмысляются в контексте, т.е. на основе синтеза. Но осмысление отдельных слов, т.е. анализ, приводит к полному и глубокому пониманию фразы, т.е. к новому синтезу. В свою очередь, синтез оказывает влияние на качество анализа.

Учитывая особенности мышления младшего школьника и развивая его мыслительные способности, мы формируем познавательные УУД.

Согласно теории планомерного поэтапного формирования действий и понятий П.Я. Гальперина, предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями [3].

Определить уровень сформированности УУД у детей младшего школьного возраста позволит диагностика, а благодаря полученным её результатам можно будет грамотно спланировать дальнейшую работу в данном направлении.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений. Результаты диагностирования уровня сформированности универсальных учебных действий позволят учителю начальных классов грамотно спланировать свою предстоящую работу в данном направлении.

Список литературы:

  1. Мошина, Р.Ш. Типовые задачи по формированию УУД. Окружающий мир 1 класс (Работаем по новым стандартам)/ Р.Ш. Мошина. - М.: Просвещение, 2012. – 109 с.

  2. Пиаже, Ж. Психология интеллекта /Ж. Пиаже //Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. – С. 55–229.

  3. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/ П.Я. Гальперин // Введение в психологию.- М., 1976.

Просмотров работы: 317